Страницы : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
Питер Вагнер
Молитвенный Щит
Я верю, что из всех написанных мною книг эта окажется самой важной для пасторов и других христианских лидеров.
Почему? Потому что это по-настоящему действует! Всякий раз, после того как я в течение многих лет делился информацией о личном ходатайстве, многие пасторы говорили мне, что следование моим советам удивительным образом преобразило их служение.
Это — руководство, как для лидеров, так и для обычных верующих. Оно поможет сформироваться новым взаимоотношениям, помазанным Богом для освобождения Своего народа, чтобы мы стали такими, какими хочет видеть нас Он.
С.Питер Вагнер
Введение
Немногие христиане заметили, как в 70-е годы новое Великое молитвенное движение, начало распространяться в христианских церквях по всему миру. В наши дни мало кто об этом не знает. На памяти нынешнего поколения молитва никогда не была таким важным пунктом повестки дня для пасторов, лидеров и простых верующих.
Я был среди тех, кто не был осведомлён об этом в 1970 году. Это (как я ещё объясню позже) был самый “безмолитвенный” период в моём служении. Затем я начал заново узнавать и переживать силу молитвы в начале 1980-х, когда я организовал класс Воскресной школы в церкви Лэйк-Авеню в Пасадене, штат Калифорния. Вначале всё шло медленно, но в 1987-м я вошёл в сильную струю.
Начиная с 1980-го, молитва привлекала меня как часть попытки понять духовные критерии роста церкви. Многим я известен как профессор церковного роста при Фуллеровской семинарии. Я посвящаю много времени исследованию причин того, почему получается так, что некоторые церкви растут, тогда, как другие чахнут и умирают. Годами я имел дело в основном с организационными и контекстуальными факторами. Однако с недавнего времени я пытаюсь понять духовные факторы, влияющие на рост церквей.
В 1987 году я начал уделять большое внимание молитве. Я сделал то, что часто делают профессора, и начал собирать личную библиотеку по предмету. Сейчас я прочёл множество томов и думаю, что мой взгляд на этот предмет довольно объективен. Одной из причин, почему я пошёл именно этим путём, было желание открыть те специфические сферы во всём предмете молитвы, которыми в прошлом несколько пренебрегали. Это помогает мне установить свои личные приоритеты в исследовании.
В литературе возникли три очевидные вакансии: 1) ходатайство стратегического уровня, то есть духовная война с начальствами и властями; 2) ходатайство за христианских лидеров; 3) взаимоотношения молитвы и роста поместной церкви. Сейчас я работаю над новыми книгами об этих трёх вопросах, а также ещё одной из серии, посвящённой решающей теме в духовном планировании. Книга о стратегическом ходатайстве “Воинствующая молитва” уже издана. “Молитвенный щит” — книга о ходатайстве за лидеров, а третьей и четвёртой ещё предстоит выйти.
Сам я узнал о личном ходатайстве за лидеров из своего опыта за несколько лет до начала моих исследований. В результате персонально принятого ходатайства моё служение поднялось на более высокий уровень, чем когда-либо. Благодаря этому я с удивлением обнаружил, что немногие из тех, кто учил молитве, говорили о молитвах за пасторов и других лидеров.
Предыдущим поколениям было доступно не очень много учения о ходатайстве за лидеров. Например, более чем сто лет назад Чарльз Г. Финней посвятил две страницы своих классических “Лекций о религиозных пробуждениях” обращению к читателям — “Молиться за своих служителей”. Помимо прочего, он сказал: “Я знал церковь, которая молилась за своего служителя день за днём и с неописуемым беспокойством следила за тем, чтобы Святой Дух был с ним в его делах!” И позже: “Всё складывается совершенно по-другому, когда церковь чувствует, что её служитель молится, и что их молитвы не нужны”.
Е. М. Баундс, человек, который, возможно, написал о молитве больше книг, чем кто бы то ни было, говорит о молитве за пасторов. Глава его книги “Сила через молитву” (1912) называется “Проповедникам нужны молитвы людей”; в книге “Молитвенное оружие” глава названа: “Мольба проповедников: "Пожалуйста, молитесь за нас!”” . Баундс считает молитву настолько важной, что он заявляет: “Воздух не имеет такого значения для лёгких, какое имеет молитва для проповедника”. Он делает тот же акцент, что и я в этой книге “Проповедник должен молиться; проповедник должен быть "промолен" (его выражение)”.
Среди современных авторов, которые писали о молитве, двоим, написавшим о ходатайстве за лидеров, довелось быть партнёрами в молитве о моей жене Дорис и обо мне. Один из них, Дик Истман, убеждает нас “защищать тех, кто уже трудится на жатве”, и даёт нам десять, как он сам называет, “колоссянских требований” для христианских служителей.
Другая — Синди Джейкобс, написавшая целую главу о “личных молитвенниках”. Среди прочего она рассказывает о проблемах, с которыми они с мужем Майком столкнулись в своём служении “Генералы ходатайства”. Ситуация с проблемами повернулась на сто восемьдесят градусов, когда они привлекли молитвенных помощников.
Пастор Майкл Тукер (Тиндэйл) — один из тех, кто пишет о ходатайстве за лидеров, в своей книге “Церковь, которая осмелилась измениться”.
Джон Максвелл, пастор церкви в Сан-Диего, Калифорния, выпустил отличные видео- и аудиокассеты под названием “Молитвенники пастора”. Это отличные исследования, которые я настоятельно рекомендую. Я не знаю никого, кто представил бы эти исследования более квалифицированно, чем мой друг Джон, который привлёк сто посвящённых человек, чтобы молиться за него на интенсивной и постоянной основе.
Следующее исследование, которое включает в себя одну видео- и шесть аудиокассет, “Как организовать молитвенное служение”. Это моё исследование, и оно содержит материалы, которые вы сможете найти в этой книге, и те, которых в книге нет.
Насколько мне известно, это первая книга, полностью посвящённая пасторам и их личным молитвенникам. Здесь я использую слово “пастор” в широком смысле, имея в виду христианских лидеров вообще, каким являюсь я сам. Несмотря на то, что такие служители, как Билли Грэм, Джеймс Добсон, Лорен Канингэм и Питер Вагнер, возможно, и нуждаются в большей молитвенной поддержке, чем пасторы поместных церквей, но для большинства христиан в их повседневной жизни христианскими лидерами являются именно их пасторы. Вот почему я отдаю пасторам предпочтение.
Эта книга не только для молитвенников. Она также для тех, кто молитвы принимает. Одна из моих главных целей - помочь пасторам и лидерам понять своих ходатаев, а ходатаям помочь понять своих христианских лидеров, за которых они молятся. Я верю, что как только это начнёт происходить, огромное количество Божественной силы высвободится через церкви и церковные служения для продвижения Божьего Царства здесь на земле.
Глава 1. Сила личных молитвенников
Причиной для написания этой книги послужило моё личное убеждение в истинности следующего утверждения: наименее востребованный источник духовной силы в наших церквях сегодня — это ходатайственная молитва о христианских лидерах.
Я намеренно не сказал “один из невостребованных источников силы”, потому что, я думаю, вряд ли найдётся что-либо столь же важное, но и столь же пренебрегаемое. Мы не делаем этого и, как правило, даже не говорим об этом.
Я вовсе не хочу сказать, что ходатайственная молитва за лидеров — единственный источник духовной силы в церквях. Нет. Провозглашение Слова, молитва, хвала и поклонение, исцеление, исповедание, пост, причастие, духовные дары и многие другие важные источники силы используются в церквях достаточно широко. Правда, не все они используются так хорошо и так часто, как бы нам хотелось, но мы к ним обращаемся. Иначе состоит дело с ходатайственными молитвами за лидеров.
Я покажу вам, какие изменения они могут принести.
Духовные “весы” в уэслианской церкви “Горизонт”
Один из моих лучших друзей - Джон Максвелл, пастор уэслианской церкви “ Горизонт” в Сан-Диего. Я буду часто упоминать о нём в этой книге, так как я узнал от него очень много о личных молитвенных партнёрах пастора. В его церкви, в отличие от других, ходатайственная молитва за лидеров используется по максимуму. Она вплетена в саму ткань стратегии философии служения церкви.
Максвелл твёрдо верит, что с помощью ходатайственной молитвы церковь избежала очень серьёзной ошибки. Не то чтобы эта ошибка могла привести к тотальному бедствию, но она поставила бы церковь на тот путь, который не позволил бы ей быть такой, какой хотел Бог.
В течение нескольких лет руководства Джона Максвелла Бог благословлял церковь существенным ростом. Со временем она выросла до трёх тысяч человек, и старое помещение, расположенное в обречённом на снос районе города было заполнено до отказа. Три собрания в воскресное утро уже не могли вместить всех желающих попасть на них, поэтому, как и следовало ожидать, рост прекратился. Для всех стало очевидным: если церковь хочет достичь всех людей, к которым призвал их Бог, она должна переехать в другое помещение.
Во всём Сан-Диего было непросто найти достаточно большой участок для их дерзкого, Богом данного видения на будущее. Им нужно было сто акров (сорок с половиной гектаров) земли в хорошем месте. Агенты по недвижимости говорили: Сан-Диего так вырос за последнее время, что такого рода земельный участок найти невозможно. Им следовало начать поиски десять или пятнадцать лет назад.
У Джона Максвелла в церкви было сто человек, которые посвятили себя молитве за него. В своё время я объясню, как это получилось, но в настоящий момент достаточно сказать, что в период поисков нового земельного участка эти люди молились, вместе с Джоном и другими лидерами. Проходил месяц за месяцем, одно огорчение сменяло другое, боевой дух начал угасать. Церковь оставалась на прежней ступени роста, хотя потенциал её был выше, чем когда-либо раньше. Казалось, что агенты по продаже недвижимости были правы.
Затем наступил прорыв. Освободился участок превосходной земли в пятьдесят акров, расположенный прямо у дороги. Люди Джона сразу же взялись за дело, прошли через суровые переговоры, в результате которых сошлись на сумме в два миллиона долларов. Джон и весь церковный совет чувствовали себя так, словно они увидели разом всех ангелов, и были убеждены, что это правильное решение. Они назначили собрание на воскресный вечер, чтобы принять и утвердить рекомендации совета о покупке земли для будущего строительства.
Но, несмотря на все многомесячные молитвы, Джон, как это ему свойственно, хотел убедиться, что они молились достаточно. В конце концов, это было одним из самых важных решений, которые церковь когда-либо принимала или ещё когда-нибудь будет принимать, и он, а с ним и другие церковные лидеры, хотели быть абсолютно уверены, что это Божья воля. Поэтому Максвелл сказал своим молитвенным партнёрам: “Давайте, ребята, убедимся, что мы принимаем правильное решение. На всякий случай пойдём на то место и помолимся ещё разок”.
“Это не ваш участок!”
В субботу накануне, решающего собрания церкви Джон Максвелл и сто его молитвенников вышли на то место, которое, как они думали, станет будущим участком для строительства уэслианской церкви “Горизонт”. Чем дольше они молились, тем больше ими овладевало странное чувство, сначала каждым в отдельности, а потом и всей группой. После мучительных сомнений, которые трудно себе представить, они начали соглашаться друг с другом, что все они слышали, как Бог сказал: “Это не ваш участок!”
На следующий вечер на собрании церкви Джон пересказал всё, через что они прошли для принятия решения о покупке земли. Всё казалось правильным с деловой и финансовой точки зрения, с точки зрения церковного менеджмента и, исходя из советов, которые они получали со всех сторон. Но одно обстоятельство могло перевесить все позитивные доводы - слово от Господа, принятое в результате горячей и эффективной молитвы.
Максвелл знал, многие будут огорчены и разочарованы, но он укрепил свою веру в то, что Божья рука благодаря его молитвенникам, действует в его собственной жизни и в жизни церкви, и стал действовать смело. Он объявил, что церковь “Горизонт” отзывает свой взнос за земельный участок. Он также убедил собравшихся: если Бог сказал им не покупать этот участок земли, то только потому, что у него есть для них нечто намного лучшее. Никто в то время не мог представить, насколько лучшее!
Процесс поисков начался снова. Они обнаружили прекрасный участок в восемьдесят акров и дважды обращались к владельцам с предложением продать его, но им оба раза отказывали. Ходатаи и другие члены церкви продолжали молиться. Затем наступил финансовый кризис, и владельцы земли стали склоняться к тому, чтобы продать её. Церковь предложила очень низкую цену - 1,8 миллиона долларов за восемьдесят акров, а владельцы были настолько стеснены финансово, что в конце концов, с неохотой согласились. Но они настаивали на одном условии: если церковь “Горизонт” не сможет использовать землю для своих целей, она не продаст её, а вернёт владельцам, а также выплатит проценты с суммы, которую они предложили.
Церковь, сознавая весь риск, приостановила сделку только для того, чтобы выяснить через независимых экспертов, что истинная стоимость земли была 4,5 миллиона долларов. Риск был больше, чем они думали!
Восемьдесят акров превращаются в сто тридцать
Церковь вынудили заплатить за долю в правах на воду для участка в три раза больше, чем нужно, и это составило сто двадцать тысяч долларов. Но в Южной Калифорнии началась засуха, права на добычу воды стремительно поднялись в цене, и владельцы начали упрашивать церковь продать им обратно две трети акций на воду. К тому времени эти две трети акций стоили двести пятьдесят тысяч долларов, и церковь уговорила владельцев изъять из контракта условие о том, что она должна вернуть владельцам землю, если не сможет использовать её для строительства церковного здания. В результате Бог дал им землю за ту сумму, которую они предлагали, без штрафных санкций, да ещё с дополнительной прибылью в сто тридцать тысяч долларов.
Но и это ещё не всё. После осмотра своих “восьмидесяти акров” члены совета обнаружили, что на самом деле там было сто десять акров! Затем местной организации, по водоснабжению понадобился участок земли в десять акров на плоскогорье в обмен на тридцать акров как раз в том месте, где Максвелл задумал стоянку для автомобилей. Теперь у них стало сто тридцать акров. В завершение всего, им предложили четыре миллиона долларов за участок земли, разработанной под строительство, который им был не нужен.
Теперь уэслианская церковь “Горизонт” имеет прекрасный центр стоимостью, возможно, более десяти миллионов, за который они не заплатили ни цента!
Всё это случилось благодаря молитве. Молитвенники пастора после молитвы смогли услышать, как Бог сказал: “Нет”. Их духовная зрелость послужила тому, что они осмелились поступить нетрадиционным способом. Однажды послушавшись, они начали слышать от Господа множество ответов “да”, которые провели их, пастора, церковный совет и всю церковь через порог в величайшую эру истории для их церкви.
Но вот что я хочу сказать: у церкви “Горизонт” нет особой привилегии в этом виде молитвенной силы. Бог точно так же хочет высвободить ту же силу для вашей церкви, и эта книга поможет вам настроиться на пути и способы, которые помогут вам увидеть, как она будет высвобождаться. Самые лучшие дни для вас, вашего пастора и вашей церкви могут наступить очень скоро!
Как высвобождается Божья сила
Потрясающая история рассказана в семнадцатой главе Книги Исход. Многие вспомнят описание битвы при Рефидиме, где Иисус Навин поразил Амалика. Имя Иисуса Навина навсегда вошло в военную историю как имя военачальника, выигравшего Рефидимскую битву.
Но Библия рассказывает нам и ещё кое о чём в этой истории.
По стратегическому соглашению, пока Иисус Навин вёл войска на поле битвы, Моисей должен был ходатайствовать за него с ближайшего холма. Там, на холме, наблюдая за ходом битвы, Моисей заметил: когда его руки подняты, Иисус побеждает, но когда его руки опущены - он терпит поражение. Моисей очень быстро уловил это и решил что самое лучшее положение для его рук - оставаться поднятыми. К нему на помощь подошли Аарон и Oр подпёрли Моисея камнями и делали всё, чтобы руки Моисея не опускались. В результате Иисус Навин выиграл битву (Исх.17:8-13).
Это простая история, и в ней заключён великий принцип для нас. Иисус Навин сражался, пока Моисей молился. Иисус получил награду за то, что он выиграл битву, но мы знаем, кто это сделал в действительности. Конечно, если рассуждать до конца, то битву выиграла Божья сила, но человеком, который стал каналом для этой Божественной силы, был ходатай Моисей, а не воин Иисус Навин.
Как справедливо сказал мой друг Уолтер Уинк. “история принадлежит ходатаям”.
Применительно к реальной жизни я вижу, что Иисус Навин здесь совершал “служение”. Так случилось, что Богом в тот момент ему было дано задание сражаться в бою. Мне интересно, сколько времени Иисус Навин молился в тот самый день в долине Рефидим. Возможно, не очень много, если вообще молился. Но всё же, в конце концов, битва была выиграна молитвой, молитвой ходатая, а не служителя. Не то, чтобы Иисус Навин не был важен. Без него тоже боя было не выиграть.
Многие лидеры в христианстве сегодня похожи на Иисуса Навина. Они активны в служении. Они — победители. Они предстают перед людьми как успешные служители Божьи. День за днём они видят Божью силу, действующую через них для благословения других. А откуда приходит эта сила? Она высвобождается с помощью ходатайства.
Пробуждение в Херефорде, штат Техас
Одно из первых случившихся в действительности переживаний силы личного ходатайства, о которых я слышал, рассказал мне мой друг Лэрри Ли. Он только что закончил семинарию и стал молодёжным служителем в Баптистской церкви в Беверли-Хиллз в Далласе. Церковь росла, так же как и его молодёжная группа. У него в группе было уже около тысячи подростков, и она была самая большая в их районе. Тогда он получил первое приглашение организовать городскую евангелизационную кампанию. Это должно было произойти в городе Херефорд, штат Техас, с населением 15 853 человека. Ли чувствовал, что дар евангелиста — это один из самых сильных даров, данных ему, и у него была огромная вера в то, что Бог даст ему невероятный урожай в этом городе.
Это была такая евангелизационная кампания, в которой евангелист должен был проповедовать каждый вечер в одной из церквей, вовлечённых в это мероприятие. В первый вечер он проповедовал от всего сердца, но никто не ответил на призыв о покаянии. Когда то же самое случилось на следующий день, Лэрри начал беспокоиться: “Что происходит ? Я знаю, что все мои служения проходят, как нужно они очень теологично звучат. Евангелие понятно. Что я скажу, когда вернусь в Даллас, и как я отчитаюсь перед своей молодёжной группой?”
В третий вечер собрание должно было проходить в методистской церкви. Лэрри приехал туда немного раньше, и к нему сразу же подошли две женщины. Они увидели, что он нервничает, и сказали: “Не беспокойтесь, брат Ли. Мы сегодня восемь часов молились за вас”. Они попросили разрешения возложить на него руки и помолиться за него ещё раз. После молитвы одна из женщин спросила его: “Значат ли для вас что-нибудь слова "Всё закончено"?” Это была ключевая фраза проповеди Лэрри в тот вечер! Он проповедовал, и сто человек откликнулись на его призыв.
На следующий вечер Лэрри сам нашёл тех женщин. Они снова помолились за него, и теперь уже вторая женщина спросила, помнит ли он историю о женщине с кровотечением? И опять чудесное совпадение: он выбрал этот текст, для проповеди в тот вечер!
К концу недели пятьсот человек откликнулись на проповедь и сделали выбор в пользу Христа. Лэрри ликовал. По пути в Даллас в самолёте он репетировал, как будет делиться со своей молодёжной группой хорошими новостями об успешной кампании. Затем, в минуту тишины, Ли отчётливо услышал голос Божий, говорящий ему: “Сын мой, ты не имеешь ничего общего с этим пробуждением. Люди спасались, потому что кто-то заплатил цену молитвой!”
Именно тогда Лэрри Ли узнал о значимости личного ходатайства для лидеров. Он был в этом случае своего рода Иисусом Навином, попавшим в историю евангелистом, увидевшим, как пятьсот человек спаслись в городе Херефорде, в штате Техас. Но сила Божья пришла главным образом через тех двух женщин, которые, подобно Моисею, выполнили дело ходатайства.
Что такое ходатайство?
Часто мы употребляем слово “ходатайство” как синоним слова “молитва”. В обычных разговорах можно заменять одно слово другим, но не в том случае, когда дело касается технических терминов. Вообще молитва означает разговор с Богом. Ходатайство молящегося поступает к Богу в защиту кого-то другого. Любое ходатайство является молитвой, но не каждая молитва является ходатайством.
Латинское слово, переведённое как “ходатайство”, состоит из двух слов: “между” и “идти”. Таким образом, ходатайство означает “идти между” или “стоять в проломе”. Господь говорит устами пророка Иезекииля: “Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел” (Иез.22:30). Это — ясное определение ходатайства.
Говоря теологическим языком, “ходатайство — это акт прошения того, кто с точки зрения Бога имеет на это право, чтобы получить милость для того, кто в этом нуждается” (P. I. Mahoney). Это приводит к важному заключению о том, что предстояние перед Богом квалифицирует или дисквалифицирует ходатая.
Ходатайство молящегося поступает к Богу в защиту кого-то другого. Любое ходатайство является молитвой, но не любая молитва является ходатайством.
Книга Есфирь приводит нам мощную библейскую аналогию функции ходатая.
Сама история широко известна. Могущественного царя Персии, правившего за 400 лет до Рождества Христова, звали Артаксерксом. Он правил всем Средним Востоком, от Индии до Эфиопии. Артаксеркс влюбляется в красивую еврейскую девушку Есфирь и делает её царицей, не зная о том, что она иудейка. Между тем приближённый царя верховный князь Аман приходит в ярость от того, что дядя Есфири, Мардохей, отказывается ему поклониться. Узнав, что Мардохей — иудей, Аман в качестве мщения замышляет уничтожить, “убить, погубить и истребить всех Иудеев” по всем областям Персии (Есф.3:13). Мардохей узнаёт о замысле Амана и просит Есфирь вступиться за свой народ.
Обычаи того времени не разрешали никому, даже царице, быть инициатором свидания с царём. С царём можно было разговаривать только тогда, когда он первый обращался. Нарушение этого обычая влекло за собой смертный приговор. Но Есфирь рискнула своей жизнью и рассказала царю о злых замыслах Амана. Царь отреагировал благосклонно, он казнил Амана и издал указ по всей Персии, благодаря которому иудейский народ был спасён. Каким образом это является аналогией ходатайства ?
Ходатайство - это не манипулирование Богом и конкретными Божьими установками.
Во-первых, царь Артаксеркс был, в политическом смысле всемогущим в своём царстве. В злом отношении он представляет Бога. Аман представляет сатану, который пришёл украсть, убить и погубить. Есфирь — ходатай, тот кто “стоит в проломе. Мардохей выступает здесь в роли Святого Духа, сообщая Божью волю для Есфири.
В этой книге я назову и опишу многих современных ходатаев. Они полны поразительного сходства с Есфирью. Есфирь была смиренной, а не высокомерной. Она подчинялась власти. Она была обращена к голосу Божьему и хотела быть послушной тому, что слышала, даже с риском для жизни. Она зависела от того, что мы сейчас назвали бы Телом Христа, и просила иудеев поддержать её в молитве и посте. Она три дня постилась и сама. И затем, почувствовав духовный сигнал, она была готова сказать: “Пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну” (Есф.4:16).
Когда Есфирь приблизилась к трону царя, она была принята, ибо её связывали с ним отношения любви. Особая интимность в отношениях с Богом - важная составляющая ходатайства. В результате царь использовал свою силу для того, чтобы освободить народ Божий. Как свидетельствуют сегодняшние ходатаи, самой высокой оценкой служения ходатайства является любовь Отца и возможность видеть, как Божья сила высвобождается в процессе их посредничества.
Насколько сильны эти прошения?
Некоторые могут спросить. “Ты, в самом деле, имеешь в виду, что человеческая просьба может определить действия Всемогущего и Всесильного Бога?”
Да, именно таким образом Всемогущий Бог задумал мир и построил наши отношения с Собой. Сегодняшние ходатаи убеждены, что во многих случаях, если бы не их верное служение Господу; Он не сделал бы того, что Он сделал.
Джон Весли часто цитирует поговорку: “Бог станет что-то делать на земле только в ответ на молитвы верующих”. Жан Кальвин говорил в своих “Наставлениях”: “Не хватит слов, чтобы выразить, насколько необходимы молитвы”. Он говорит, что Божье провидение не исключает проявлений человеческой веры. Несмотря на то, что Хранитель Израилев, не дремлет и не спит, говорит Кальвин, “Он не действует, словно забыв о нас, лишь тогда, когда Он видит нас ленивыми и безмолвными”.
Сегодняшние лидеры от Джека Хэйфорда до Уолтера Уинка говорят то же самое. Хэйфорд говорит: “Мы с тобой можем помочь решить, которая из двух вещей — благословение или проклятие — осуществится на земле. Мы будем определять — высвободится ли в конкретной ситуации Божья благость или восторжествует сила греха и сатаны. Определяющим фактором является молитва”.
Уолтер Уинк также отвергает идею о том, что Бог виновен во всём, что происходит на земле. Он Вседержитель, но Он ограничил свою деятельность здесь, на земле, поскольку уважает свободу Своих творений. Утверждая, что молитва изменяет нас, Уинк говорит: “Она воздействует и на то, что может сделать Бог”.
Лучшие Сыны Божьи: Моисей и Самуил
Если я не ошибаюсь, двумя самыми великими ходатаями в Ветхом Завете были Моисей и Самуил. Я исхожу из заключения, помещённого в Книге Иеремии (15:1), где Бог говорит: “Хотя бы предстали пред лице Мое: Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему”. Смысл этого в том, что ходатаи не манипулируют Богом, и кое-что Бог устанавливает конкретно. Но для того, чтобы усилить этот смысл, Бог упоминает Своих лучших служителей – Моисея и Самуила.
Я уже описывал ходатайство Моисея за Иисуса Навина в битве при Рефидиме (Исх 17). Другой, не менее драматичный случай произошёл, когда Моисей взошёл на гору Синай, чтобы получить скрижали закона, а народ Израиля отвернулся от Бога и обратился в язычество. Бог настолько рассердился, что сказал: “Итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их” (Исх.32:10). Затем Моисей помолился одной из самых трогательных приведённых в Писании молитв. В результате этого “отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой” (Исх.32:14).
У Моисея было сердце, характерное для многих знакомых мне ходатаев. Настолько велика его боль за тех людей, о которых он молится, что он говорит: “Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал” (Исх.32:32). Неудивительно, что Бог считает Его одним из Своих лучших людей!
Выдающийся пример ходатайства Самуила показан в момент, когда филистимляне напали на Израиль и народ Израиля обезумел от страха. Они сказали Самуилу: “Не переставай взывать о нас к Господу - Богу нашему, чтоб Он спас нас от руки филистимлян... И воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь” (1Цар.7:8,9). Господь послал на филистимлян гром, они смутились, и израильтяне победили их.
Так же, как и Моисей, Самуил показал своё сердце ходатая, говоря позже: “И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас” (1Цар.12:23). Мы можем быть благодарными, что это не просто часть древней истории, а то, что Бог дал всем нам, многим Своим детям, сердца которых такие же, как у Моисея и Самуила. Они — драгоценные дары Телу Христа.
Ходатайство в Новом Завете
В Новом Завете ходатаем, которому нет равных, предстаёт Иисус. Его молитва за Свой народ в семнадцатой главе Евангелия от Иоанна говорит об огромной любви к людям и желании встать в проломе между - ними и Отцом. До сегодняшнего дня Он продолжает ходатайствовать за нас. “Будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (за Свой народ)” (Евр.7:25).
Тема этой книги не ходатайство вообще, хотя это и очень важно. Иаков говорит. “Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться” (Иак.5.16). Отличная книга, посвящённая этому предмету, написана Диком Истманом и называется “Любовь на коленях”, а также есть множество других. Здесь же, однако, мы сконцентрируемся на одном очень специфичном аспекте — на ходатайстве в пользу пасторов и других христианских лидеров.
Жан Кальвин не преувеличивал, когда говорил, что невозможно объяснить, насколько в действительности важна молитва. Ходатайственная молитва может быть так важна, что может спасать жизнь людей.
В двенадцатой главе Деяний Ирод решил утихомирить иудеев в Иерусалиме, разделавшись с некоторыми христианскими лидерами. В своём кровавом списке он особо отметил Иакова и Петра. Он убил Иакова, но Петра оставил в живых. Мы не знаем деталей того, что было с Иаковом. Но Библия конкретно рассказывает нам о том, что пока Пётр ожидал приговора в тюрьме, “церковь прилежно молилась о нем Богу” (Деян 12:5). В результате этого жизнь Петра была спасена, а Ирод закончил свои дни, “быв изъеден червями” (Деян. 12:23). Мы можем допустить, что Пётр молился и сам, но у нас, есть информация и о том, что сила, которая вывела Петра, из темницы, высвободилась с помощью ходатаев, точно так же как и для победы Иисуса Навина в битве она высвободилась с помощью Моисея.
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира