Среда, 24.04.2024, 05:13Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Чарльз Сперджен Беседы Ивана пахаря 5

Всеобщий друг обыкновенно — ничей друг, но часто по своей простоте он обкрадывает свою же семью; чтобы помогать чужим, сам становится нищим. В великодушии, как и во всем прочем, необходимо соблюдать благоразумие, и некоторым людям надо этому научиться. Чересчур легкосердечный человек легко может стать жестоким по отношению к собственным детям, отнимая у них хлеб, чтобы дать его тем, которые, называя его великодушным, над ним же насмехаются. Ссужающий деньги часто теряет и деньги, и друзей; и обеспечивающий других — сам не обеспечен. Послушай моего совета и никогда не поручайся больше того, что решил потерять. Помни слова Писания: «Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего, а кто ненавидит ручательства, тот безопасен».

Если нам наносятся обиды, то мы, как христиане, должны сносить их без злобы; но мы не должны подавать вида, будто не чувствуем их, ибо это побудило бы врага прибегнуть к новым обидам. Тот, кого один и тот же человек дважды обманет, несет половину вины; подобным же образом дело происходит и в прочих случаях — если мы сами не добиваемся осуществления нашего права, то нам остается только себе же ставить в вину его нарушение. Апостол Павел был готов перенести побои ради Господа, но он не забыл сказать воеводам, что он римский гражданин; и когда эти господа хотели его потихоньку выпустить из тюрьмы, он отказался, говоря: «Нет, пусть придут и сами выведут нас». Христианин является самым мирным человеком, но все же он человек. Многим людям не надо об этом говорить, так как они моментально вспыхивают, если им кажется, что кто-либо хочет их обидеть; раньше, чем они убедятся, забрался ли вор к ним на двор, или же старая кобыла сорвалась с привязи, они уже открывают окно и стреляют в пространство. Это опасные соседи; так же удобно рассесться на лбу у быка, как жить по соседству с ними. Не дружи с сердитым человеком и не заходи к безумцу. «Долготерпеливый лучше храброго». «У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость».

За мою долгую жизнь я видел не одного строптивого, упрямого человека, не внемлющего голосу разума и рассудка. У нас в селе живет один забавный малый; он имеет собаку-бульдога и как-то рассказывал мне, что если тот ухватит что-либо зубами, то уже не может отпустить; чтобы вырвать вещь из его зубов, пришлось бы раздробить ему череп; подобные этой собаке люди уж не раз сердили меня и даже выводили из терпения. Легче было бы уговорить вилы стать жнейкой или же убедить кирпич сделаться мрамором, чем заставить подобного человека внять здравым рассуждениям. Легче отмыть негра добела и вывести пятна на шкуре леопарда, чем убедить предубежденного упрямца. Прав он или не прав, но отговорить его от мысли, за которую он ухватился, куда труднее, чем переставлять горы. Если человек прав, то подобное упорство в мнении представляется чем-то великим и достойным почтения; наш проповедник говорит: «Из этого материала созданы мученики»; но если невежда с плохими мозгами вобьет себе что-либо в голову, то мучениками становятся те, кто с ним имеет дело. Один из наших мужиков побился об заклад, что забьет кулаком гвоздь в дубовую доску; и искалечил себе руку на всю жизнь; он же не мог продать хлеб свой по поставленной цене, а потому оставил скирды на съедение мышам. Нельзя проехать мимо его поля, не заметив его упрямства; он заявил, что «не признает никаких новшеств», и потому у него худший урожай во всем приходе. Но, что хуже всего, дочь его пошла к методистам, и в слепой ярости он выгнал ее из дому; и хотя, как я знаю, он очень страдает от этого, однако, он не сделает ни одного шага к примирению, а повторяет, что не будет разговаривать с нею до конца жизни. Между тем симпатичная девушка умирает из-за его жестокости. Лучше нарушать скоропалительные обеты, чем придерживаться их. Кто не изменяется, тот не совершенствуется; кто никогда не уступает, тот никогда ничего не приобретет.

С детьми следует обращаться хорошо и твердо; они не должны постоянно поступать по своей воле, но они не должны также быть всегда у нас на поводу. Давайте волю свинье, когда она хрюкает, и ребенку — когда он кричит, и вы будете иметь прекрасную свинью и испорченного ребенка. Человек, учащийся играть на трубе, и назойливый ребенок, вот два неприятных сожителя в качестве соседей в том же доме; если мы не будем, как следует, наблюдать за нашими детьми, то они станут неприятны для чужих и будут огорчать нас самих. «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери». Если наша голова никогда не будет занята тем, чтобы пожурить наших детей, пока они малы, то они доставят нам много огорчений, когда вырастут. Полнейшая правдивость должна проникать все наши отношения к детям; наше «да» должно быть подтверждением, и наше «нет» — отрицанием, — буквально и в ту же минуту. Никогда не забывайте сделать то, что вы обещали ребенку, была ли это награда, или наказание. Ты должен обеспечить себе послушание любой ценой; непослушные дети — несчастные дети; ради них же самих заставь их слушать тебя.

Если ты один раз потеряешь свой авторитет, ты лишь с трудом восстановишь его, ибо кто сказал «А» — тот должен сказать также «Б» и т. д. Вы не должны вызывать гнев в ваших детях, а также запугивать их, но вы должны править вашим домом и держать его в страхе Божьем, и только такое поведение может ожидать благоволения Божьего.

С тех пор, как я взялся за перо, я имел не раз возможность показать благородную стойкость, так как все время получал множество советов; за что приношу искреннюю благодарность, как принято говорить, ибо ни собирать, ни возвращать эти советы, ни заменять их своими из благодарности к советникам я не намерен; так как, несомненно, весьма любезно со стороны столь многих людей подавать мне советы, могущие совершенно сбить с толку. Я надеюсь набрать как можно больше здравых взглядов с нивы своих друзей; придерживаясь своей собственной манеры изложения, как наиболее мне отвечающей; я постараюсь, если возможно, кое-что и позаимствовать. Если проповедник любезно ссудит меня сочинениями Державина и Пушкина, то я смогу, пожалуй, даже вплетать кое-какие поэтические цветки в мой венок, который, в конце концов, будет прекрасен, как майский букет; однако обещать я этого не могу, так как жатва уже на носу, и теперь не время для стихосложения. Хуже всего, однако, то, что добрые друзья противоречат друг другу; одни говорят, что содержание книги слишком бедно, и весь рассказ ведется под вымышленным именем, ибо мой стиль недостаточно груб для пахаря; другие говорят, что тема очень интересная, но изложение совсем неумелое. Я собираюсь уделить моим советникам все то внимание, которого они заслуживают, и думаю вскоре написать статью о непрошеных советах, в благодарность за полученные указания и за память обо мне.



О внешности проповедника



Владея хорошей лошадью, мало интересуешься ее мастью; точно также хороший проповедник может одеться, как ему угодно, и этот вопрос никого не смутит. Но если качество вина нельзя узнать по наружному виду бочки, то все же одежда и, вообще, внешность рекомендуют всякого, в частности и пахаря.

Разумный человек не может ни полюбить, ни возненавидеть с первого взгляда, тем не менее и для него первое впечатление не мало значит; что же касается людей с ограниченным умом и слабой сообразительностью, то произвести на них хорошее впечатление — означает уже наполовину выиграть дело.

Как же представлять себе приличную внешность? Понятно, что выглядеть прилично, не значит еще держаться напыщенно н натянуто, самодовольно и горделиво, ибо гордые слова отталкивают людей, а дружелюбие покоряет сердца. Точно также вовсе не требуется изысканно одеваться, так как франтовство в одежде обычно указывает только, что внутренность дома в грязи и лишь наружная дверь чисто выкрашена; пышная одежда доказывает, что наружный вид является единственным достоинством самодовольного щеголя. Если человек держит себя заносчиво, как павлин, и старается придать себе вид, то должен сперва обратиться сам и лишь затем проповедовать другим. Проповедник, любующийся собою в зеркале, может понравиться разве глупым девчонкам, но ни Богу, ни людям от него пользы не будет. Человек, заимствующий свое величие у портного, скоро убедится, что иголкой и ниткой лишь ненадолго прикрепит простака к кафедре. Дворянин должен иметь больше в кармане, чем на спине, а проповедник должен брать внутренними достоинствами, а не внешностью. Я хотел бы посоветовать молодым проповедникам, чтобы никогда не говорили проповедей в перчатках, так как ясно, что кошка в рукавицах никогда не поймает мыши. Не завивайте и не смазывайте ваших волос, ибо никто не желает слышать голос павлина; не обращайте вообще так много внимания на вашу драгоценную особу, или же другие перестанут обращать на вас внимание. Бросьте золотые кольца, цепочки и драгоценности; с какой стати кафедра должна уподобляться ювелирному магазину? Долой рясы и все эти детские игрушки! — взрослым людям нельзя тратить время на детские забавы, крест на шее означает дьявола в сердце. Те, кто поступают так, как поступают в Риме — должны открыто пойти в Рим. Если проповедники думают приобрести уважение честных людей, благодаря изысканности своей одежды, то они сильно ошибаются, ибо сюда подходит поговорка: «по-Сеньке и шапка».

«Мартышка, чтоб пообезьяничать, — Оделась попом».

У нас, баптистов, проповедники не несут священнических обязанностей и поэтому не должны одеваться в особенные одежды; пусть шуты носят шутовские колпаки и шутовское платье, но человек, не желающий быть посмешищем, не должен одевать шутовского наряда. Только очень глупая овца наденет на себя волчью шкуру и было бы странно, если бы честные люди стали домогаться нищенских отрепий, чтобы придать себе вид воров.

И какая польза от подобного франтовства? Только утка на ходулях покажется столь же смешной, как баптистский проповедник в неподходящей одежде. Я мог бы хохотать до упаду при виде наших проповедников в торжественных одеждах с лентами, шуршащих своими шелками; они напоминают мне нашего индюка, когда, рассердившись, он надувается до натуги. Лишь дураки могут требовать, чтобы мужчина одевался, подобно женщине, прежде чем произнести проповедь; и те, кто без подобных модных изделий не могут проповедовать, быть может, будут людьми между гусями, но между людьми они будут гусями. Конечно, проповедник, по мере своих сил, должен одеваться прилично; в отношении же опрятности, он должен быть безупречен, ибо короли не могут иметь неопрятных лакеев, прислуживающих за их столом; и те, кто учит благочестию, должны подавать во всем пример чистоты. Я желал бы, чтобы проповедники носили белые галстуки, но если они грязновато-серого цвета, то это никуда не годится. Избави Бог церковь от ленивых, курящих, нюхающих табак и пьющих священников! Некоторые из тех, с которыми я встречался, может быть, обладали очень хорошими качествами, но только они не захватили их с собою; подобно тому капитану-голландцу, который забыл свой якорь дома. Подобного случая не могло бы произойти, если бы проповедником всегда был благочестивый человек из числа прихожан. Поношенный костюм не является позором, но самый бедный человек может быть опрятным и, пока человек не усвоит себе этого, он годится больше в ученики, чем в учителя. Нельзя судить о лошади по ее сбруе; но скромный, благородный вид, безукоризненная, не бросающаяся в глаза одежда, кажется мне необходимыми. Эти скромные замечания предназначены для молодых людей, только что вступивших на проповедническое поприще. Если же кто-либо из вас почувствует себя обиженным, я скажу тому, что норовистая лошадь не переносит скребницы — и напомню поговорку: «взявшись за гуж, не говори, что не дюж».

Вы скажете, быть может, что вместо того, чтобы приставать к духовным особам, я смотрел бы лучше за собственной одеждой; но я позволяю себе смотреть и осуждать, ибо даже кошка может глядеть на короля и дурак может подать умному дельный совет. Если же я говорю слишком смело, то следует помнить, что в старости трудно переучиться и что тот, кто привык прямо вести свою борозду, должен был усвоить также некоторую чрезмерную прямоту речи.



Предыдущая страница   Следующая страница











                                                                   ***


Другие сайты автора :  И смех, и не грех

                                          Искусство мира


Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz