Пятница, 26.04.2024, 02:50Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Эвальдс Душепопечительство и терапия 14


Этот случай — отличный пример автономии, самостоятельности душепопечительства. Подобных примеров мы могли бы привести множество. Духовник не должен останавливаться на границе терапии. Однако же я не имею в виду, что не нужно принимать ее во внимание. Хочется лишь напомнить вывод, сделанный ранее: если наше душепопечительство не находится в гармонии с лечащей терапией, то мы оказались в заблуждении. Также можно, заостряя, добавить, что если наше душепопечительство не лечит, если в нем отсутствует элемент терапии, то оно не будет правильным. А также, если терапия не поддерживает то, что совершается в ходе истинного душепопечительства, то в терапии явно что-то не в порядке!

Душепопечительство и другие области лечения

Ясно, что критический аспект душепопечительства не ограничивается лишь терапией, но распространяется, например, и на сферу политики. Любая политическая деятельность, препятствующая живому душепопечительству, уже вынесла себе приговор. Подобная деятельность не выносит правды, но приносит ее сторонникам, а, может быть, и всему человечеству, страдания и муки. Это знакомо любому хоть немного знающему историю. Это я написал 15 лет назад. Нынешнее состояние Восточной Европы подтверждает правоту моей мысли.

Высказанные в этой главе мысли могут быть отнесены и к соматическому, физическому лечению. Хочется напомнить, сколь глубокие корни пустил в медицинском мире материалистический взгляд на человека. Доказательство этому можно найти, например, в борьбе, которую вел Фрейд. Другим доказательством может быть та борьба, которую вынуждены вести психологи и социальные кураторы за признание своей деятельности. Так мы написали 15 лет назад. Сегодня обстановка изменилась. Куратору больше не приходится выступать в защиту своей деятельности. Единственное, что его занимает — это борьба за выживание под величайшим грузом работы. Ему угрожает полное сгорание (burnout).

Материалистический взгляд на человека превратил человека в робота, в объект. Чудное творение Божие принижено до состояния машины. У него украден признак благородства: положение в качестве образа Божия. Несмотря на все это, человек остается субъектом, обладающим самостоятельной волей и свободой выбора. Как христианам нам необходимо понять это, потому что человек, который не борется за сохранение своего положения в качестве образа Божия, легко превратится — когда наступает подходящий момент — в дьявола.

«Как такое возможно? — спрашивал раз за разом доктор Вильгельм Кютемайер, когда заходила речь о бесчинствах нацистов. — Обычные честные отцы семейств изо дня в день убивали евреев, которые ничего плохого им не сделали. Потом они шли домой, обедали и снова были "обычными" отцами семейств. Как такое возможно?»

Об отношении греха и болезни

Некоторая связь существует — но какая?

Обычно между грехом и болезнью предполагается некоторая связь. Больной часто спрашивает: «Что плохого я сделал, что Бог так наказывает меня?» Иногда в вопросе звучит смиренность, иногда же вызов, который свидетельствует о присущей всем людям амбивалентности. С одной стороны, люди признают связь между грехом и болезнью, но с другой стороны, даже чувствуя свою вину, человек все же обижен на Бога, Который не изымает все зло — по крайней мере, из его жизни!

Взгляд Ветхого Завета

Ветхозаветное представление о соотношении греха и болезни было достаточно простым и ясным. В Ветхом Завете это четко прослеживается. Друг Иова Елифаз (Иов 4:7) открыто выражает: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» Он же немного позже говорит следующее: «Так опустеет дом нечестивого... Он зачал зло, и родил ложь...». Грешники должны понести наказание или в виде болезни, или в какой-то другой форме. Псалмопевец утверждает то же самое: «Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих» (Пс. 118:21). Для современников Иисуса это была совершенно естественная позиция.

В Иоанна 9 сказано: «И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»

Заметьте, насколько четко выстроена зависимость греха и болезни. Тот, кто грешит, заболевает или теряет что-то ценное, подобно Иову, — детей, собственность.

Вопрос учеников несколько странен. Как они могли спросить, согрешил ли неродившийся ребенок? Ведь слепота как наказание означала бы, что ребенок совершил грех еще в утробе матери! Во времена Иисуса подобный вопрос звучал совершенно серьезно, и — что самое удивительное — ответ на него был положительным. Если, когда речь идет о причине болезни, найдется только одно объяснение, грех, нам придется признать самые невероятные вещи.

Прежде мы уже заметили, что догматически неверная исходная точка ведет к немыслимым результатам — к абсурдным, с точки зрения психологии, выводам. Подобная вера ведет к неправильному душепопечительству! И неудивительно, что Иисус отверг такую постановку вопроса. Как мы помним, Он ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий» (Ин. 9:3).

Само собой разумеется, что Иисус не провозглашает ни слепого, ни его родителей безгрешными, хотя слова Его можно, исказив, воспринять и так. Он говорит, что нет такого греха, какой хотят увидеть ученики в соответствии с духом времени. Иисус отрицает моралистическое толкование, согласно которому и ребенка, и его родителей можно было бы осудить. Осуждающая позиция сводит на нет какие бы то ни было попытки предлагать духовную помощь.

Слова Иисуса были неслыханно смелы. Он выступил против традиционных религиозных убеждений людей — как если бы в 50-е годы в СССР кто-нибудь открыто осудил бы взгляды Ленина или Маркса. В Иерусалиме времен Иисуса было много людей, ополчившихся на Него за подобные слова за то, что подобную ересь проповедуют в святом городе. Многие ушли домой недовольные радикальностью учения Иисуса. «Что нужно этому еретику?» — спрашивали фарисеи-моралисты, в то время как Спаситель осудил их морализм.

Таким образом, мы не можем сделать никакого вывода о грехах человека, основываясь на его страданиях. Однако подобное происходит довольно часто, по крайней мере, в страданиях ближнего мы нередко склонны видеть что-то заслуженное или справедливое. Иначе мы начинаем рассуждать только тогда, когда сами попадаем в подобную ситуацию. Тогда мы легко огорчаемся и считаем Бога жестоким и несправедливым.

Позиция людей по отношению к силам, руководящим их судьбой, часто удивляла меня. По отношению к Богу различного рода предположения часто невыгодны и невозможны, ссылаясь на них, Бога обвиняют во всех неудачах. В связи с этим человек способен вообразить все что угодно. Как только человек получает повод обидеться на Бога или на жизнь, за объяснениями ему не нужно лезть в карман. Однако когда в ходе проводимой терапии ему приходится признавать несостоятельность своих утверждений, он удивляется и часто неохотно меняет свои позиции.

Конечно, есть заболевания, которые являются следствием греха. К ним относятся, например, венерические болезни. Переедание и злоупотребление алкоголем являются грехом, и, одновременно, и то, и другое наглядно демонстрируют нам, что у греха есть и оборотная сторона, позволяющая назвать эти нездоровые пристрастия болезнями.

Например, когда речь идет о травме, нанесенной нейроцедином, то отношение между грехом и болезнью несколько иное: совершивший грех и заболевший — разные люди. В этом случае виноваты недостаточные научные исследования, если только результаты этих исследований не были искажены ради быстрой наживы.

В связи с этим хочу напомнить, как формулировка может ввести в заблуждение. Когда врачи говорят, что побочного действия у лекарства не обнаружено, то обычно люди думают, что врачи доказали, что у этого препарата вообще нет побочных действий. На самом же деле медицинская формулировка говорит лишь о том, что побочных действий не обнаружено. Вполне возможно, что противопоказания выявились бы при более совершенных методах исследования. Так было с нейроцидином. Сначала побочных действий не обнаружили, а потом уже было поздно. Морализирующая, осуждающая позиция по отношению к этим детям была бы ужасно несправедлива. Они являются жертвами неумения и ошибок других людей.

Хотя моралистическая трактовка не соответствует библейскому взгляду на отношения греха и болезни, наличие связи между ними Библия подтверждает. Павел пишет в Римлянам: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12). Здесь объединены смерть и грех, а также болезни, ведущие к смерти. Общность налицо, но проявляется она не так, как это хочется видеть моралистам. Мы не можем сказать, что кто-то заболел известной болезнью, потому что поступил так или иначе.

С другой стороны, человек может созреть до глубокого понимания связи греха и болезни в своей жизни, но происходит это в процессе возрастания, а не под морализирующим давлением. Таким же образом человек может дойти до понимания того, что его мучения происходят из-за прегрешения других людей.

Рассмотрим следующий пример. У пациента обнаружена язва желудка или же он страдает воспалением толстой кишки. Божий Дух может указать страдающему язвой желудка на то, что он до сих пор вел нездоровый образ жизни и подвергался стрессу, например, из-за жадности к деньгам или ради более высокого уровня жизни. Страдающий воспалением толстой кишки, в свою очередь, может найти причину в отсутствии гармонии в семье или же в ненависти к своему работодателю. Может быть, он так и не освободился от инфантильной привязанности к матери, что вызывает тяжелые конфликты. Таким образом, под грехом не подразумевается некое преступление морали. Скорее им является неизбежное обязательство, которое ставит перед человеком жизнь и которое он в свое время не выполнил. Можно сказать, что причиной заболевания явилась непрожитая жизнь.

Коллективная виновность

Вышеприведенная цитата из Библии говорит о всеобщей, коллективной виновности. Когда об этом заходит речь, моралист морщит лоб, ибо чувствует в этих словах изощренное современное хитросплетение, с помощью которого многие хотят избежать ответственности и виновности. И это неудивительно, поскольку в наше время распространено мнение, что всеобщая виновность — ничья виновность. Мир всегда думал так, и будет продолжать так думать. Однако для христианина весть о коллективной виновности является мощной проповедью пробуждения, если он только осознает ее истинное значение.

Прежде чем подтвердить эту мысль словами Иисуса, хочется подчеркнуть, что именно коллективная виновность делает возможными ужасные ошибки или, правильнее сказать, преступления, совершаемые человеческим родом. Вместо того чтобы обеспечить всех людей пищей и одеждой, мы обрекаем все человечество на мучительную смерть. В газете Kotimaa от 25.06.1974 г. была опубликована статья, в которой приведены любопытные цифры. По данным исследовательского института Швеции «Сипри», в мире на данный момент насчитывается 24 млн. солдат, вооруженных новейшим оружием. Кроме того, 40 тыс. ученых и специалистов по техническим вопросам занимаются разработкой нового, еще более смертоносного оружия. В 1973 г. расходы на военные нужды составили около 1000 млрд. финских марок, что соответствует 6% валовой продукции всех стран вместе взятых. В конце статьи говорится, что развитые страны вкладывают в военный бюджет в 30 раз больше, чем тратят на помощь странам третьего мира. Такова была ситуация 16 лет назад, и она не изменилась в лучшую сторону.

Разве кто-то еще верит, что разум побеждает несмотря ни на что? Я имею в виду человеческий разум. В мире много проституток, но еще более отвратительна проституция в науке, продажа человеческого ума и мудрости в целях уничтожения.

Американский теолог Рейнхолд Нибур осознал опасности, скрытые в коллективном грехе. Приведем цитаты из прекрасной книги Ларса Тунберга Понятие человечности в старой и новой теологии.

Под заголовком «Сын гордости» Нибур выделяет, во-первых, высокомерность, связанную с властью... В качестве примера к понятию «гордость власти» Нибур отмечает, наряду с самовластным тираном, также и сильную нацию. Формой проявления коллективной высокомерности (гибриса), таким образом, является конечная форма греха, взгляд, который, по мнению Нибура, дается только религией откровения... Нибур рассматривает также и коллективный эгоизм и подчеркивает, в частности, то, что, кроме государства, и церковь может стать его инструментом.

Коллективный эгоизм, согласно Нибуру, наблюдается прежде всего на уровне нации...

Предупреждение Нибура касается не только США. Также и мы, жители Северной Европы, должны прислушаться к предостережениям о такого рода общности, которая препятствует беспристрастному мышлению и спасению личности.

Обратимся к учению Иисуса из Луки 13. «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не (курсив Э.Э.) покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».

24 млн вооруженных до зубов солдат ожидают времени, когда с помощью оружейного арсенала стоимостью в 1000 млрд марок это пророчество будет исполнено — если не покаемся. Слова Иисуса впервые осуществились в 70 г. н.э., но смысл их до сих пор устрашает!

Иисус отверг моралистическую трактовку примечательно к связи между грехом и болезнью, между грехом и разрушением. Но вместе с тем Он придал вопросу о коллективной виновности новое значение. Слова Иисуса являются призывом к пробуждению, поскольку вся Его деятельность была направлена на то, чтобы каждый человек в отдельности пробудился для понимания коллективной ответственности. Он хочет не освободить нас от всеобщей ответственности, но пробудить к ответственности, к той свободе, которая следует за принятием на себя ответственности. Мы спасемся, если пробудимся от коллективного сна. Мир может угрожать нам тюрьмой, гонением или смертью, если мы будем мешать его сну. Однако нас как христиан призывают именно к этому — пробудить своего ближнего.

Даже прочитав слова Нибура, мы не можем обращать наши взоры исключительно на народы. Мы не утверждаем, что к этому стремился Нибур, но цитата из его произведения может быть понята слишком упрощенно. Мы можем видеть, как коллективный грех проявляется на уровне более мелких единиц, таких, например, как семьи. Как терапевту мне постоянно приходится сталкиваться с теми травмами, которые отсутствие любви — часто неосознанное и совершенно невольное — наносит личности ребенка. Но этот вопрос мы уже рассмотрели ранее в главе о шизоидном человеке.

Черная овца

Бывают семьи, в которых кто-нибудь из детей попадает в положение так называемой черной овцы. Этого ребенка по неизвестным причинам считают плохим. Механизм рождения этого явления недостаточно изучен. Я помню одну женщину, которая сказала следующее об одном из своих детей, который был наиболее самостоятелен, в пору, когда тот женился: «Но ведь он всегда был плохим». Если ребенок получит подобное «клеймо», он как будто оказывается «вынужден» вести себя не так, как остальные. Так же часто бывает и с детьми, у которых головной мозг поражен какой-либо болезнью. Они принадлежат к группе отвергнутых. Или бывают дети, чье естественное желание играть и действовать заглушено в зародыше, в раннем детстве! Родители или воспитатели таких детей могут считать естественное выражение радости помехой.

Иногда воспитатели используют религию, чтобы сломать волю ребенка, тогда как им наоборот нужно помочь ему развиваться. Печально, когда родители, полагая, что воспитывают ребенка в страхе Господнем, на самом деле охраняют свое спокойствие. Терапевтам очень часто приходится видеть плоды подобного негативного воспитания. Подавление воли родителями, отвергнутые агрессивные проявления, неосознанное желание мести и другие подобные факторы заставили ребенка встать на путь страданий и проблем.


Предыдущая страница   Следующая страница












                                                                   ***


Другие сайты автора :  И смех, и не грех

                                          Искусство мира



Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz