Вторник, 19.03.2024, 10:28Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Эвальдс Душепопечительство и терапия 1

Страницы : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


Э. Эвальдс. Душепопечительство и терапия

Erik Ewalds

SIELUNHOITO JA TERAPIA

Karas-Sana, Helsinki

Перевод с финского А. Лепомаа                                  Словарь терминов

 

Книга привела множество людей, заботящихся о больных и страждущих, к пониманию важности душепопечительства и приобщила их к познанию его основных принципов. Человеку можно оказать эффективную помощь только тогда, когда его рассматривают как целостную личность, на которую оказывают влияние как физические и психические, так и духовные закономерности.

Предисловие

После выхода предыдущего издания этой книги прошло уже 12 лет, и, я думаю, наступило время внести в нее изменения. Книга, которую вы держите в руках, значительно расширена, как и вышедшие за это время два издания на шведском языке, которые были дополнены мною, особенно в вопросах, касающихся совести и связанных с нею сторонами нашей жизни. Прежде всего, меня побудило к этому то, что за прошедшие годы понятие «Сверх-Я» стало для меня во многом яснее. К тому же, благодаря работе с пациентами, многие вещи я стал понимать глубже или совершенно по-новому. Все это и нашло отражение в этом новом издании.

Книга за это время издавалась на разных языках — в Норвегии ее читают на норвежском, в Индии — на хинди. В сокращенном виде она издана и на китайском языке. Отзывы были достаточно ободряющими, и я решил выпустить в свет новое издание. Надеюсь, что оно принесет еще большее благословение людям.

На улице стоит теплая погода, и лед уже тает. Мне бы хотелось, чтобы эта книга помогла согреть ваши сердца.

Илола. Денъ Рунеберга. 5 февраля 1990 г.

Эрик Эвалъдс

Что такое душепопечительство?

Юрист, врач, священник. Вот три профессии, немыслимые без соприкосновения с человеком. Почему я упоминаю только эти три профессии? Кто-то, возможно, подумает, что и продавец работает с людьми. Конечно, это так, но торговля не предполагает проникновение во внутренний мир человека. А как же медсестра, психолог, архитектор и каменщик? Архитектор и каменщик относятся к той же группе профессий, что и продавец, а медсестра и психолог схожи с врачами — в том случае, если они также занимаются терапией.

Юрист, врач и священник представляют три уровня человеческой жизни. Юрист — общественный уровень, в котором господствуют человеческие договоренности и соглашения. Они могут находиться в гармонии или же в остром противоречии с третьим уровнем, о котором речь пойдет ниже. Между этими двумя уровнями находится врач, терапевт, который должен уметь слушать человека совершенно иным, особенным образом. Врач не остается равнодушным к проблемам пациента, он сопереживает ему настолько, насколько та помощь, которую он оказывает, соответствует профессиональной этике врача. Третий уровень жизни человека, который, по мнению еврейского мыслителя Мартина Бубера, является самым ценным, касается взаимоотношений человека с Богом. В этом круге вопросов рассматриваются три таких явления, как покаяние, исповедь и новый образ жизни.

Все вышесказанное позволяет нам дать следующее определение душепопечительства: душепопечительство — это помощь, оказанная человеком с целью помочь другому реализовать себя, так чтобы он не только внес свой положительный вклад в общественную жизнь, но и получил бы исцеление и помощь для выполнения воли Божией в своей жизни. Слова «Божия воля» подразумевают желание Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись.

Давайте познакомимся поближе с понятием «душепопечительство». Мы будем говорить о помощи, оказанной через личное общение, а помощь, полученная во время богослужения или же в процессе общения в небольшой группе людей, изучающих навыки душепопечительства, останется за пределами нашей книги, ибо требует особого рассмотрения.

Душепопечительство, ставящее ближнего в центр внимания

Помощь духовника не означает, что ищущий помощи автоматически становится объектом предпринимаемых действий, совсем наоборот: для душепопечительства характерно то, что ищущий помощи человек является субъектом действия. Сказанное означает, что тот, на кого направлена терапия, не попадает в подчинение, но по возможности сам активно участвует в процессе душепопечительства и таким образом несет свою долю ответственности за его успех.

Именно это мы и подразумеваем под душепопечительством, ставящим ближнего в центр внимания. В качестве духовника я оказываю помощь, но эта помощь направлена на то, чтобы помочь человеку найти свою глубинную сущность, свою тождественность такими способами и в таком порядке, чтобы это соответствовало заложенным в нем предпосылкам и способностям. Я предоставляю ему время созреть для правильного восприятия себя и не пытаюсь каким-либо образом заставить его принять чужой, заимствованный облик.

В этом заключается один из главных принципов душепопечительства — не торопи и не принуждай ищущего помощи. Будучи духовником, я не имею права отбирать у ближнего даже частичку его свободы. Я также не должен брать на себя тот груз ответственности, который он должен нести сам (кроме некоторых тяжелых форм душевных состояний). Зато я всегда готов разделить со своим пациентом его ответственность и вместе с ним нести ее в тех случаях, когда это необходимо.

Самореализация

В определении душепопечительства мы использовали понятие самореализация. Многим не нравится, когда о самореализации говорят в связи с христианством. Для них это слово подразумевает эгоизм и эгоцентризм.

Что же тогда понимается под самореализацией? Это возможность воплощения в человеке великого плана Божия, который был задуман еще до сотворения мира. Вот создал человека по Своему образу и подобию, так что человек осуществляет себя только после того, как он начинает творить, когда он понимает свою неповторимость и через это понимание становится способен на искреннее и живое служение Богу и ближнему.

Самореализация предполагает такое духовное, душевное и физическое созревание, через которое становится возможным создание глубоких и крепких человеческих взаимоотношений. Эти отношения отличаются теплом и всесторонней заботой. Они исключают разочарования, которые заслонили бы образ Бога или заставили бы человека полностью оборвать с Ним связь.

Четыре основных условия жизни

Известный немецкий врач и терапевт Йоханна Херцог-Дюрк в своей работе подчеркивает то, что прежде человек сможет освободиться и стать человеком в истинном смысле этого слова, он должен определить свое отношение к четырем коренным великим вопросам. Она называет эти вопросы четырьмя условиями жизни. Четыре столпа, на которых зиждется человеческий опыт осознания собственного «я», его тождественности, — это время, пол, виновность и смерть.

Время

Время является первым из четырех условий. Всему свое время. Это относится также и к душепопечительству — быть может, даже особенным образом. Помогающий, если он желает справиться со своей задачей как можно быстрее» тем самым исключает возможность глубоко разобраться в данной проблеме. Торопливый духовник не сможет помочь ближнему и разделить с ним его несчастье. Конечно, можно считать, что для того, чтобы донести до ближнего божественную истину, не требуется длительного времени. Однако таких оракулов, которые знали бы страдания ближнего и знали бы пути его облегчения, не пройдя прежде сквозь тернии поиска, молитвы, усилий, наверное, не найдется. Несмотря на это, ни одна известная мне церковь не относилась к этому обстоятельству достаточно серьезно. Обычно душепопечительство рассматривается как некое хобби: им можно заниматься в свободное время, но оно не должно мешать основным занятиям. Естественно, за подобную терапию, требующую времени, сил и опыта, никакого вознаграждения брать не положено. Это говорит о том, что пройдет еще немало времени, прежде чем душепопечительство будет признано серьезным и ответственным занятием, которым нужно и можно заниматься в рабочее время.

Со временем спорить бесполезно. Оно никогда не останавливается, чтобы подождать нас. Каждый год в день нашего рождения оно напоминает о себе. «Ближе к смерти иду я...» Я иду к моменту свершения — или же к моменту признания того, что моя жизнь была прожита" зря. Поэтому я должен жить сегодняшним моментом. Я должен уметь работать в настоящем времени и отдыхать в любое данное мгновение.

Время ставит перед человеком особенное требование: поскольку человек преходящ, он должен реализовывать себя во имя целостности, служа всеми данными ему силами и способностями.

Время определяет всю нашу жизнь, ибо человек переживает различные возрастные периоды, каждый из которых ставит перед ним характерные для этого возраста задачи. Человек, не живущий в гармонии со своим возрастом, выводит себя за рамки жизни. И поэтому жизненные задачи, связанные с каким-либо определенным возрастом, необходимо выполнять по возможности в назначенное время.

По отношению к остальному творению человек не имеет себе равных в том смысле, что он хоть в какой-то степени может дополнить свою жизнь, прожив позднее то, что было в свое время упущено. Терапия же дает возможность восстановить ту часть жизни, которую человек не пережил в положенное время. Человеку, отказывающемуся выполнять требования настоящего момента, те же проблемы, часто еще более мучительные, могут вернуться в будущем, и тогда справиться с ними будет гораздо труднее. Это следует принимать во внимание, когда мы сталкиваемся с человеческими страданиями.

Жизнь каждого человека однажды закончится. Поэтому смерть является неотъемлемой частью того времени, которое человек проживет на земле.

Пол

Вторым основным условием нашей жизни является наш пол. Мы можем реализовать себя только в качестве мужчины или женщины, но никогда в качестве бесполого существа, хотя подобные попытки наблюдаются.

Мы можем быть истинными людьми лишь в качестве мужчин или женщин. Что под этим подразумевается? Здесь мы не можем рассмотреть все те сложные вопросы и проблемы, которые связаны с половой жизнью, эротикой и половым влечением. Иные люди пытаются разрешить свои проблемы, постоянно меняя партнеров, что лишь свидетельствует о наличии в этом времени бездонного сексуального бедствия. Кроме того, такое поведение доказывает, что человек, даже будучи заблудшим, ищет глубокого и постоянного партнерства, которое помогло бы ему созреть. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» сказано в Библии уже при сотворении мира (Быт. 1:27).

Человек может осуществить себя или, другими словами, быть истинным человеком только через взаимоотношения с одним представителем противоположногр пола, отличающиеся верностью и длящиеся всю жизнь. Мужчина становится настоящим человеком, когда он постоянно находит новые более глубокие оттенки в личности своей жены и одновременно помогает ей в поиске своей тождественности. Женщина, в свою очередь, становится в глубинном смысле человеком, если она имеет подобные взаимоотношения с одним мужчиной.

Говоря о единобрачии, мы не хотим облачать человека в смирительную рубашку, которая лишила бы его радости свободы. Наша цель — помочь человеку увидеть себя до потаенных глубин своей личности, таким, каким он был создан. Только в этом случае возможно найти определяющий ее содержание смысл. Жить в соответствии с Божиим планом значит npoдoлжать жизнь не только в её биологическом, но и в духовном смысле, привнося в нее любовь и сочувствие, — вот в чем смысл и радость нашей жизни. Это, бесспорно, относится и к тому, что мы здесь называем половой жизнью.

Но не каждый человек способен найти для себя спутника жизни. Лишены ли такие люди возможности реализовать себя в этой жизни? Вовсе нет. Нередки случаи, когда мужчины и женщины ради своего призвания и выполнения жизненной задачи воздерживаются от брака. Если то, чем они занимаются, является их призванием, то духовник ничего не имеет против этого.

Но есть и много других людей — тех, кому не удалось найти себе супруга. Мы не имеем возможности рассмотреть этот вопрос подробно, однако я приведу высказывание известного богослова Хельмута Тилике: «В половой жизни женщина раскрывает свою сущность полнее, чем мужчина... Объясняется это тем, что женщина, в отличие от мужчины, составляет одно целое со своей сексуальностью. В "природу" женщины входит способность быть любовницей, подругой и матерью. Таким образом, незамужняя женщина не способна полностью воплотить свое жизненное призвание в соответствии с ее истинной природой, если только те основные черты, которые характерны для женственности и материнства, не проявляются в других областях жизни, т.е. если любовь и материнство не становятся основными направляющими силами ее жизни».

Вне зависимости от того, состоим ли мы в браке или нет, нам необходимо рассматривать себя как существ, обладающих полом. Если мы попытаемся каким-либо образом обойти этот вопрос, мы лишь поставим перед собой множество различных препятствий, которые помешают нам найти свою сущность и заведут нас в джунгли неразрешимых вопросов.

И я не верю, что смена пола, если это вообще возможно, является простым решением сложнейшего вопроса половой принадлежности. Я слышал, что подобные операции удавались технически, но пациент оставался наедине со всеми проблемами, связанными с вживанием в атмосферу нового пола. Создается впечатление, что пациент пребывал в состоянии некоего забытья и верил, что операция сама по себе — уже выход, хотя корень проблем лежит гораздо глубже — на уровне души и духа.

Цель этой книги заключается в том, чтобы напомнить: примите во внимание человека в целом, не забывая о том, что он — существо, обладающее глубокими духовными потребностями. С точки зрения этики, операция может быть обоснованной лишь в том случае, когда внутреннее и внешнее в человеке приводят во взаимное соответствие.

Виновность

Вопрос о виновности — третьем основном условии жизни — всем знаком. Кто не испытывал угрызений совести и чувства вины в своей жизни? В наше время пытались избежать этой проблемы во всей ее сложности, сводя ее к чувству вины, как будто все дело только в эмоциях! Существует действительная виновность. Одновременно нам нужно согласиться с тем, что не всякое чувство вины проистекает из действительной виновное ти. Это и осложняет дело, потому что отрицание истин ной виновности человека не является решением, а лишь ведет из огня да в полымя.

Невротическая и истинная виновность

Наверное, любой духовник согласится с тем, что невротическая виновность существует, но не всякое чувство вины можно назвать таковым. Не приняв этого в расчет, мы удовольствуемся поверхностным рассмотрением проблемы. Если терапевт пойдет по этому пути, он получит урок на всю жизнь. Чувство истинной виновности есть знак человеческого благородства, и если оно не будет учтено, такая «терапия» лишена смысла.

Нам необходимо осознавать, что человек, часто согрешающий против Бога и ближнего, восходит на истинно человеческий уровень только через признание своего проступка, (Ср. третий уровень Бубера)

Что представляет собой невротическое чувство вины? Как оно возникает? Самым неизведанным в развитии ребенка является зарождение и упрочение его привязанности либо к матери, либо к отцу. Ребенок не решается освободиться, ибо это означало бы отторжение отца или матери. Каждый его поступок, продиктованный желанием свободы, вызывает в ребенке сильное чувство вины. Таким образом, на определенном уровне развития, ребенок может (если ему не будет оказана профессиональная помощь) остановиться, причем на такой длительный срок, что неприятие основного условия жизни — времени — может обернуться прогрессирующим неврозом. С возрастом чувство вины у ребенка усугубляется, обостряясь потере того, как ему следовало бы обретать свободу.

В этом случае невроз проявляется в том, что ребенок чувствует свою обязанность слушаться родителей (что характерно для младенца), хотя его возрасту, скорее, соответствовало бы стремление к свободе, самостоятельности и самореализации. Можно даже сказать, что родители в подобных случаях занимают место и Бога, и жизни для этого ребенка. Невротическое чувство вины говорит о нездоровой привязанности. Не стоит пытаться избавиться от него через исповедь и отпущение грехов — необходимо помочь ближнему, страдающему от невроза, достичь зрелости. Кто-то другой на моем месте, возможно, сказал бы, что побороть чувство вины возможно, подвергнув анализу причины.

Но какую степень зрелости должны мы помочь обрести ближнему, обремененному чувством вины? Нам необходимо помочь ему разобраться со своей истинной виновностью. Ведь в определенном смысле человек, страдающий от психического невроза, находится в долгу перед жизнью: он не нашел в себе смелости стать взрослым, и часть его жизни осталась непрожитой.

Кроме того, он испытывает сильную антипатию, а иногда даже ненависть к своим родителям (временами доходящую до желания совершить убийство), что не всегда и не каждый способен признать. А вместо ненависти к родителям его призывают к свободе ради созревания его личности. В некоторых случаях, с точки зрения развития, период ненависти может оказаться полезным.

И в этом смысле полное осознание прощения означает, что человек находит в себе смелость реализовать свои мечты о свободе и самостоятельности, взять на себя ответственность за свою жизнь и решается следовать за голосом, зовущим к воссоединению со временем, полом, виновностью и смертью.

Прощение не означает, что человек пытается освободиться от невротического ощущения виновности, оставаясь при этом запеленатым в детское восприятие. Прощение означает принятие той жизни, которая отличается «изобилием». Это обозначает Г что кто-то готов принять страдающего от невроза человека таким, как он есть, и использовать свою силу и веру, чтобы помочь ему снова войти в главный поток жизни. Другими словами, это означает эффективную терапию. Бессмысленно провозглашать прощение человеку, не оказав ему при этом реальной помощи в его проблемах.

Этот вопрос мы бы хотели рассмотреть здесь более основательно. Обычно человек не способен понять меру своей вины. Пробуждение — это такое событие в жизни человека, когда он начинает осознавать свои отрицательные стороны. Если пробуждение произойдет резко и будет всеобъемлющим, человек может испугаться, ужаснуться и повести себя, как будто он впал в психоз. Может произойти так, как об этом рассказывается в книге английского психиатра Франка Лейка: «Однако может случиться так, что священник, пытаясь подвести человека к осознанию всех этих неприятных вещей, пугается и призывает пациента срочно вернуть их обратно в подвалы души (т.е. отвергнуть их). Он вызывает психиатра и просит его заделать отверстие при помощи различных успокоительных средств».


Следующая страница










                                                                   ***


Другие сайты автора :  И смех, и не грех

                                          Искусство мира



Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz