Среда, 17.04.2024, 00:56Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Эвальдс Душепопечительство и терапия 10

Основная задача духовника — освобождение человека от оков «Сверх-Я», в этом Фрейд был прав; человек приобретет свободу совести, о которой Фрейд не имел ни малейшего понятия. Для того чтобы оказать помощь духовнику, ниже мы приводим таблицу, которую можно найти и в моей книге Дай нервам отдохнуть (Anna hermojesi levata).

 

Освобожденная совесть

 

Подчиненная, связанная совесть (отчасти может быть приравнена к «Сверх-Я»)

Фактор, определяющий идентичность от времени зачатия. Управляет ростом до самой зрелости, помогает в поиске своего «Я».

 

Развивается под влиянием воспитателей и родителей в стадии развития эдипова комплекса. Ригидная, жесткая моральная инстанция, препятствующая нахождению идентичности.

Оказывает положительное влияние на здоровье. Борется за сохранение жизни. Использует подавленность как силу для роста. Ведет к свободе. Ведет к истинности эмоциональной жизни и отношения к Богу (Павел).

 

Способствует возникновению невроза. Может привести к самоубийству. Вызывает бесплодную подавленность. Связывает с детскостью и препятствует развитию эмоциональной жизни. Человек становится фанатичным (Савл)

Предоставляет свободу творчески отзываться как на поощрение, так и на наказание.

 

Бог ощущается жестоким.

Бог любит (священной любовью). Творческие силы человека освобождаются.

 

Человек усугубляет наказание, наказывая самого себя.

Любовь вдохновляет, стимулирует.

 

Создается внутреннее ощущение, будто бы Бог 'ненавидит и требует (Он непримирим). Совесть порождает чувство необходимости исполнения, вызывающее болезнь и скованность определенной ролью. Страх ведет к принуждению, зависимому состоянию.

Чувство собственного достоинства освобождается: жизнь есть дар, она полна радости.

 

Чувство собственного достоинства травмируется. Жизнь есть бремя и таит в себе угрозу.

Влияние депрессии на совесть

Для лучшего понимания реакций совести в состоянии депрессии нам необходимо коснуться сущности депрессии. Согласно Лейку[29] депрессия всегда несет в себе отвергнутые компоненты. Основным из них, как мне кажется, является агрессия, которая играет значительную роль во всех болезненных состояниях души. Если бы мы смогли всегда управлять агрессивными тенденциями, нам бы удалось существенно сократить число пациентов в психиатрических больницах.

Вторым важным компонентом депрессии является сексуальность. Ведь секс и насилие — самые прибыльные темы. Почему именно они? Неужели они запрятаны так далеко, что обретают поистине устрашающую силу, поскольку невозможно создать для них социально приемлемых путей выхода? Может быть, они заявляют о себе в завуалированной форме, например, в симптоматике болезни или в форме самой болезни? К сожалению, лишь очень немногие сумели осуществить себя в такой степени, чтобы использовать эти силы для созидания гармоничной и дисциплинированной жизни.

Подавленность — и как болезненное явление, и как поддержка здоровой совести — является неотъемлемой частью человеческой жизни. Во втором случае подавленность помогает человеку осознавать, что действительно существует некая наивысшая ценность, личностная святость. К сожалению, в большинстве случаев мы встречаем подавленность именно в разрушающем личность, ведущем к неврозу виде. (Какое странное толкование дается ныне понятию, которое раньше называлось в душепопечительстве Божьим гневом!) В этом случае подавленность мешает внутреннему росту человека, его взрослению и поиску им своей идентичности.

Два лика подавленности

Мы видим здесь своеобразную закономерность. Все может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие. Подавленность может заставлять человека взрослеть — или она может препятствовать взрослению. Мы точно находимся на острие ножа, мы постоянно подвергаемся опасности. На человека, подчинившегося Господу, то или иное дело может оказывать положительное влияние, тогда как на иначе относящегося оно может воздействовать гибельно.

Поскольку подавленность, агрессия и сексуальность — это проблемы, с которыми человеку приходится бороться постоянно, неудивительно, что он впадает в отчаяние, а оно причисляется к крупным грехам. Но можно ли считать грехом отчаяние, если своими силами человек не в состоянии себе помочь?

Что такое грех?

В своем поверхностном морализме люди обычно называют грехом те поступки, с которыми они считают возможным бороться. Библия же подразумевает под грехом нечто совсем иное, и если бы мы действительно правильно понимали учение Библии, мы не впадали бы в это современное заблуждение. Мир пытается разрешить проблему греха, запрещая говорить о нем. Таким же образом мы могли бы пытаться лечить головную боль, запретив людям говорить, что у них болит голова. Современный мир отвергает понятие греха и греховности — таким же образом в викторианскую эпоху пытались разрешить проблему половых отношений: путем полного молчания.

Библия подразумевает под грехом ту разрушительную силу, которая закабаляет нас. Грех отлучает нас от Бога, и человек не может своими силами освободиться от железной хватки греха. Последнее, однако, не следует понимать неправильно, как обычно происходит. Мы не сказали, что человек не может сделать ничего для своего освобождения. Он лишь не может освободиться собственными силами, но он может вступить в союз с такими силами, которые сумеют освободить его. Именно к этому человека Библия призывает — к союзу с Ним, с Тем, Кто разбил силы разрушения и погибели. Именно поэтому, раскрывая греховность человека, мы делаем это не для осуждения, а для того, чтобы человек понял, какой опасности он подвергает себя. Кто, впадая в морализаторство, осуждает ближнего, находящегося в оковах греха, тот сам потерял свою совесть. Моралист реагирует так же, как отец или мать, когда сердятся на ребенка за то, что он поранился.

Невротик реагирует именно так. Он верит, что должен освободиться своими силами (при ближайшем рассмотрении выяснится, что на самом деле тут присутствует желание оставаться на расстоянии от Бога). При неудаче он обвиняет самого себя и впадает в депрессию.

Подобный способ выйти из ситуации типичен для неверия. Обычно человек гонит из сознания все, что вызывает беспокойство, и если попытка не удается, он обвиняет себя за свою глупость, слабую волю, бесхребетность и кто знает, за что еще. Он чувствует себя виновным. Поначалу он борется против отдельных вещей, но понемногу чувство виновности растет и охватывает все сферы его души. Человек оказывается во власти всеобъемлющего чувства виновности.

Собственными усилиями от греха не освободиться

Прежде чем приступить к дальнейшему анализу этой ситуации, необходимо подчеркнуть одну очень важную с точки зрении теологии деталь. А именно: если человек обвиняет себя, считает себя виновным и утверждает, что его характер слаб, это все только способы, посредством которых он пытается спасти себя. Вышеописанное Библия называет «делами закона», поступками, с помощью которых человек пытается выбраться из безнадежной ситуации. Читателю, знающему Библию, известно, что подобные попытки обречены на неудачу. Это проявляется также в следующем. Человек, страдающий неврозом, заклеймил свою сексуальность, он считает ее порочной, борется против нее и чувствует вину за малейшее эротическое чувство. Будучи в состоянии депрессии, он чувствует себя виновным за то, что вообще существует половое влечение как таковое. Он ощущает себя плохим человеком, обреченным на погибель, пытается бороться против этих сил и в конце концов замечает, что они все более возрастают и становятся все более непобедимы. Человек, чувствующий себя подавленным и осужденным за сексуальность, винит Бога за то, что Тот создал разные полы. Неправильно действующая совесть, т.е. «Сверх-Я», требует, чтобы человек стал святее Бога!

Та же ситуация наблюдается и при агрессии. Для многих людей это стало проблемой, с которой они борются до исступления. Они никогда не задумывались над тем, что мир полон того, что ненавистно христианину, как, например, предательство, война, атомное оружие и т.д. При невротическом чувстве вины такие люди не могут разделять человека и его поступки. Мы можем ненавидеть то, что делают люди, не ненавидя при этом их самих.

Другими словами, человек, находясь под давлением «Сверх-Я», связанным с законом, пытается разными способами избавиться от зла, обитающего в нем. Для всех этих попыток характерно то, что это лишь собственные усилия и поступки, внешние, либо внутренние потуги стать лучше.

Распространяется общее неверие в то, что можно пытаться обрести спасение через дела. Но это все-таки единственное «учение о спасении», которое имеет вес в секуляризованной культуре, где «спасением» считается выполнение общественных требований. Конечно же, встречаются люди, которые выступают против такого взгляда и ратуют за право человека на исключительность, но подобные протесты еще никого не спасли. Без Христа ни один человек не сможет отклониться от социальных норм в той мере, чтобы задание со временем не стало невыносимым. Последствием, несомненно, будет либо неизбежное приспособление к требованиям окружения, либо упадок душевных сил и невроз, для которого характерно ощущение бессмысленности и пустоты жизни.

Дерево познается по плодам

С течением времени возникали духовные движения, которые предостерегали человека и призывали его доверяться благим делам. Отталкивались они, конечно же, от желания обратить основное внимание на искупительную роль Христа. Подобный взгляд иногда вел к роковым последствиям: люди начали опасаться дел вообще и впали в другую крайность — в пассивность. В этом случае совесть теряла свою естественную ориентацию, обращалась в «Сверх-Я», так же, как и при попытке изменить что-либо собственными усилиями. Люди никак не могут уразуметь, что хотя благие дела никого не спасут, здоровая совесть освобождает человека для благих дел, которые являются таковыми именно потому, что совершаются не для приобретения спасения. (Кроме того, можно быть совершенно уверенным в том, что человек, не желающий делать что-либо благое своему ближнему, сам никогда не испытал спасительной силы Бога.)

Другими словами, благие дела совершаются не ради спасения, но потому что благодаря Христу мы стали здоровыми, положительными людьми. Дерево познается по плодам. Совесть, которая побуждает нас действовать позитивно, во благо ближнего и ради его радости, действует совершенно верно в сфере своей деятельности. Таким образом для нас как бы становится «необходимым» действовать вместе с ближними, исполнять закон, без какой бы то ни было задней мысли заслужить делами расположение Бога. Здоровая, добрая совесть помогает нам выполнить свои обязанности.

Павел, который в своих проповедях настаивал на оправдании через веру, мог в другом месте отметить, что благодать Божия в нем не была тщетна. Он сделал больше, чем кто-либо другой (1 Кор. 15:10).

Но в случае, когда совесть начинает побуждать человека к делам, через которые он должен спастись, можно с уверенностью сказать, что болезнь уже заявила о себе.

Одним словом, совесть тогда является вполне надежной, когда она требует от нас приспособления на социальном уровне, если это не идет вразрез с Божией волей. Но духовник не удовлетворяется этим. Он помогает пациенту социально приспособиться, если только это необходимо. Выполнение социальных норм необходимо тогда, когда они не находятся в противоречии с волей Бога, и поэтому духовник должен так проводить терапию, чтобы это было возможным. Но его задание намного шире, он должен помочь пациенту найти свою идентичность, о чем Павел говорит в Ефесянам: «...К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12-13).

Только освобожденная совесть помогает нам на пути освящения продвигаться к цели постепенно, смиренно следуя по стопам Христа.

От тьмы к свету

Человек, страдающий депрессией, пытается очиститься, отвергая ненависть, сексуальность, отчаяние, подавленность и все, что он посчитал плохим. Отвержение (англ, repression, нем. Verdrangung, швед, fortrang-ning) означает, что человек отталкивает все, что считает неприемлемым. Это требует непомерных усилий и угнетает человека. Самым явным симптомом длительной депрессии является именно усталость. Легкая депрессия, наоборот, ощущается как важный период, когда человек работает без перерыва, часто день и ночь. Люди всегда пытались разрешить проблему депрессии путем приложения еще больших усилий и стараний. Это дает хороший результат, до тех пор пока человек окончательно не падает духом. К явлениям нашего времени относится совершенно новое заболевание под названием burnout или полное сгорание. Когда я читал лекции по этой теме, я заметил, что слушателей намного больше, чем на других моих лекциях.

Человек, впавший в состояние депрессии, нуждается в отдыхе, но в этом случае недостаточно только спать, лежать в постели, он нуждается в том, о чем говорит Иисус: «Я успокою вас». Но чтобы обрести этот покой, ему необходима помощь.

Как же духовник должен понимать отвержение? Это явление психологическое, но не только. Психологическое определение дает только описание того, как явление зарождается, но ничего не говорит о его «ценности» по отношению к релевантности других жизненных ситуации. На общественном уровне речь идет о способности примениться к требованиям, предъявляемым окружением. На этом уровне достаточно того, чтобы человек мог держать себя под контролем и не мешал другим. Но сейчас речь не о том, как достичь этого и какие это возымеет последствия. Посредством отвержения человек выполняет требования, установленные для него на уровне закона. Рассматривая этот вопрос с духовной точки зрения, мы находим еще одно измерение этого явления. Речь идет не только о стремлении выполнить общественные требования, но также и о стремлении выполнить Закон Божий.

Под «Законом Божиим» понимается не некий абстрактный перечень требований, но неизбежные обязанности, касающиеся человеческой сущности, которые человеку необходимо выполнять, если он не хочет однажды прийти к выводу, что обманывал себя и жил во лжи.

Мы заключили, что человек пытается выйти из сложившейся ситуации, отвергая все, что считает неприемлемым. Однако этот «защитный механизм» не будет служить вечно — постепенно через крепостную стену, которой человек окружил себя, начинают проникать отвергнутые импульсы. Порой это происходит с таким натиском, что человек впадает в состояние, подобное психозу, другими словами, он не в силах совладать с происходящим. Иногда это приводит к самоубийству или к попытке его совершить.

Когда душепопечительство ухудшает ситуацию?

Но прежде чем произойдет вышеописанное, человек, если ему позволит гордость, обращается к духовнику. Однако сколь многие предпочитают самоубийство! Когда же человек приходит на прием к духовнику, обыкновенно он имеет вполне определенное представление о том, в какой помощи он нуждается, а именно: «всего несколько минут, чтобы успеть рассказать о своей небольшой проблеме. Может, это не так и важно, но если только на пять минут...»

Пациент желает получить помощь для укрепления отвержения. Он, сам того не зная, просит духовника помочь ему сохранить свою болезнь. Он желал бы услышать строгие наставления, упреки, слова осуждения из Библии. Он чувствует себя сломленным и готов выслушать приговор (а иногда, к сожалению, слышит его, и не всегда только от мирского суда), потому что депрессия может пробуждать чувства страха и вины, которые переходят все разумные границы. Если духовник не возьмет ситуацию под контроль, если он не знаком с явлением депрессии и механизмом ее воздействия, недалеко и до беды. Духовник может дать ввести себя в заблуждение и поставить неправильный диагноз. В профессиональном языке для характеристики подобного рода заблуждения используется термин коллюзия (лат. con — с, ludere — играть).

Как происходит процесс душепопечительства в таких сложных случаях? Возможно, пациент и духовник вместе будут сетовать на злой мир, греховность, равнодушие и пассивность христиан, которые препятствуют проповедованию строгого закона. И атмосфера будет скорее напоминать праздничную, когда они вместе будут «исправлять мир» — ведь пациент смиренно исповедался, а духовник, согласно Слову Божиему, дал ему отпущение грехов.

С легким сердцем пациент отправится домой, дав себе обещание не грешить более. Ему будет казаться, что подавленное состояние в прошлом. Но, к сожалению, депрессия вернется довольно (или даже слишком) быстро. Уже через три дня депрессия может возобновиться и будет протекать глубже и тяжелее, чем раньше, а пациент уже не решается вернуться к духовнику — что тот о нем подумает!

Что же случилось? Пациент в состоянии депрессии при поддержке духовника до предела мобилизовал все свои религиозные силы и попытался упрочить отвержение. Если бы духовник выполнил свою задачу профессионально, он бы определил депрессию правильно и потребовал бы от пациента намного большего, а именно, чтобы тот осознал отвергаемое. Это довольно длительный процесс, требующий продолжительного лечения. И уже после этого духовник помог бы пациенту вырасти и созреть.

Почему же исповедь, которую мы описали в качестве примера, оказала только невротическое воздействие? Потому что «Сверх-Я», связанная законом совесть, не может привести человека к освобождению. На этом примере мы увидели, что «Сверх-Я» только усугубило отвержение и еще больше подчинило человека закону. Пациент попытался своими силами выполнить требования закона (при поддержке религиозных сил), и следствием могла быть депрессия, а может быть, и самоубийство.

Во всяком лечении необходим целостный подход

Конечно, мы можем предположить, что нечто подобное может произойти и на приеме у врача в том случае, если врач не несет ответственности за духовный рост и зрелость своего пациента и не тратит время на его лечение как индивида, как личности. Психиатр может прибегать к помощи успокоительных препаратов и с их помощью облегчать депрессию так успешно, что пациент чувствует себя выздоровевшим. Мы вернемся к этому вопросу ниже.

Однако на самом деле ситуация может оказаться гораздо более сложной, чем представляется на первый взгляд. Обычно отвергнутые силы проявляются через так называемое формирование реакции. Чтобы скрывать нежелательные стремления, «злые силы» из своего сознания человек мобилизует новые, совершенно противоположные тенденции. «Die Verkehrung ins Gegenteil» (превращение в противоположность), как говорится по-немецки.

В связи с депрессией можно указать на следующие, весьма важные тенденции.


Предыдущая страница   Следующая страница












                                                                   ***


Другие сайты автора :  И смех, и не грех

                                          Искусство мира



Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz