Пятница, 24.11.2017, 02:48Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Мэтью Генри Тайна общения с Богом 1

                                                                     Страницы : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Мэтью Генри

Тайна общения с Богом
 

Предисловие


За шесть недель до рождения Мэтью Генри (Matthew Henry) – а родился он в Уэльсе в поместье в Искоде, Флинтшир, в 1662 году, – его отец, Филип Генри (Philip Henry) был отстранен от должности священника англиканской церкви наряду с двумя тысячами других священников. Это были раскольники, которые отвергли условия нового «Акта единообразия» и отказались подписать «Книгу общественной молитвы» Елизаветы.

Чарльз Стюарт (Charles Stuart), ставший королем Чарльзом II в 1660 году, приложил максимум усилий, чтобы раскольникам пришлось нелегко. Только скромное наследство миссис Генри позволило ее мужу продолжать нести служение. Мэтью, их второй сын,  хотя и  был болезненным, но духовно крепким ребенком: говорят, что в три года он прочитал вслух главу из Библии. Сам Мэтью относил свое обращение к 1672 году, когда ему было десять лет.

Мэтью обучал его одаренный отец, также ему помогали и другие учителя, пока юноше не исполнилось восемнадцать. Дальше он занимался под руководством двух прекрасных богословов-пресвитериан – Томаса Дулитла (Thomas Doolittle) и Томаса Винцента (Thomas Vincent) – в Академии Ислингтона (раскольники считали, что древние университеты Кембридж и Оксфорд не оправдали их доверия). Гонения заставили Академию переехать, и Генри вернулся домой, осознавая, что его шансы быть приглашенным на служение очень малы.

Он решил заняться официальной профессиональной деятельностью и начал читать закон в Грейс Инн, в Лондоне. Замечательная память и удивительное красноречие, которыми обладал Мэтью, способствовали росту его карьеры, тем не менее он оставался убежденным пуританином. Он собирал друзей для молитвы и изучения Библии, а также учился искусству проповеди у двух величайших лондонских проповедников – Эдварда Стилингфлита (Edward Stillingfleet) и Джона Тилотсона (John Tillotson). В 1687 году в возрасте двадцати пяти лет он был рукоположен группой лондонских священников и был приглашен занять должность пастора в пресвитерианской церкви в Честере, недалеко от Ливерпуля. Он оставался там до 1712 года, когда ему предложили совершать служение пастора в еще большей церкви на Силвер Стрит, Хакни, рядом с Лондоном. Спустя два года в возрасте пятидесяти двух лет он умер.

Будучи пастором в Честере, Мэтью Генри начал писать свой семитомный комментарий к Библии, благодаря которому его помнят. Он закончил Ветхий Завет, Евангелия и Деяния; коллеги завершили остальное после его смерти. Уилбур Смит (Wilbur Smith) охарактеризовал этот труд как «самый благочестивый комментарий из когда-либо написанных». В однотомном сокращенном варианте содержится около трех миллионов слов, а семитомный вариант находится в повседневном пользовании почти три столетия. Говорят, что Джордж Уайтфилд (George Whitefield) прочитал его четыре раза.

Доктор Лесли Черч (Leslie Church), английский редактор, который готовил однотомный комментарий с рукописи Генри, предоставил нам некоторые интересные сведения об этом человеке. Руководя собранием, он полтора часа молился, час проповедовал и затем присоединялся к пению псалмов, которые сам подбирал. Он проводил семейные молитвы в своем доме в начале дня с чтением Ветхого Завета, а вечером – Нового Завета. Выслушивая мнения членов своей семьи и соседей и отвечая на их вопросы, он правил свое толкование. В субботу днем он проводил занятия по катехизису для детей. Он часто проповедовал шесть дней в неделю на собраниях в округе Честера.

В августе 1712 года, как рассказывает сам Генри, его пригласили прочитать утреннюю лекцию в Беднал Грин (сегодня известной как Бетнал Грин), в районе Лондона. В течение августа и сентября всего было прочитано три лекции; именно они и составляют три части этой книги. Первоначально Генри планировал послать три проповеди своим друзьям и бывшим прихожанам в Честере, но позже, как он говорит, «ему стали надоедать просьбами опубликовать их». Он посвятил их церкви в Честере.

Мэтью Генри был настоящим пуританином. У него были сильные убеждения и еще более сильные предубеждения. Однако читатель этой небольшой книги будет поражен отражением присутствия Божьего в мыслях автора. Как говорит сам Мэтью Генри, «велика тайна серьезного благочестия», и именно возрастание в благочестии составляет тему этих размышлений. Трудно найти человека, которого чтение этой книги не побудило бы поправить свою духовную жизнь.

Доктор Черч говорит о «лаконичных эпиграммах» и «незабываемых фразах», которые можно найти в «Библейском комментарии» Генри. Они равномерно разбросаны по всей книге, и я выбрал несколько, чтобы представить их вам:

 «Если когда-либо мы и способны сделать что-то хорошо, так это утром». 

 «Завершение каждого дня должно напоминать нам о завершении всех наших дней». 

 «Бог гораздо больше желает, чтобы Ему молились, и гораздо более готов слушать наши молитвы, чем мы – молиться». 

 «Тот, кто касается вершины золотого скипетра, должен быть готов рассказать, какова его мольба и какова его просьба». 

 «Бог понимает язык сердца». 

 «Говорят, что у благочестивых иудеев древности была такая традиция: восхищаясь каким-либо творением, они воздавали Богу славу за него; нюхая цветок, они говорили: “Благословен Тот, Кто сотворил благоухание этого цветка”». 

 «Давайте ложиться спать примиренными со всеми людьми». 

Недавно мне рассказали об одном священнике, которого пригласили на молитвенную группу, и он ответил: «Нет, у меня нет времени присоединиться к вашей группе, но у меня есть проповедь на тему молитвы, я был бы рад прийти и прочитать ее в любое время, если вы хотите». Мэтью Генри не был теоретиком благочестивой жизни. Работающий пастор, он занимал практическую позицию в повседневном хождении христианина с Богом. Выражаясь словами Джеоффри Чосера (Geoffrey Chaucer),

 «Он был благородным образцом для собратьев своих, Сначала он делал, потом он учил». 

Для меня большая честь представить это сокровище прошлого людям, стремящимся исследовать и понять «тайну серьёзного благочестия».

                                                   Шервуд Элиот Вирт (Sherwood Eliot Wirt), февраль 1981 

 

 


К читателю


Первые две из этих проповедей были произнесены на утренней лекции в Беднал Грин: первая – 13 августа 1712 года, а вторая – 21 августа, неделю спустя. Последнюю проповедь меня настойчиво просили опубликовать разные люди, слышавшие ее. Однако тогда у меня и в мыслях этого не было, потому что в различных практических трактатах у нас имеются превосходные наставления на эту тему, написанные лучшими людьми, чем я. Но по некотором размышлении я решил, что эти две проповеди о начале и проведении дня с Богом, если их поместить вместе, могли бы, возможно, послужить тем, в чьи руки те большие трактаты не попадают. Дело в том, что тема этих проповедей относится к такой категории, что если они могут оказаться хоть чем-нибудь полезными, то могут быть использованы всеми и в течение длительного времени. В результате этого я стал лелеять мысль о том, чтобы переписать их и сделать дополнения, если Бог даст мне сил, для печати. После того как я рассказал об этом некоторым своим друзьям, они горячо поддержали меня в таком намерении, но посоветовали добавить третью проповедь – о завершении дня с Богом, что я и сделал темой своей вечерней лекции 3 сентября, а затем существенно дополнил и исправил ее. Таким образом, вышло то, что вышло.

Осмеливаюсь надеяться, что что-то из написанного сможет помочь простым людям, через Божье благословение этих усилий и через содействие благодати, в развитии серьезного благочестия, что и является моей целью. И все же я сознаюсь, что не опубликовал бы эти проповеди, если бы не желание сделать подарок моим дорогим возлюбленным друзьям в деревне, от которых меня недавно оторвали.

Именно им с самой нежной любовью и самым искренним уважением я посвящаю эту книгу как свидетельство моей постоянной заботы об их духовном благополучии, надеясь и молясь о том, чтобы их слова могли во всем соответствовать Евангелию Христа, чтобы независимо от того, приеду ли я, чтобы увидеть их, или меня не будет, я мог слышать хорошие новости об их делах, о том, что они твердо стоят в одном духе и держатся одних мыслей, единодушно подвизаясь за веру евангельскую.

Их сердечный и любящий доброжелатель, 

 Мэтью Генри, 

 8 сентября 1712 г. 

 


Проповедь 1.

Как начать день с Богом

 

                                                                                              Господи! 

                                                                                              Рано услышь голос мой, – 

                                                                                              рано предстану пред Тобою, 

                                                                                              и буду ожидать. 

                                                                                                                                           Псалом 5:4 

 

Наверное, вы бы посчитали, что это грубый вопрос, если бы я задал его вам, и тем не менее я умоляю вас искренне спросить себя: что привело вас сюда столь ранним утром? И что вы делаете здесь? Когда бы мы ни приближались к Богу, принимая участие в святых таинствах (более того, где бы мы ни находились), мы должны иметь ясный ответ на вопрос, который Бог задал пророку: «Что ты здесь, Илия?» (3 Цар. 19:9). Также когда мы возвращаемся с богослужения, у нас должен быть ответ на вопрос, который Христос задал тем, кто посетил служение Иоанна Крестителя: «Что смотреть ходили вы в пустыню?» (Матф. 11:7).

Удивительно видеть столько много людей, собравшихся здесь: воистину нивы побелели и поспели к жатве. И я хочу надеяться, что не просто ради того, чтобы прогуляться этим прекрасным утром, вы пришли сюда; и не ради любопытства, потому что утренние лекции никогда ранее не проводились здесь; что вы пришли не за компанию и не для того, чтобы встретить здесь своих друзей, но что вы пришли с благочестивым намерением воздать славу Богу и получить благодать от Него, и через одно и другое продолжить свое общение с Ним. И если вы спросите нас, служителей, что мы делаем здесь, мы надеемся, что можем искренне ответить (если Бог даст нам силу): чтобы помогать вам и дальше в этом. «Мирен ли приход твой?» – спросили старейшины Вифлеема Самуила (см. 1 Цар. 16:4). Так, вероятно, и вы спросите нас; на что мы отвечаем так же, как отвечал пророк: «Мирен, для жертвоприношения Господу [пришли мы]» (см. 1 Цар. 16:5), и приглашаем вас к жертвоприношению.

Когда вы будете слушать эти лекции, у вас появится возможность продолжить ваше утреннее поклонение: кроме вашего личного поклонения Богу и поклонения в ваших семьях, которое не должно подменяться или вытесняться, вы можете призывать Божье имя в торжественном собрании. И эта совместная молитва является такой же вашей обязанностью, как и слушание проповеди. Говорят, что первоосновой утренней службы было молитвенное собрание, в то время когда нация стонала от ужасного опустошающего вихря гражданской войны. У вас также есть возможность общаться со Словом Божьим; у вас есть наставление на наставление, правило на правило. О, когда же Он пробуждает вас утро за утром, тогда, как говорит пророк, и ваше ухо может пробудиться, чтобы слушать, подобно учащимся (Ис. 50:4).

Но и это еще не всё. Мы желаем, чтобы услышанное произвело на вас такое впечатление, чтобы вы всегда пребывали под его влиянием; чтобы эта утренняя лекция побудила вас с сегодняшнего дня серьезнее относиться к утреннему поклонению; чтобы это утреннее поклонение смогло превратиться в привычку; чтобы впредь ваше ежедневное поклонение становилось все более необременительным, и, если можно так сказать, более естественным для вас.

Чтобы помочь вам, я хотел бы представить вам здесь пример святого Давида (см. Пс. 5:3-4). Он принял твердое решение в общем о том, что он будет пребывать в молитве и жить этим: «…ибо я к Тебе молюсь». Далее он устанавливает подходящее время для этого – и это утро: «…рано услышь голос мой». Однако Давид серьезно посвящает себя обязанности молиться не только утром, но три раза в день, как это делал Даниил. «Вечером, и утром, и в полдень буду умолять и вопиять» (Пс. 54:18). Более того, он не считает, что этого достаточно, и потому семикратно в день прославляет Бога (Пс. 118:164). Но утром – особенно.


Библейский принцип:


НАША МУДРОСТЬ И НАША ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ НАЧИНАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ С БОГОМ.

 

Давайте проследим за развитием этой мысли в прочитанном тексте (Пс. 5:3-4).

1. Это доброе дело, которое мы должны делать: Бог должен слышать наш голос, поэтому мы должны направлять наши молитвы и обращать наши взоры к Нему.

2. Чтобы исполнять это доброе дело, предписано и соблюдается должное время; и это время – утро, и снова утро; то есть каждое утро – определенное время каждого дня.

          Первое. Доброе дело, которому нас здесь учит пример Давида, можно назвать одним словом – молитва. Это обязанность, продиктованная светом и законом природы, который ясно и громко говорит: «Разве не должны люди искать своего Бога?» Только Евангелие Христа обучает нас этому намного лучше, чем природа, ибо Евангелие говорит нам, о чем нужно молиться, во имя Кого и с Чьей помощью мы должны молиться, и приглашает нас смело приходить к престолу благодати, и входить в Святое святых через жертву Иисуса. Это мы можем и должны делать не только утром, но и в любое другое время. Мы читаем, что должно проповедовать «во время и не во время» (см. 2 Тим. 4:2), но нигде не говорится о молитве не вовремя, ибо она никогда не бывает не вовремя. Престол благодати всегда доступен и смиренные молящиеся всегда принимаются – они не могут прийти не вовремя.

Давайте рассмотрим, как Давид выражает свое благочестивое решение жить, исполняя эту обязанность.

 «Рано услышь голос мой».  Эти слова Давида можно понимать двояко.

I.  Как напоминание самому себе, что он будет милостиво принят Богом . «Ты услышь» – то есть: «Ты услышь мой голос, когда рано предстану пред Тобою», – таков язык веры Давида, основанный на обетовании Бога, что Его ухо всегда будет открыто для вопля Его народа. Он молился: «Услышь, Господи…» и: «Внемли гласу вопля моего…», – и здесь он получает ответ на свою молитву: «Ты услышишь, я не сомневаюсь, что Ты услышишь; и хотя у меня еще нет того, о чем я молился, я уверен, что моя молитва услышана, принята и вспомнится; она прибавится к делу и не будет забыта». Если мы заглянем внутрь себя, то поймем, что через опыт Бог подготовил наши сердца; мы можем посмотреть вверх, можем посмотреть вперед и сказать с уверенностью, что Он заставит Свое ухо прислушаться.

Мы можем быть уверенными в этом, и мы должны молиться в уверенности в этом, в полной уверенности своей веры, что где бы Бог ни нашел молящееся сердце, Он окажется Богом, слышащим молитву. И даже если голос молитвы будет тихим голосом, слабым голосом, тем не менее, если она исходит из открытого сердца, – это тот голос, который Бог услышит, который Он услышит с удовольствием; это Его источник наслаждения, и Он даст милостивый ответ, потому что Он слышал твои молитвы, Он видел твои слезы. Поэтому когда мы пребываем в молитве, это является тем основанием, на котором мы должны стоять. Мы должны стоять на этом принципе нисколько не колеблясь и нисколько не сомневаясь, что чего бы мы ни попросили у Бога как Отца, во имя Иисуса Христа Посредника, согласно воле Божьей, открытой в Писании, это будет даровано нам либо так, как мы просили, либо другим способом – таково обетование (Иоан. 16:23). Эта истина подкреплена совокупным опытом святых во все времена; с тех самых пор, как люди стали взывать к имени Господа, Бог Иакова еще никогда не говорил племени Иакова: «Напрасно ищете Меня», – и Он не начнет говорить так и сейчас. Когда мы приходим к Богу в молитве, если мы приходим правильно, то можем быть уверены в том, что, несмотря на расстояние между землей и небесами, несмотря на то, что мы вовсе недостойны того, чтобы нас хоть сколько-нибудь заметили или проявили к нам благосклонность, Бог, тем не менее, слышит наш голос, и Он не отклонит нашей молитвы и Своей милости.

II. Это можно понимать  как обещание Давида Богу, что он будет постоянно приходить к Нему,  как он решил. «Рано услышь голос мой», то есть: «Я буду говорить к Тебе, ибо Ты приклоняешь ухо Свое ко мне во всякое время, поэтому я принял решение взывать к Тебе во всякое время, даже до конца моего времени. Ни один день не пройдет, чтобы Ты не услышал меня». Бог слышит не только наш голос, как думали некоторые из тех, кто хотел, чтобы их молитвы были услышаны на высоте (Ис. 58:4). Анна молилась и получила желаемое, когда ее голоса не было слышно; но здесь имеется в виду, что Бог услышал голос сердца (см. 1 Цар. 1:10-13). Бог говорит Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?», хотя мы не читаем, чтобы он сказал хотя бы слово (Исх. 14:15). В молитве человек возносит свою душу к Богу и изливает свое сердце Ему. Тем не менее, что касается выражения искренней любви сердца, слова можно использовать, чтобы приводить мысли в порядок и пробуждать и ускорять желания. Хорошо приближаться к Богу не только с чистым сердцем, но и со смиренной речью – так мы должны возносить плоды наших уст.

Однако Бог понимает язык сердца, и это тот язык, на котором мы должны говорить с Богом. Давид молится не только: «Услышь, Господи, слова мои», но и: «Уразумей помышления мои» (Сравните: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою», Пс. 18:15).

Поэтому мы должны делать это в каждой молитве, мы должны обращаться к Богу, мы должны «писать» Ему: мы говорим, что услышали новости о своем друге, когда получаем письмо от него. Мы должны следить за тем, чтобы Бог каждый день слышал нас.

1. Бог ожидает и требует этого. Хотя у Него нет нужды ни в нас и ни в нашем служении – оно не приносит Ему никакой выгоды, – тем не менее, Он вменил нам в обязанность постоянно приносить Ему жертву молитвы и хвалы.

а) Так Бог будет напоминать нам о Своей власти в нашей жизни и о нашем подчинении Ему, о котором мы склонны забывать. Он требует, чтобы через молитву мы преклонялись перед Ним и чтили Его имя, чтобы этими, часто повторяемыми действиями мы закрепляли свое обязательство соблюдать Его уставы, соблюдать Его законы и могли всё более и более осознавать их значимость. Ибо Он – наш Господь, и мы должны поклоняться Ему, чтобы через постоянное смиренное преклонение перед Его совершенством смиренное согласие с Его волей могло стать более легким для нас. Выражая свое почтение, мы учимся послушанию.


Следующая страница













                                                                   ***


Другие сайты автора :  И смех, и не грех

                                          Искусство мира

Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz