Кабинет ходатая
Кабинет в церкви — это больше, чем просто подарок. В моём понимании, “кабинет” — это публичное признание Телом Христа того факта, что определённый его член имеет определённый духовный дар, который используется в регулярном служении. А это основной принцип из тех, что нам известны о посвящении в служение.
Предоставление кабинета имеет несколько различных форм и зависит от таких обстоятельств, как публичное рукоположение человека, который впоследствии будет носить титул “преподобный” и получит привилегии от деноминации и налоговой службы, до наименования кого-либо учителем пятого класса воскресной школы. Иногда работа в офисе оплачивается, иногда она исполняется на добровольной основе. В обоих случаях — это официальное признание.
Я предлагаю церквям сделать то, что делают немногие: учредить предоставление помещения для ходатаев и дать общественное признание тем, кто имеет дар ходатайства.
Мы признаём владеющих даром пастора, евангелиста и учителя. Так же мы признаём дар милосердия (кто служит, навещая тех, кому это нужно), дар служения (дьяконов и дьяконис), дар увещевания (консультантов) и многие другие. Я думаю, что к этому списку нужно добавить и ходатаев.
Все христиане должны выполнять роль ходатаев, но некоторые имеют дар и служение много выше обычного.
Я наблюдаю за тем, как в качестве составляющей того великого молитвенного движения, которое идёт в настоящее время по нашей стране, мы можем видеть: всё больше церквей относятся к ходатаям и помещениям для них серьёзнее, чем раньше. Некоторые добавили в штат дополнительную единицу с должностью “пастор молитвенного служения”, или “служитель ходатайства”, или с каким-нибудь другим названием. Два современных примера в выдающихся церквях - это Бьерн Педерсен, служивший под началом Уолтера Каллестада, пастора лютеранской церкви “Радость в Фениксе” в Аризоне; и Они Китл, служивший под началом Конрада Лоу, пастора Северной баптистской Церкви Паркерсбурга в Западной Виргинии. Я мог бы назвать намного больше примеров.
Нам нужно быть чувствительными к тому, что не все имеющие дар ходатайства согласятся на офис или кабинет. Потому что за общественным признанием следует более высокий уровень ответственности, подотчётности и посвящения. Некоторые этого не хотят. Кроме того, ходатаи, которые будут первыми знать, что происходит, будут подвержены духовным атакам более высокой интенсивности. Говорить: “Да, у меня дар ходатайства, и я готов взять на себя ответственность перед Телом Христа за использование его в служении” — очень рискованно. Но некоторые идут на риск, и в результате этого в церквях и общинах по всей стране высвобождается новая удивительная сила.
Служения ходатайства
Вообще ходатаи заняты в четырёх специфических разновидностях служения.
Мы поймём это лучше, если сможем определить разницу между дарами, служениями и деятельностью. В двенадцатой главе Первого послания к Коринфянам мы читаем, что “дары различны” (ст.4), и “служения различны” (ст.5), и “действия различны” (ст.6), всё под действием одного и того же Бога.
Я привёл этот пример, чтобы показать, что разные люди с различными дарами будут иметь различные служения, в соответствии с предписаниями Господа. Например, среди тех, у кого есть дар евангелиста, некоторые могут служить в евангелизации отдельных людей, а некоторые будут участвовать в служении публичных евангелизаций.
Другим людям, призванным к тому же самому служению, Богом будет предписано выполнять другие действия. Возьмём, например, занятых в служении массовой евангелизации. Некоторые могут быть призваны проводить общегородские кампании, тогда как другие будут призваны к евангелизации в поместных церквях. Далее, некоторые из них будут переходить из церкви в церковь, а другие могут быть пасторами с даром евангелиста, которые применяют своё дарование, служа за одной и той же кафедрой.
Этот принцип относится к любому духовному дару, включая дар ходатайства. Дары ходатайства чаще всего задействованы в четырёх служениях: общее ходатайство, ходатайство во время кризисов, личное и воинственное ходатайство. Некоторые ходатаи будут выполнять все четыре служения на более или менее регулярной основе, тогда как другие будут специализироваться менее чем на четырёх, чаще всего концентрируясь на одном из этих служений.
1. Общее ходатайство
Те, кто призван в служение общего ходатайства, будут проводить долгие часы, молясь по списку молитвенных нужд, молитвенным путеводителям и любому количеству разносторонних молитвенных просьб, поступающих к ним. Во многих церквях по воскресеньям собирают записочки с разными просьбами. В течение недели ходатаи молятся об этих просьбах, и вы можете быть уверенными, что они сделают это хорошо.
2. Ходатайство во время кризиса
Ходатаи критических ситуаций молятся исключительно по предписанию, и предписание это исходит от Отца. Они не очень хорошо отвечают на случайные просьбы отдельных людей, и большинство из них будет скучать над молитвенным списком. Они любят проводить время своей молитвы в прославлении и поклонении, приближаться к Отцу и слушать прямо от Отца, за что им надо молиться. Некоторые поручения даются на короткий срок, другие - на долгий. Как только Бог скажет им молиться за определённую ситуацию, они “вцепятся” в неё как бульдоги, пока ситуация не разрешится или пока Бог не освободит их от Своего поручения.
Моя приятельница Кристи Грэм говорит: “Я больше всего подхожу под определение "ходатаев для кризиса". Господь показывает мне конкретные проблемы и людей, за которых я должна ходатайствовать. Обычно, но не всегда, я несу бремя молитвы в течение конкретного времени данного кризиса”. Она говорит, что часто Господь, даёт ей определённое видение о проблеме определённого человека. И добавляет: “Вместе с информацией приходит бремя и чувство ответственности”.
Помимо прочего, Кристи было дано долгосрочное и конкретное поручение молиться за Албанию. Когда я впервые об этом услышал, я пожалел бедную Крис, потому что тогда казалось невероятным, что когда-нибудь эта самая антихристианская нация будет открыт для Евангелия. Но весь мир затрепетал, когда в 1991 году ситуация изменилась и Албания открылась. Должно быть, ангелы радовались, но не больше, чем Крис Грэм, молитвы, которой, наряду со многими другими, принимали участие в этом процессе открытия страны для Божьего Царства.
Когда я читаю о Епафрасе в Послании Павла к Колоссянам, у меня появляется такое чувство, что я читаю о ходатае для кризиса. Павел пишет, что Епафрас, “всегда подвизающийся за вас в молитвах”, “имеет великую ревность” не только о верующих колоссянах, но и о находящихся в Лаодикии и Иераполе (см. Кол.4:12,13). Это похоже на такое же предписание, какое получила Крис Грэм.
3. Личное ходатайство
Некоторые ходатаи получают особенное призвание молиться на регулярной и интенсивной основе за конкретного человека или людей. Как правило, это пасторы и другие христианские лидеры. Вся эта книга является более глубоким изучением именно этого служения. Как я уже отмечал ранее, я верю, что Еводия и Синтихия в Филиппийской церкви являются двумя примерами личных ходатаев Павла (см. Фил.4:2,3).
4. Воинственное ходатайство
Некоторые ходатаи призваны для того, чтобы встречаться с врагом в духовной битве на более высоком уровне. Это самый главный вид ходатайства и намного более требовательный и опасный из всех. Поскольку многие ходатаи кризисов или личные ходатаи находятся в прямом конфликте с силами тьмы лишь время от времени, некоторые могут возражать против выделения воинственного ходатайства в отдельную категорию. Но я верю, что есть смысл в том, чтобы признать, что некоторые ходатаи совершают это на более регулярной основе, чем большинство других.
Более полную информацию о ходатайстве стратегического уровня можно найти в двух источниках: в замечательной книге Синди Джейкобс “Одолевая вражеские врата” и в моей книге “Воинственная молитва”.
Как распознать свой дар ходатайства
В этот момент многие могут спросить: “Интересно, а есть ли у меня дар ходатайства?” Если он у вас есть, то помните, что он даётся только потому, что Бог милостиво решил дать его вам. Его нельзя заработать трудом и упорством, как некоторые способности, такие, как умение танцевать или играть в бейсбол. Бог наделяет даром, распознать его — уже на вашей ответственности.
Распознать дар ходатайства можно так же, как и другие двадцать шесть духовных даров. Я исследовал детали этого вопроса на страницах моей книга “Ваши духовные дары помогут вашей церкви расти”, поэтому здесь я лишь обобщу их. Ниже следуют пять шагов, которые вам необходимо предпринять, чтобы обнаружить у себя тот или иной дар.
1. Исследовать возможности
На этом этапе вам важно знать, что дар ходатайства — это духовный дар, которым Бог наделяет Тело Христа. Все христиане должны выполнять роль ходатая, но не все наделены даром служения, который больше проявлен.
2. Экспериментируйте с даром
Попробуйте ходатайствовать столько и такими способами, как только можете. Эти эксперименты должны быть долгосрочными и проводиться серьёзно. Попросите Бога показать вам во время этого процесса, есть у вас дар или нет. Если ваш дар не ходатайство, то продолжайте и найдите, какой дар или дары являются вашими. Но всё равно оставайтесь верным молитвенником.
3. Проверьте свои ощущения
Если у вас есть дар ходатайства, ваше желание молиться будет расти. В Библии сказано, что “Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению” (Фил.2:13). Если по истечении времени вы обнаружили, что ходатайство - это тяжёлая и нудная работа, и вы не жаждете его, возможно, это не ваш дар. Но если после продолжительного времени молитва доставляет вам радость и удовольствие, то можно начинать верить, что у вас есть этот дар.
Очень хорошо это выразила Синди Джейкобс. “Люди, которые имеют дар ходатайства, - говорит она, - любят молиться. Они бы вообще ничего не делали, кроме этого. Если меня спрашивают, сколько времени я провожу в молитве ежедневно, я отвечаю: "Столько, сколько возможно!"” Про те дни, когда она отключает телефон и проводит целый день в молитве, она говорит: “Эти дни для меня — сущее блаженство!”
4. Оцените свою эффективность
Частью духовного дара является сверхъестественная помощь Святого Духа, которая проявляется в эффективности служения. Ясно ли вы слышите Бога? Регулярно ли вы получаете ответы на ваши молитвы? Чувствуете ли вы особенную силу; высвобождающуюся через ваши молитвы? Если да, то наверняка у вас есть дар.
5. Ищите подтверждение в Теле
Мне нравится история, которую рассказал ходатай Грэм Фитцпатрик о том, как он обнаружил свой дар. Он прочитал о знаменитом отце Нэше, который часами молился за евангелиста Чарльза Финнея, и обнаружил, что, молясь на протяжении нескольких часов, он также ощущает мир и радость. Его проблема была в том, что он ещё не был зрелым в Господе и не знал способов проверки, было ли это внутренним свидетельством Святого Духа или нет. Поэтому он попросил Бога показать ему это.
Дух Святой сказал о нём другим, более зрелым христианам. Как рассказывает Грэм Фитцпатрик, одни из них, которого он первый раз видел, сказал ему, что Бог хочет, чтобы он был ходатаем за других людей. Затем женщина, которую он знал, но которая не знала о его мыслях, о ходатайстве, сказала ему то же самое. Фитцпатрик говорит: “Итак, Бог использовал этих двух христиан для того, чтобы подтвердить: то, что я принял за Его слова, действительно было от Него, а не моим собственным представлением или от бесов”.
Ещё один момент. Если вы обнаружили в себе дар ходатайства, не скрывайте этот дар. Не поддавайтесь ложной скромности. Вы не хвалитесь тем, что вы ходатай, больше, чем Билли Грэм хвалится, что он евангелист, или чем ваш пастор хвалится тем, что он пастор. Враг использует ваше нежелание позволить другим узнать о вашем даре, для того чтобы нейтрализовать его влияние на христианское служение. Одна из сторон верного служения – это благодарить Бога за талант, который Он вам дал и использовать его для того чтобы приносить плод, в тридцать, шестьдесят и сто крат.
Глава 3. Почему пасторам нужно ходатайство
Я убеждён, что большинство членов церкви не знают, что значит быть пастором. Они знают, как выглядит их пастор внешне, и слышат, что он говорит, но не имеют ни малейшего представления о том, что происходит у них внутри, что происходит, когда они смотрят на часы в течение дня.
Если Бог поднимет новую армию ходатаев, которые будут поддерживать пасторов и христианских лидеров эффективной, горячей молитвой, то эти ходатаи должны знать размах и значимость задания, которое им предстоит выполнить. Эту главу я представлю так доступно, как только смогу. Я не претендую на сенсационность.
Это не статья “Национального справочника”. Ничего из того, что я говорю о пасторах и лидерах, не должно быть воспринято с более серьёзным критицизмом, чем отношение врача, ставящего диагноз гепатита или гипертонии своему пациенту, цель — исцеление. Я верю, что ходатайство может быть не только терапией и лечением пасторских духовных и эмоциональных недугов, но и профилактикой, что гораздо более важно.
Пасторы изранены
Пастор, которого большинство членов церкви видят, знают и с которым общаются на протяжении какого-то времени, соответствует укоренившемуся социально-ролевому образу. От пастора ожидаются такие поступки и действия, которых не ждут от автомеханика или адвоката. Значение титула “преподобный” несёт в себе сильное общественное звучание.
Члены церкви воспринимают это как само собой разумеющееся. Пастор постоянно работает над подходящим имиджем духовного человека. Его этому учат в семинариях и библейских школах. Это не приходит само собой.
Пасторы, которых неделю за неделей видят члены церкви, ведут себя наилучшим образом Они аккуратно одеты, у них бодрый вид, они уверенны, не теряются, следят за своим языком, хорошо относятся к супругам, не эгоистичны, трудолюбивы, улыбчивы и надеются, что люди находят их похожими на Христа. Но это только одна сторона истории.
Пасторы — обычные люди. Они спасены по благодати, точно так же, как автомеханики или адвокаты из их церкви. Многие , если не все, пасторы время от времени напоминают людям об этом на своих служениях.
Когда, например, пасторы говорят о некоторых искушениях, они могут сказать: “Я не исключаю себя. Я человек. Для меня это такое же искушение, как и для вас”. Как правило, люди не верят этому, просто потому что не хотят. Частично их христианское поведение зависит от степени следования за лидером, которого они принимают за нечто более высокое по уровню набожности и духовного развития, чем они сейчас или когда-либо смогут достичь. С помощью общества они часто возводят пастора на духовный пьедестал.
Пасторов учат также не быть лицемерными. Они знают, что не соответствуют тому, что ожидает от них вся церковь, об этом знают их супруги, но больше никто. Вследствие этого пасторы оказываются в замкнутом кругу, потому что, с одной стороны, они чувствуют на своей жизни призвание пастора, а с другой, понимают, что не смогут оставаться пасторами, если не будут соответствовать ожиданиям своей церкви. Но как справиться с внутренними противоречиями?
Одним словом, пасторы нуждаются в помощи, во всяком случае, в большей помощи, чем они получают. В течение годичного курса я встречаюсь с сотнями пасторов. Несмотря на то, что я не являюсь для них ни советником, ни пастором, тем не менее, я вижу, что многие из них ранены духовно, эмоционально, а иногда и физически.
Куда им обратиться за помощью? К членам церкви они идти не хотят, потому что могут начаться разговоры: наш пастор не оправдал наших ожиданий. В пределах одной деноминации пасторы относятся дружелюбно друг к другу в обычных ситуациях, но недоверчиво на более высоком уровне. Что подумают члены церкви, если пастор обратится к консультанту? Пасторы других церквей вероятно и могли бы помочь, но они часто перегружены и недоступны. За пределами этих кругов пасторы просто избегают более или менее значительных отношений.
К счастью, есть некоторые исключения. Иные пасторы не вписываются в ту беспросветную картинку, которую я нарисовал. Это те, кто переживают незначительный внутренний конфликт, потому что в глубине своей они в действительности такие, какими и должны быть в эмоциональном и духовном плане. Другие находят ресурсы помощи и с успехом справляются с ситуацией. Я хотел бы сказать, что таких большинство, но не могу. Не пытаясь упростить эту невероятно сложную ситуацию, я хочу обратить внимание на то, что сатана держит многих пасторов там, где он хочет. Они не защищены от его атак.
Эпидемия падения пасторов
В течение нескольких последних десятилетий тревожное количество пасторов оставило своё служение в основном по двум причинам: истощение духовных и физических сил или сексуальная распущенность. Это явление приняло размеры эпидемии.
Я не помню, чтобы пасторы перегорали в служении двадцать лет назад. Должно быть, это случалось, но не в таких масштабах, как мы видим сегодня. Ситуации, описанные мной, приводят к тому, что пасторы травмируются, и объясняют, почему может наступить истощение сил. Враг хорошо это знает, он изобретает множество способов доводить пасторов до срыва, используя чувство неадекватности, лицемерия, вины, внушая такую низкую самооценку, что продажа страховок кажется более привлекательным занятием для заработка.
В настоящее время проводится много психологических исследований на тему причин и лечения пасторских срывов. Многим избежать его помогает инструктаж по разумному управлению собственным временем. Тем не менее, если я прав и одной из причин истощения сил пастора могут быть силы тьмы, то для того чтобы справиться с ними, нужно применить также и духовное оружие. В этом случае ходатайство за пасторов имеет огромный потенциал.
Пасторское неблагоразумие
Сатана побеждает в важных битвах, вызывая у пасторов духовные и физические срывы, но гораздо больше вреда он приносит Христу, склоняя пастора к сексуальной распущенности.
Прежде чем обратиться к деталям этого вопроса, давайте вспомним о том, что большинство американских пасторов не хотели и не хотят впадать в сексуальную распущенность, находясь в служении. Фактически восемь из десяти пасторов никогда не имели проблем в этой сфере, по сравнению с половиной всех остальных членов церкви, страдающих такими проблемами. Сколько же всего пасторов встало на этот путь? Анализы показывают, что прелюбодеяние совершили двенадцать процентов. Это означает, что восемьдесят восемь процентов не делали этого.
Враг знает, что пасторы изранены, знает, что они уязвимы, и атакует их самые слабые стороны.
Предшествующему поколению и во сне не могли привидеться подобные обзоры, однако в настоящее время картина изменилась. Какое-то время я собирал вырезки из газетных новостей в папку, в которую не заглядывал до недавнего времени. Я ужаснулся. Я насчитал двадцать шесть сообщений средств массовой информации о сексуальных проступках представителей высокого духовенства, почти половину, которых я знал лично.
Передовая статья газеты “Лос-Анджелес Таймс” была напечатана под заголовком: “Случаи изнасилования потрясают духовенство: Разоблачение прелюбодеяния — проблема, скрываемая годами, — возникает сегодня”. Обзор национального газетного синдиката “Ассошиэйтед Пресс” объявлял: “Сексуальные скандалы в высших кругах будоражат церковные иерархии”.
Евангелистские, харизматические, фундаменталистские, пятидесятнические, либеральные, римо-католические церкви — все хотели бы показать пальцем на кого-нибудь другого, но ни одна не является исключением. Здесь и епископ, широко известный как “евангелист”. Здесь и профессор семинарии. Здесь и теле-евангелист. Здесь и народный герой борьбы за гражданские права. Здесь и пастор огромной церкви. Здесь и автор бестселлеров. Здесь и руководитель миссии. Здесь и либеральный теолог. Здесь белый, там чёрный. Тут двадцатипятилетний, там шестидесятилетний. Здесь — пастор из Массачусетса, там — пастор из Аризоны. Когда всё это закончится?
Эти сообщения злят меня! Я сержусь не на моих оступившихся друзей, хотя я вместе со всем Телом Христа страдаю от этого. Я злюсь на врага, который, как мне кажется, слишком далеко зашёл сегодня. Часто нам не удаётся осознать всю глубину той войны, которую мы ведём.
Враг знает, что пасторы изранены, знает, что они уязвимы, и атакует их самые слабые стороны. Я не хочу сказать, будто те, кто оступился, сами не виноваты и будто они не имеют недостатка в характере, который должен быть восстановлен через смирение, покаяние, примирение, обновление и святость. Но я надеюсь, что мы научимся использовать наше духовное оружие, чтобы положить конец этим явным и всё более успешным атакам дьявола. Я молюсь об этом.
Пасторы нуждаются в ходатайстве
Каждый христианин нуждается в ходатайстве. Маленькая девочка, изучающая в шестом классе средней школы, что такое СПИД, нуждается в ходатайстве. Водитель-дальнобойщик. пытающийся свидетельствовать о Христе своим друзьям, нуждается в ходатайстве. Биржевой брокер-христианин, думающий о моральной стороне последней сделки, нуждается в ходатайстве. Мать и хозяйка дома, поднимающая семью из четырёх человек, нуждается в ходатайстве. Не хочу оставить незамеченной никакую проблему, которая нуждается служении ходатайства.
Но я готов поспорить, что пасторы и другие христианские лидеры нуждаются в ходатайстве больше, чем рядовые члены Тела Христа. Это может, показался странным, и звучать надменно, но позвольте мне привести пять причин, по которым я в это верю.
1. У пасторов большая ответственность и подотчётность
У большинства христианских лидеров по спине пробегают мурашки, когда они читают Послание Иакова (3:1) : “Братья мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению”.
Все христиане предстанут перед троном правосудия Христа, но пасторы и лидеры предупреждены, что им достанется двойная доза. Одна — за “учительство”, а другая — за всё остальное.
Другими словами, в глазах Бога грех пастора тяжелее, чем грех других христиан. Первой проблемой будет, конечно, сам грех, и осуждение за него будет одинаковым для всех. Но другая проблема — это нарушение служебных обязанностей, что намного серьёзнее. Если такой служитель, как пастор или учитель (включая профессора семинарии), одарён Богом и признан христианским сообществом, то его грех - это печальный проступок, подрывающий доверие к Церкви.
Занять позицию лидерства в христианском мире - значит пойти на риск. Грех оказывается намного опаснее, чем когда-либо раньше. И это одна причина, почему пасторы нуждаются в ходатайстве больше, чем другие.
2. У пасторов больше поводов для искушения
Совершенно ясно, что чем выше вы стоите на лестнице христианского руководства, тем выше вы в списке сатаны. Дьявол охарактеризован как рыкающий лев, который ищет, кого поглотить. Если он может выбирать, то в первую очередь он скорее поглотит лидера, чем кого-нибудь другого. И для этого он использует любое оружие из своего арсенала.
Сатана использует мир (Еф 2:1,2). Он искушает пасторов алчностью и гордостью. Деньги и власть в компании с сексом являются самыми сильными соблазнами для служения. Недавний репортаж светских средств массовой информации предал огласке некоторые случаи такой алчности среди христианских лидеров, какую многие из нас и представить себя не могли. И я думаю, что это не последняя подобная новость. Любовь к деньгам корень всякого зла, и сатана знает это лучше, чем можно предположить.
Сатана использует плоть (Еф.2:2,3). О недозволенном сексе было сказано достаточно. Сатана развращает умы порнографией, служители впадают в искушение: обжорством, алкоголизмом, нецензурной бранью.
Сатана использует “бесов” (1Пет.5:8; Иоан 13:27). Это означает демонизацию, заклинания, проклятья и язычество. Представление, что на пасторов оказывает влияние плоть и мир, но не бесы, само по себе является сатанинским обманом.
Разумеется, все христиане подвергаются всем перечисленным соблазнам. Но сатана более конкретно, постоянно и интенсивно влияет на пасторов и лидеров.
Предыдущая страница Следующая страница
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира