Четверг, 22.02.2018, 05:53Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Иустин Философ Диалог с Трифоном Иудеем 6
— Я нахожу нужным привести вам места Писания, которые рассказывают, как Иакову во время бегства его от брата Исава явился этот Ангел и Бог и Господь, который явился также Аврааму в виде человеческом и после в том же виде боролся с Иаковом. Вот эти слова: «и вышел Иаков от колодца клятвенного и отправился в Харан и нашел на некоторое место и уснул там, ибо солнце зашло. И взял из каменьев того места и положил их под свою голову, и уснул на том месте, и увидел сон. И вот была утверждена за земле лестница, вершина которой досягала до неба: и ангелы Божии восходили и нисходили по ней, Господь же восседал на ней. И Он сказал: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Исаака. Не бойся, Землю, на которой ты спишь, Я дам тебе и семени твоему. И семя твое будет, как песок земной, и распространится до моря, юга, севера и востока, и в тебе и в семени твоем благословятся все племена земные. И вот Я с тобою, буду сохранять тебя во всяком пути, которым пойдешь, и возвращу тебя в землю эту, ибо не оставлю тебя, пока не исполню всего, что Я сказал тебе. И пробудился Иаков от сна своего, и сказал: Господь на этом месте, а я не знал. И устрашился и сказал: Как страшно это место! Это не другое что, а дом Божий, и это — врата небесные. И Иаков встал рано утром, и взял камень, который положил он под свою голову, и поставил его столпом и возлил елей на верх его. И Иаков назвал имя этому месту: дом Божий; а прежде того имя города было Уламмаус» (Быт. 28:10-19).

59. — Позвольте мне теперь, после того продолжал я, — доказать вам и из книги Исхода, как тот же Ангел, и Бог, и Господь, и муж, и человек, явившийся Аврааму и Иакову, явился в пылающем огне из куста и беседовал с Моисеем. И после изъявления их, что они будут слушать меня с удовольствием и охотно, я привел следующие слова из книги, надписываемой — Исход: «Спустя долгое время умер царь египетский, и сыны Израиля возстенали от трудов» и проч. «Поди и собери старейшин Израиля и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, — Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова, говоря: посещением посещаю вас и вижу, что случилось с вами в Египте». Затем я сказал: замечаете ли вы, государи мои, что Тот. о Котором Моисей говорит, как об ангеле, беседовавшем с ним в пылающем огне, есть Бог и возвещает ему, что Он Бог Авраама, Исаака и Иакова?

60. — Мы не это видим из приведенных тобою слов, сказал Трифон, — а то, что явившийся в пламени огненном был ангел, а беседовавший с Моисеем — Бог, так что и ангел и Бог, двое вместе, явились в том видении.

— Если бы и так было, друзья мои, отвечал я, — т. е. что и ангел и Бог вместе явились в том видении Моисею, однако, как доказано вам прежде приведенными словами, Тот Бог, который говорил Моисею, что Он Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова, будет не Творец вселенной, но Тот, Который, как было показано, явился Аврааму и Иакову, Который служит воле Творца всего и в суде над Содомом служил также Его совету. Поэтому, хотя бы было там двое, как вы говорите, и ангел и Бог, однако никто, и даже и малоосмысленный, не осмелится утверждать, что Творец всего и Отец оставил все, сущее выше неба, и явился на малой частице земли.

Так как уже доказано, сказал Трифон, — что явившийся Аврааму назван Богом и Господом и по поручению от Господа небесного извел разрушение на Содомскую землю, то хотя и был ангел с Богом, явившимся Моисею, мы согласимся, что Бог. говоривший с Моисеем из куста, был не Бог Творец всего, но Тот, Который, как показано, являлся Аврааму, Исааку и Иакову: Он называется также ангелом Бога Творца всего потому что возвещает людям волю Отца и Творца всего.

Но теперь я покажу, Трифонт, начал я говорить, — что в Моисеевом видении Он Один, Который вместе и называется ангелом и есть Бог, явился и говорил к Моисею. Ибо так говорит Писание: «явился ему ангел Господа в пламени огненном из куста; и он видит, что куст горит огнем, но самый куст не сгорал. И Моисей сказал: пойду и посмотрю это великое видение, потому что куст не сгорает. Когда же Господь увидел, что он идет смотреть, то назвал его Господь из куста» (Исх. 3:2-4). Посему, как Писание называет ангелом Того, Который явился во сне Иакову, и затем говорит, что этот самый ангел явившийся ему во сне сказал: «Я Бог, явившийся тебе во время бегства твоего от лица Исава, брата твоего»; и мы читаем во время Авраама о разрушении Содома, что Господь навел этот суд «от Господа на небесах»: так и здесь, когда Писание говорит, что ангел Господа явился Моисею и потом объявляет Его Господом и Богом, оно разумеет одного и Того же. Который, как видно из многих уже приведенных свидетельств, служит Богу, сущему выше мира я не имеющему над Собою другого Бога.

61. — Но, друзья мои, — продолжал я, — представлю вам другое свидетельство от писаний в доказательство, что как начало прежде всех тварей, Бог родил из Себя Самого некоторую разумную силу, которая от Духа Святого называется также славою Господа, то Сыном, то премудростью, то ангелом, то Богом, то Господом и Словом; Сам Он называет Себя также «вождем воинства», когда Он явился в образе человеческом Иисусу Навину. Ибо Он имеет все эти названия и от служения Своего воле Отеческой и от рождения по воле Отца. Не видим ли подобное этому и в нас самих? Произнося какое либо слово, мы рождаем его, но не чрез отделение, так чтобы уменьшалось слово в нас, когда мы его произносим. Подобным образом, мы видим от огня происходит другой огонь, но так, что ее уменьшается тот, от которого он возжен, а остается тем же, тогда как и возженный от него действительно существует и светит, без уменьшения того, от которого возжен. Свидетелем мне будет Слово премудрости, то Самое, Которое есть Бог, рожденный от Отца всего, Слово и Премудрость и Сила и Слава Родившего; Оно чрез Соломона говорит так: «если Я возвещу вам то, что бывает ежедневно, — перечислю то, что есть от века. Господь создал Меня, как начало путей Своих в дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели Он сотворил землю и прежде нежели сотворил бездны, прежде нежели произошли источники вод, прежде нежели горы утвердились; прежде всех холмов Он рождает Меня. Бог сотворил страну и пустыню и возвышенности, обитаемые под небом. Когда Он приготовлял небо, Я была с Ним, и когда Он определял престол Свой на ветрах, когда укреплял верхние облака и когда установлял источники бездны, когда утверждал основание земли, Я была с Ним, устрояя все. Мною Он радовался и Я ежедневно веселилась пред Ним во всякое время. потому что Он веселился совершив вселенную и веселился о сынах человеческих. Итак, Мой сын, послушай Меня. Блажен муж, который послушается Меня и человек, который будет следовать путям Моим, бодрствуя ежедневно при дверях Моих, наблюдая пороги Моих входов: ибо пути Мои суть пути жизни, и хотение уготовано от Господа. Но согрешающие против Меня нечестивы в отношении к своим собственным душам, и ненавидящие Меня любят смерть» (Пр. 8:21-26).

62. И это самое, друзья, объявляет Слово Божие и чрез Моисея, показывая вам, что Бог в том же смысле при сотворении человека говорил к Тому, Который указан, таким образом: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию; и да обладают они рыбами морскими и птицами небесными и скотами и всею землею и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И Бог сотворил человека, по образу Божию сотворил его, мужа и жену сотворил их. И Бог благословил их говоря: распространяйтесь и умножайтесь и наполняйте землю и господствуйте над нею (Быт. 1:26-28). Но чтобы вы не извратили мысли приведенных мною слов, выставляя то, что говорят ваши учители, — будто Бог Самому Себе говорил «сотворим», как и мы, намереваясь что-нибудь делать, часто говорим самим себе: сделаем, или Бог сказал «сотворим», обращаясь к стихиям, т. е. к земле и другим веществам, из которых представляем человека созданным: то опять приведу слова самого Моисея, из которых можем несомненно узнать, что Бог говорил к Какому-то от Него различному по числу и разумному Существу. Вот эти слова: «И сказал Бог: вот Адам стал, как один из Нас, чтобы знать доброе и злое» (Быт. 3:22). Говоря «как один из Нас», Он указал на число Лиц, соприсущих друг другу, и по крайней мере двух. Ибо я не могу признать справедливым того, что проповедует учение, признаваемое вами самими за еретическое, или что способны доказывать его распространители, — будто Бог говорил ангелам и будто человеческое тело есть создание ангелов. Но это есть то по истине происшедшее от Отца порождение, которое прежде всех тварей было с Отцом и к которому Отец говорит, — как Писание чрез Соломона показывает, что это самое порождение, называемое у Соломона премудростью, рождено Богом и как начало прежде всех тварей. И Он Сам в откровении Иисусу Навину возвещает эту истину. А чтобы сказанное мною было вполне доказано вам, выслушайте следующие слова из книги Иисуса: «и было, когда Иисус был в Иерихоне, он поднял глаза свои и видит человека, стоящего напротив него. И Иисус подошел к Нему и сказал: наш ли ты или из наших неприятелей'? И Он сказал ему: Я, вождь воинства Господа, теперь пришел. Иисус пал лицом на землю и сказал Ему: Господь, что повелеваешь рабу твоему? И вождь Господний говорит Иисусу: сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором стоишь, — земля святая. И Иерихон был заперт и укреплен, и никто не выходил из него. И Господь сказал Иисусу: вот Я предаю в твои руки Иерихон и царя его и мужей крепких силою» (И. Нав. 5:13 — 6:2).

63. — Ты доказываешь сильно и подробно, друг мой, — сказал Трифон: теперь покажи, что Он по воле Своего Отца снизошел родиться человеком от девы, быть распятым и умереть; и докажи, что после того Он воскрес и вознесся на небо.

— Это уже доказано, государи мои, — отвечал я, — прежде приведенными словами пророчеств, но я опять повторю их и объясню вам, и постараюсь убедить вас к согласию со мною. Слова Исаии: «кто расскажет род Его? Ибо жизнь Его берется от земли», не представляются ли тебе сказанными в том смысле, что Тот не от человеков имеет род, кто, сказано, за грехи народа предан Бог ом на смерть? О крови Его и Моисей, как я прежде упоминал, приточно говорил: «Он омоет в крови грозда одежду Свою», так как кровь Его произошла не от семени человеческого, но от воли Божией. И слова Давида: «в сияниях святых Твоих, из чрева Я родил Тебя прежде утренней звезды; Господь поклялся и не раскается; Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:3-4). не показывают ли вам, что Бог и Отец всего искони хотел, чтобы Он родился и от чрева человеческого? И в другом месте, мною уже приведенном, Бог говорит: «престол Твой. Боже, в век века; жезл правоты жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; поэтому Бог, Бог Твой, помазал Тебя елеем радости больше причастников Твоих. Смирна, драгоценная камедь и кассия от одежд Твоих, от палат из слоновой кости, которыми увеселяли Тебя. Дочери царей в чести Твоей; по правую сторону Твою предстала царица, облеченная в золотую одежду, испещренная. Слушай, дочь, смотри и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И Царь пожелает красоты твоей, ибо Он Господь твой, и ты будешь поклоняться Ему» (Пс. 44:6-12). Эти слова ясно означают, что Он есть поклоняемый и Бог и Христос, свидетельствуемый Тем, Который сделал это. Они также ясно показывают, что Слово Божие обращается к верующим в Него, которые суть одна душа, один сонм и одна церковь, как к дочери, т. е. к церкви, образовавшейся от Его имени и носящей Его имя (ибо все мы называемся христианами), и научают нас забыть древние отеческие обычаи; они так говорят: «слушай, дочь, и смотри и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего; и Царь пожелает красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты будешь поклоняться Ему».

64. — Пусть Он будет — возразил Трифон, — как показывают писания, Господь, Христос и Бог для вас язычников, которые от Его имени и называетесь все христианами; но вам, служителям Бога, Который создал и Его Самого, нет нужды исповедывать Его и поклоняться Ему.

— Если бы я был также пристрастен к спорам и суетен, как вы, Трифон, — отвечал я, — то не продолжал бы доселе беседовать с вами, так как вы не стараетесь понимать того, что говорю, а напрягаете свои силы только, чтобы сделать какое-нибудь возражение. Но теперь, так как я боюсь суда Божия, — я не спешу решительным приговором ни об ком из вашего рода, думая, не есть ли он из числа тех, которые могут спастись по благодати Господа Саваофа. Поэтому, хотя вы поступаете лукаво, я все таки буду отвечать на ваши суждения и возражения; это самое я делаю в отношении и ко всем вообще из вашего народа, которые желают знать мое мнение и спросить меня об этих предметах. Вы могли бы понять из приведенных мною мест Писания, если только обращали бы на них свое внимание, что спасаемые из вашего народа спасаются чрез Него и суть в Его части, и потому не спрашивали бы меня и этом. Я опять приведу сказанные уже мною слова Давида, и прошу вас обратить свои силы к тому, чтобы понять их, а не к тому, чтобы как-нибудь увертываться или возражать против них. Вот слова Давида: «Господь воцарился, да гневаются народы, Он сидит выше херувимов, да колеблется земля. Господь велик в Сионе и возвышен над всеми людьми. Да исповедают они Твое великое имя, потому о оно страшно и свято, и честь Царя любит суд. и приготовил правоту, Ты сотворил суд и правду и Иакове. Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию ног Его, потому что Он свят. Моисей и Аарон между священниками Его; и Самуил жду призывающими имя Его: они призывали Господа, Он услышал их. Он говорил им в столпе облачном. потому что они соблюдали свидетельства Его и заповеди Его, которые Он дал им» (Пс. 98:1-7). Есть другие слова Давида, мною уже приведенные, которые вы безрассудно почитаете сказанными о Соломоне на том основании, что они надписаны, «о Соломоне»: из самых слов видно, что они сказаны не о Соломоне, что представляемый в них был прежде солнца и что спасаемые из вашего народа спасутся чрез Него. Вот эти слова: «Боже, суд Твой дай царю. и правду Твою сыну царскому: пусть Он судит народ Твой с правдою и бедных Твоих с рассуждением. Пусть горы примут мир для народа и холмы правду. Он будет судить бедных народа и спасет сынов людей неимущих и смирит клеветника, и Он пребудет вместе с солнцем и прежде луны в роды родов» и проч. «Прежде солнца пребывает имя Его, и все племена земные благословятся чрез Него, все народы возвеличат Его. Благословен Господь, Бог Израилев, Который один творит дивное; и благословенно имя славы Его в век и в век века; и вся земля наполнится славою Его. Да будет, да будет» (Пс. 71:1-5, 17-19). Вспомните и другие слова, сказанные как я уже упомянул, также Давидом, в которых показано, что Он имеет придти с вышних небес и опять возвратится в тоже место, дабы вы призвали Его и Богом свыше пришедшим и человеком, бывшим среди человеков и имеющим опять придти, когда воззрят на Него и восплачут пронзившие Его. Вот эти слова: «небеса поведают славу Божию, и твердь показывает дела рук Его. День дню отрыгает слово, и ночь ночи возвещает звание. Нет речи или языка. на которых не слышались бы их голоса. Их вещание пошло на всю землю, и слова их — до концов вселенной. В солнце Он назначил жилище Свое, и Он, как жених, выходящий из чертога своего. будет радоваться, подобно исполину, идя в путь. Исход Его от края неба и шествие Его до края неба, и никто не скроется от теплоты Его» (Пс. 18:1-6).

65. — Я так поражен столь многими местами из Писания, что не знаю, что сказать относительно места из Исаии, где Бог объявляет, что Бог никому другому не даст славы Своей, говоря: Я Господь Бог. — это имя Мое. и Моей славы, ни добродетелей Моих не дам другому» (Ис. 42:8).

— Если ты, Трифон, — сказал я, — приводя эти слова, просто и без лукавства остановился. не представляя предшествующих им и не присоединяя последующих слов, то можно извинить тебя; но если ты поступил так в той мысли, что можешь привести мою речь в затруднение, и вынудить меня сказать, что писания противоречат между собою, то заблуждаешься, ибо я никогда не осмелюсь этого подумать или сказать. Если же встретится место Писания, кажущееся таким, и представится как бы противоречащим другому: то вполне убежденный, что никакое место Писания не противоречит другому, я скорее признаю. что сам не понимаю смысла его, и постараюсь убедить то же самое думать и тех, которые допускают противоречия в Писании. С каким намерением ты предложил этот вопрос, Бог знает. Но я приведу вам на память то место Писания, как оно сказано, чтобы вы из него самого убедились, что Бог дает славу только Христу Своему, и присоединю, государи мои. несколько слов, находящихся в связи с теми, которые приведены Трифоном, и следующих за ними: я приведу их не из разных отделов, но так, как они соединены в одно; а вы внимательно слушайте меня. Вот эти слова: «так говорит Господь Бог, сотворивший небо и утвердивший его, основавший землю и все, что на ней, и давший дыхание людям на ней и дух ходящим по ней: Я, Господь Бог, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою и укреплю Тебя. И Я дал Тебя в завет рода, в свет язычников, чтобы открыть очи слепых, вывести связанных из уз и сидящих во тьме из темницы. Я Господь Бог — это имя Мое; славы Моей не дам другому, и добродетелей Моих — истуканам. То, что (было) от начала, вот пришло: это новое, что Я возвещаю; и прежде нежели оно возвещено, было открыто вам. Пойте Богу новую песнь; власть Его от края земли. Вы, сходящие в море и плавающие по нем, острова и живущие на них. Радуйся пустыня и города ее и деревни, жители Кидара возрадуются, и живущие на камне возопиют от края гор; они дадут славу Богу, возвестят Его силу на островах. Господь Бог воинств ведет: Он сокрушит рать, возбудит ревность и возопиет на врагов сильно» (Ис. 42:5-13). Окончивши это, я спросил: поняли ли вы, друзья, что Бог обещает дать славу Свою Тому, Которого Он поставил во свете язычников, и не другому кому; а не то, что, как говорит Трифон, будто Бог удержит славу для Самого Себя?

— Мы поняли это, отвечал Трифон: поэтому продолжай твою речь дальше.

66. Тогда я начал беседу с того, на чем прежде остановился, доказывая, что Он должен родиться от Девы и что это рождение его предсказано Исаией, — и опять привел его пророчество. Вот оно: И Господь обратился с словом к Ахазу, говоря: проси себе знамения от Господа Бога твоего в глубине или в высоте. И Ахаз сказал: не буду просить и искушать Господа. И Исаия сказал: слушайте же, дом Давидов: неужели мало для вас отягощать людей, и зачем вы еще отягощаете Господа? Посему Сам Господь дает вам знамение. Вот Дева зачнет во чреве и родит Сына и наречется имя Ему: Эммануил. Масло и мед Он будет есть, прежде нежели будет уметь отвергать злое или избирать доброе; потому что прежде нежели младенец будет знать злое или доброе, Он отвергнет злое и изберет доброе. Прежде, нежели дитя будет уметь назвать отца или мать, Он возьмет силу Дамаска и добычи самарийския в виду царя ассирийского. И будет оставлена земля, которую ты едва терпишь по причине двух царей. Впрочем Бог наведет на тебя и на народ твой, и на дом отца твоего дни, которые еще не приходили на тебя, с того времени, когда Он отделил Ефрема от Иуды, — именно царя ассирийского» (Ис. 7:10-17). К этому я присовокупил, что никто в роде Авраама по плоти никогда не рождался и не говорили, чтобы родился от девы, кроме только нашего Христа, как это всем известно.

67. — Писание — отвечал Трифон, — не говорит: «вот Дева зачнет во чреве и родит сына», но: «вот молодая женщина зачнет во чреве и родит сына,» и далее. как ты привел. Все пророчество относится к Езекии, на котором и совершились последующие события согласно с этим пророчеством. В мифах Эллинов рассказывается, что Персей рожден от Данаи-девы после того, как называемый у них Зевесом взошел в нее в виде золота; а вам надлежало бы стыдиться говорить подобное им, и скорее должно признавать, что этот Иисус, как человек, рожден от человеков, и если можете доказать из писаний, что Он Христос, — утверждать, что Он удостоился избрания во Христа за жизнь законную и совершенную: но не осмеливайтесь рассказывать такие неестественные происшествия, иначе вы, подобно Грекам, будете обличены в безумстве.

— Трифон! сказал я, — я хочу убедить тебя и всех вообще людей, в том, что хотя бы вы в шутку и насмешку стали говорить еще худшие слова, не отстану от своего намерения; напротив из тех самых слов и событий, которыми вы думаете опровергнуть меня. всегда буду выводить, при помощи свидетельств из Писаний, доказательства того, что я утверждал. Впрочем ты несправедливо и недостойно любителя истины поступаешь, когда стараешься отвергать и то, в чем ты уже согласился с нами, именно то, что некоторые заповеди даны были чрез Моисея по жестокосердию народа вашего. Ибо ты сказал, что Он был избран и сделался Христом за жизнь. сообразную с законом, если только может быть доказано, что Он Христос.

— Ты признал, сказал Трифон, — что Он был обрезан и исполнил и другие постановления Моисея.

— Призвал и признаю это, отвечал я, — но я не утверждал. что Он исполнил все эти постановления для того, чтобы Ему оправдаться чрез них, но — чтобы исполнить домостроительство по воле Отца Своего, Творца всего, Господа и Бога. Я также признаю, что Он принял на Себя сделаться человеком и умереть на кресте и претерпеть все, что сделали Ему люди из вашего народа. Но так как, Трифон. ты опять не соглашается с тем, что прежде признал, то отвечай мне: жившие до Моисея праведные мужи и патриархи, не соблюдавшие ни одного из постановлений, по свидетельству Писания. получивших начало чрез Моисея, получат ли спасение в наследии блаженных или нет?

— Писания заставляют меня отвечать на это утвердительно, сказал Трифон.

— Еще также спрошу тебя: Бог повелел отцам вашим совершат приношения и жертвы потому лиг что Он нуждается в них. или по жестокосердию их и склонности к идолослужению?

— Писания заставляют также признать последнее, — сказал Трифон.

— Предсказано ли в писаниях, спросил я, — что Бог обещал установить новый завет, кроме данного на горе Хориве?

— И это предсказано, отвечал Трифон.

— Ветхий Завет, спросил я опять. — не был ли постановлен отцам вашим с таким страхом и трепетом. что они не могли беседовать с Богом?

— Да, сказал он.

— Итак почему же, — спросил я, — Бог обещал, что будет другой завет и сказал, что он будет установлен не так, как прежний, — без страха, трепета и молний? Не показывает ли это. что Бог иное повеление и дело почитает вечными и приспособленными к нуждам всего рода человеческого, а иное Он заповедал приспособительно к жестокосердию народа вашего, как Он Сам возвещает чрез пророков?

— И с этим должен согласиться тот, — отвечал Трифон, — кто любит истину, а не споры.

— Не знаю, сказал я, — как ты других называешь любителями споров, а сам часто оказывался таким в этой беседе, потому что нередко противоречишь тому, с чем прежде согласился.

68. — Да ты стараешься. — сказал Трифон, — доказать невероятное и почти невозможное дело, именно, что Бог изволил родиться и сделаться человеком.

— Если бы я старался доказать это, — отвечал я, — посредством человеческих учений или доводов, то вам не следовало бы терпеть меня: если же я для той цели постоянно приводил так много мест из писаний и просил вас вникнуть в их смысл, то вы оказываетесь жестокосердыми к познанию разума и воли Божией. Впрочем для меня нет вреда, если вы и останетесь в прежних мыслях; я сохраню те же мысли, какие имел до беседы с вами, и удалюсь от вас.

— Друг! — сказал Трифон, — обрати внимание на то, что с большим трудом и усилием ты дошел до этих мнений; поэтому и нам следует сперва испытать все, что нам предлагают, и потом соглашаться с тем, к чему вынуждают писания.

— Я прошу вас не о том, чтобы вы не трудились нисколько исследовать предметы нашей беседы, но чтобы вы, когда нечего сказать, снова не противоречили тому, на что уже изъявили свое согласие.

— Постараемся исполнить это, — отвечал Трифон.

К вопросам, мною уже предложенным, — начал я говорить, — я присовокуплю вам несколько других, такими вопросами я постараюсь в короткое время кончить это рассуждением.

Спрашивай, — сказал Трифон.

— Думаете ли вы, — спросил я, — что есть Другой, которому должно покланяться, называемый в писаниях Господом и Бог ом, кроме Творца вселенной и Христа, Который, как вам доказано столькими местами из писаний, сделался человеком?

— Как мы можем признать это. отвечал Трифон, когда мы подняли такое исследование именно о том, есть ли другой Бог, кроме одного Отца?

— Необходимо спросить вас и об этом, сказал я, — чтобы знать, не различно ли ваше мнение от того, что сейчас высказывали вы.

— Нет, друг! — отвечал Трифон.

— Итак, если вы вполне согласились с этим и если Писание говорит: «кто расскажет род Его?», то не должны ли вы понять, что Он не человеческого происхождения?

— Как же Писание, — возразил Трифон, — говорит Давиду, что от чресл его Бог возьмет Себе сына, даст ему царство и посадит его на престоле славы Своей?

— Если бы, Трифон, — отвечал я, — пророчество Исаии: «вот Дева зачнет во чреве», было сказано не к дому Давида, но к какому-либо другому дому двенадцати колен, то, может быть, это дело было бы сомнительно; но так как самое пророчество было сказано к дому Давида, то слова, сказанные Богом самому Давиду прикровенно, Исаия изъясняет, как они должны были исполниться. Разве вы не знаете, друзья, — говорил я, — что многие изречения, сказанные прикровенно, в притчах, или таинствах, или в символических действиях, были изъяснены пророками, жившими после тех, которые говорили что-либо или делали?

— Правда, отвечал Трифон.

— Итак, если я докажу, что это пророчество относится к нашему Христу, а не к Езекии, как вы говорите, то ужели я не в праве требовать от вас, чтобы вы не верили своим наставникам, которые осмеливаются утверждать, что перевод, сделанный вашими семидесятые старцами при Птолемее, царе египетском, кое в чем неверен? О том, что в писаниях ясно обличает их неразумное и своевольное мнение, они говорят: не так написано; а что по их мнению можно отнести и приспособить к человеческим делам, то, говорят они, сказано не о нашем Христе, но о том, к кому вздумается им приложить. Таким образом, то место Писания, о котором теперь речь, они научили вас относить к Езекии: что они лгут, я докажу, как обещал. Но когда мы противопоставляем им места из писаний, приведенные мною выше, которые ясно представляют Христа страждущим, достопокланяемым и Богом, то они принуждены согласиться, что это сказано о Христе, однако осмеливаются говорить, что наш Христос не Христос, и утверждают, что Он придет, пострадает, будет царствовать и будет почитаем, как Бог: что так же смешно и глупо, как я докажу. Но так как мне нужно прежде ответить на то, что тобою теперь сказано смешным образом, то сперва дам ответ на это, а потом докажу остальное.

69. — Знай, Трифон, так начал я говорить, что то самое, что так называемый диавол исказил и распространил в сказаниях у Греков, — подобно тому, как он действовал в Египте чрез волхвов и чрез лжепророков во время Илии, — все это укрепило во мне знание писаний и веру в них. Ибо когда у них говорится, что Бахус сын Юпитера, родился от совокупления его с Семелою, что он был изобретателем винограда, что после того как был растерзан и умер, он воскрес и взошел на небо, и когда в таинства его вводят осла, то не вижу ли я, что диавол подражал приведенному выше пророчеству патриарха Иакова, написанному у Моисея? Когда также говорится, что Геркулес был силен и прошел всю землю, что он родился у Юпитера от Алкмены и после смерти взошел не небо, то не вижу ли здесь также подражание месту Писания, относящемуся ко Христу: «Сильный, как исполин, для прохождения пути Своего»? Когда приводится Эскулап, воскрешавший мертвых и врачевавший другие болезни, то ужели не скажу, что и здесь также подражание пророчествам о Христе? Так как я не приводил ни одного места из Писания, которое показывает, что Христос будет это делать, то по необходимости я напомню вам одно изречение; из него вы поймете, как Писание предсказало даже о лишенных ведения Бога, т.е. об язычниках, которые, имея глаза, не видали и, имея сердце, не разумели, но покланялись вещественным изображениям, — что они оставят идолов и будут уповать на этого Христа. Вот как оно читается: «возвеселись, пустыня жаждущая, да радуется пустыня и зацветет, как лилия. И пустыня Иордана зацветет и возрадуется, и дана ей слава Ливана и честь Кармила. И народ мой увидит высоту Господа и славу Божию. Укрепитесь, руки ослабленные и колена расслабленные! Утешьтесь, малодушные сердцем, укрепитесь, не бойтесь! Вот Бог наш воздает суд и воздаст, — Сам придет и спасет нас. Тогда глаза слепых откроются и уши глухих будут слышать; тогда хромой вскочит, как олень, и язык немых будет говорить ясно; потому что прорвалась вода в пустыне и струя в земле жаждущей и безводное место обратится в пруды, и будет источник воды на земле жаждущей» (Ис. 35:1-7). Источник живой воды от Бога открыл в земле, лишенной ведения Бога, то есть у язычников, наш Христос: Он явился в вашем народе и исцелял людей, от самого рождения и по плоти слепых, глухих и хромых, и словом Своим производил то, что один скакал, другой слышал, иной видел; Он и мертвых воскрешал и возвращал к жизни, и делами возбуждал людей того времени к познанию Его. Они же, видя такие дела, считали их волшебным обольщением, и осмелились назвать Его волхвом и обманщиком народа. Но Он делал это с целью убедить тех, которые после имели уверовать в Него, что если кто, имея какой-нибудь телесный недостаток, будет исполнять преданные Им заповеди, то Он во время второго Своего пришествия воскресит его всецелым и сделает бессмертным, нетленным и беспечальным.

70. — Когда совершители мистерий Митры говорят, что он родился от камня, и место, где они посвящают верующих в него, называют пещерою, то не вижу ли, что они это заимствовали из слов Даниила: «камень без рук оторвался от большой горы» (Дан. 2:34), и так же из пророка Исаии, которому постарались они подражать во всех словах? Ибо они устроили, чтобы и у посвященных в таинства были беседы о соблюдении правды. Впрочем мне необходимо привести нам слова Исаии, чтобы вы видели, что это правда. Вот они: «послушайте, дальние, что Я сделал; и близкие узнают силу Мою. Беззаконники в Сионе отступили; страх обнимет нечестивых. Кто возвестит вам о вечном месте? Тот, кто ходит в правде, кто говорит прямо, кто ненавидит нечестие и неправду и удаляет руки от даров, кто затыкает уши, чтобы не слышать неправильного суда крови и закрывает глаза, чтобы не видеть нечестия: он будет жить в высокой пещере крепкой скалы. Ему дастся хлеб и вода его будет верна. Вы увидите царя во славе и глаза ваши будут видеть далеко. Душа ваша будет помышлять о страхе Божием. Где книжник? Где советники? Где тот, кто исчисляет питаемых, — малый и великий народ? С ним они не посоветовались и не узнали глубины звуков так, что не слыхали: народ презренный и нет разумения у слушающего» (Ис. 33:13-19). Ясно, что в этом пророчестве говорится о хлебе, который нам повелел наш Христос творить в воспоминание воплощения Его ради верующих в Него, за которых и пострадал; и о чаше, которую Он велел творить с благодарением в память крови Его. То же пророчество показывает и то, что мы увидим этого самого Царя во славе, и вместе слова его утверждают, что народ, которого вера в Него предузнана, будет помышлять о страхе Господнем, и что считающие себя опытными в словах Писаний и слышащие пророчества не разумеют их. А когда я слышу, Трифон, говорил я, что Персей родился от девы, то понимаю, что и это есть подделка того лживого змея.

71. — Но я не согласен с вашими учителями, которые не признают, что те семьдесят старцев во время Птоломея, даря египетского, правильно сделали перевод и сами стараются перевести. И я хочу, чтобы вы знали, что они из перевода, сделанного старцами при Птоломее, совершенно уничтожили многие места Писаний, ясно свидетельствующие о том, что было предсказано о божестве, человечестве и крестной смерти этого Распятого, я не привожу этих мест в таких спорах, так как знаю, что все из вашего народа отвергают их; но я поведу свое исследование на основании тех мест Писания, которые вы еще признаете. Впрочем, какие места я ни приводил вам, вы признавали их, исключая того, что вы восстали против изречения: «вот дева зачнет во чреве», утверждая, что сказано: вот молодая женщина зачнет во чреве. Но я обещал доказать, что это пророчество относится не к Езекии, как вас научили, но к этому моему Христу; и теперь приступлю к этому.

— Просим тебя, сказал Трифон, — сперва представить по крайней мере некоторые из тех мест Писаний, которые, ты говоришь, совершенно уничтожены у нас.


Предыдущая страница   Следующая страница













                                                                   ***


Другие сайты автора :  И смех, и не грех

                                          Искусство мира


Copyright MyCorp © 2018 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz