Нет ничего более обычного, чем встретить человека, имеющего безосновательные надежды попасть на небеса. Человек может не иметь благодати, но питать большие надежды. Вы читаете о «надежде лицемеров». Исполнение обязанностей является доказательством их надежды. Неразумные девы никогда бы не стали делать то, что они сделали, если бы они знали, что, в конце концов, их выставят за дверь. Многие глашатаи никогда не стали бы так усердствовать в исполнении обязанностей, как они делают это, если бы не имели надежды попасть на небеса. Надежда является великой мотивацией к действию; безысходность обрывает движущие силы всех усилий. Брошенные в ад прекращают совершать какие-либо попытки по улучшению своего положения, потому что отчаяние и безысходность охватывают их. Если бы в аду была хоть какая-либо надежда на спасение, они бы взялись за дело. Таким образом, великая надежда может существовать там, где нет благодати. Опыт доказывает, что именно номинальные христиане являются людьми, не имеющими благодати, но, всё же, людьми с большими надеждами. Более того, очень часто, можно обнаружить, что никто так не боится потерять вечность, чем те, кто имеет больше всего причин надеяться; и никто не надеется больше, чем те, кто имеет больше всего причин для страха. Как заинтересованность в надежде может существовать иногда без надежды, так надежда на Бога может существовать без заинтересованности.
Человек может надеяться на милость, великодушие и силу Бога, не обращая внимания на обетования. Такова надежда большинства: Бог полон милости и великодушия и, поэтому, хочет спасти. Почему же я не могу полагаться на Него?
Сейчас это только предположение и, поэтому, грех надеяться на милость Божью, не принимая во внимание обетования; ибо обетования являются каналом милости, через который она передаётся. Всё блаженство, которым святые будут наслаждаться на небесах, является ничем иным, как плодом обетования, на который они полагались и надеялись на земле. Человек не имеет никакого иного основания надеяться на Бога, кроме как благодаря силе обетования.
Человек может надеяться на небеса и, всё же, не очистить своё сердце, не избавиться от тайных грехов. Та надежда на спасение, которая не сопровождается очищением сердца, — тщетная надежда.
Человек может надеяться на небеса и, всё же, творить дела ада. Он может надеяться на спасение и, всё же, работать над своей собственной погибелью — так и погибнуть в своей уверенности. Это происходит со многими. Подобно лодочнику, который смотрит в одном направлении, а гребёт в другом, взгляд многих сосредоточен на небесах, а сердце — на земле. Такие люди надеются на Бога, но даже частично не избирают Его. Они надеются на Бога, но не любят Его как наивысшее благо и, поэтому, не имеют части в Нём, не имеют добра от Него, и, по-видимому, погибнут без Него, несмотря на все их надежды. «Ибо, какая надежда лицемеру, когда возьмёт, когда исторгнет Бог душу его?»
Итак, если человек питает большие надежды на спасение, но не имеет благодати; если он надеется на милость и не видит обетований; если, надеясь, не очищает собственного сердца; если надеется на небеса и, всё же, творит дела ада, то, конечно же, в таком случае этот человек, несмотря на все свои большие надежды на спасение, всё же, будет только почти христианином.
ЧАСТЬ X. Человек может подвергнуться большим внешним изменениям, — это может быть достигнуто служением Слова, — и, всё же, быть только почти христианином.
Сказано об Ироде и Иоанне Крестителе: «Многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Саул сильно изменился, когда встретил Божьих пророков; он тоже стал пророком. Более того, «Бог дал ему иное сердце» (1 Царств 10:9). Итак, разве это не была работа благодати? И разве Саул не истинно обратился здесь? Кто-то подумает, что да, обратился, но в действительности нет. Ибо, хотя и сказано, что Бог дал ему «иное» сердце, всё же, не сказано, что Бог дал ему «новое» сердце. Существует великая разница между «иным» сердцем и «новым». Бог дал ему «иное» сердце, подходящее для правителя, но Он не дал ему «нового» сердца, чтобы сделать его верующим. «Иное» сердце может создать «иного» человека, но именно «новое» сердце создаёт «нового» человека.
Снова, Симон волхв является сильным доказательством этой истины. Он подвергся великим видимым изменениям: волшебник стал верующим. Он оставил своё колдовство и обратился к Евангелию. Не было ли это великим изменением? Если пьяница оставляет пьянство; тот, кто любит клясться, — свои клятвы; мирской человек — свою озабоченность мирскими делами, то мы думаем, что это благотворные изменения, и теперь их состояние хорошее. Увы! Симой волхв не только оставил свои грехи, но и имел определённого рода обращение, ибо написано: «Уверовал и сам Симон и, крестившись...» (Деяния 8:13).
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но разве не является тот человек, который изменился, истинным христианином?
ОТВЕТ. Не всякое изменение превращает человека в христианина. Однако, существует такое изменение, которое делает любого, кто бы ни подвергся ему, христианином.
Когда человеческое сердце меняется таким образом, что оно обновляется; когда древнее «прошло, теперь всё новое»; когда новое творение созидается в душе; когда человек обращается от тьмы к свету; от власти сатаны к Богу; когда разум его просвещён, воля обновлена, привязанности стали небесными, тогда человек действительно является христианином.
Но вы должны знать, что не всякое изменение является изменением такого рода. Существуют гражданские, нравственные изменения, так же как духовные и сверхъестественные изменения.
Многие люди изменяются в нравственном смысле и, кто-то может сказать, что они стали новыми людьми; но они, по своей, природе и в своём сердце, остались такими же. Они не изменились в духовном и сверхъестественном смысле и, поэтому, о них нельзя сказать, что они стали новыми творениями.
Ограничивающая, удерживающая благодать может привести к нравственным изменениям, но именно обновляющая , благодать является причиной спасающих изменений. Итак, многие подвергаются действию удерживающей благодати и изменяются нравственно, но, не находясь под действием силы спасающей благодати, не изменяются ко спасению.
Существует внешнее и внутреннее изменение. Внешнее изменение часто происходит без внутреннего, хотя внутренние изменения никогда не происходят без внешних. Человеческое сердце не может быть освящено, не повлияв на жизнь, но человеческая жизнь может быть исправлена, не повлияв на сердце.
Человек может обратиться от мирского и облечься в форму благочестия: от непристойных разговоров к благовидному исповеданию, и, всё же, его сердце останется таким же. Прогнивший столб может быть позолочен снаружи и, всё же, будет испорченным внутри. Часто бывает, что снаружи чашка и блюдце чистые, а внутри — грязные, немытые.
Итак, если человек изменяется нравственно, но не духовно, внешне, но не внутренне, обратится от жизни мирской к безжизненной форме благочестия, тогда такой человек, несмотря на большие внешние изменения, всё же, является только почти христианином.
Я говорю об этом не для того, чтобы приуменьшить важность изменений, которые не являются духовными. Моя цель — пробудить вас к поиску изменений, которые являются больше, чем просто нравственными изменениями. Хорошо, когда человек внешне меняется, но лучше измениться внутренне. Я знаю, как естественно для человека рассматривать любой внутренний процесс как работу обращения, хотя это не обращение. Многие, успокоившись на этом, погибнут в вечности.
Возлюбленные, позвольте мне сказать вам: нет таких изменений, нет такого обращения, которое могло бы разместить вашу душу в день суда по эту сторону спасающей работы, что совершается над душой Духом Божьим как по внешнему, так и по внутреннему обновлению души. Трезвый, здравомыслящий человек, не переживающий никаких изменений, так же наверняка попадёт в ад, как и глупый пьяница. Нравственность и культурное поведение оправдывают нас перед людьми, но не перед Богом. Они не имеют ценности для получения вечного спасения.
Человек может сильно измениться внешне и, всё же, ни на один шаг не приблизиться к небесам, как будто в нём никогда и не происходило никаких изменений. Более того, он может, в некотором смысле, даже отдалиться. Христос сказал, что книжники и фарисеи более далеки от небес во всём показном благочестии, чем мытари и блудницы во всех своих грехах и нечистоте. Успокаиваясь на лживой деятельности, частичных изменениях, мы пренебрегаем поисками истинных и спасающих изменений. Нет ничего более обычного, чем ошибаться относительно собственного состояния, неверно его оценивать и так и погибнуть в своих собственных иллюзиях. Мир полон тех неразумных строителей, которые закладывают основание своих надежд на вечное спасение на песке.
Итак, братья мои, не ошибётесь ли вы в пути на небеса или не погибнете ли в своих иллюзиях? Не окажетесь ли и вы неразумными в конце концов? Ибо нет больших глупцов, чем глупцы в духовном вопросе — в великом деле спасения. Не будьте же глупцами ради вашей души и вечности. О, трудитесь и молитесь за тщательную работу Духа, ведущего к обращению! Молите Бога, чтобы Он произвёл спасительные изменения в вашей душе, чтобы вы могли стать истинным христианином. Все иные изменения, кроме этого спасающего изменения — изменения сердца, делают нас только почти христианами.
ЧАСТЬ XI. Человек может иметь большое рвение в вопросах религии и, всё же, быть только почти христианином.
Ииуй не только служил Богу и исполнял всё, что Он повелевал, но также проявлял очень большое рвение в своём служении: «Поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе». И, всё же, при всём этом, Ииуй был лицемером. Иоас был великим реформатором во времена Иодая. Сказано: «И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай». Но, когда Иодай умер, рвение о Господе, которое было у Иоаса, умерло вместе с ним, и Иоас стал нечестивцем.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но апостол говорит, что рвение — это признак здорового христианства. Хорошо иметь рвение в хорошем. Более того, по-видимому, это и есть образец достижения вечной жизни: " Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его".
ОТВЕТ. Истинно так, существует рвение, иметь которое хорошо, и благодаря которому Бог принимает душу. Такое рвение никогда «не пропустит» небес и спасения. Оно является небесным огнём, истинным порывом и самым большим стремлением к Богу и Христу. Такое рвение сотворено и зажжено в душе Духом Божьим, Который сначала создаёт его, а затем «посылает» его на труд. Такое рвение руководствуется Словом Божьим, направляя его на работу как в отношении объекта и достижения конечной цели, так и в отношении меры и методов. Такое рвение проверяет, нет ли греха, и способствует продвижению к небесной жизни. Такое рвение делает достижение славы Божьей главной конечной целью, которая превосходит все иные цели: «Ибо ревность по доме Твоём снедает меня».
Но не всякая ревность является ревностью такого рода. Существует как истинная ревность, так и ложная. Всякая благодать имеет свою подделку. Есть огонь, который является истинно небесным огнём на алтаре, но есть и чуждый огонь. Надав и Авиуд принесли чуждый огонь на алтарь Божий.
Восемь видов ложного рвения
Существует несколько видов ложного рвения. Я приведу восемь примеров.
1. Существует слепое рвение, рвение без знания. Апостол сказал: «...Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Итак, как знание без рвения бесплодно, так и рвение без знания опасно. В данном случае оно подобно пламени в руках неразумного человека или бесу, живущему в человеке и бросающего его то в пламя, то в воду.
Глаза — это свет тела, а понимание — свет души. Итак, так же, как тело без света глаз не может пройти, не споткнувшись, так же и душа без света разума не может действовать, не ошибаясь. Рвение без знаний подобно тусклому свету, который в тёмную ночь заводит путешественника в трясину. Таковым было рвение Павла, когда он был фарисеем: «...Ревнитель по Боге, как и все вы ныне, я даже до смерти гнал последователей сего учения». И снова: «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея». И: «По ревности гонитель Церкви». Такое же рвение мы видим в Евангелии от Иоанна: «Изгонят вас из синагог», заставят молчать, запретят проповедовать; «всякий, убивающий вас, будет думать, что тем служит Богу». Это великое рвение, но, всё же, это — слепое рвение; Богу оно неугодно.
2. Существует также и пристрастное, частное рвение: в одних случаях огненно-жаркое, в других — безжизненная холодность; рвение в одном и легкомысленность в другом. Многие христиане являются христианами только в чём-то одном: ревностны в исполнении определённых обязанностей и небрежны в остальном. Так, фарисеи были ревностны в отношении корвана, но бессердечны к своим родителям, заставляя их голодать и умирать. Но были и такие, кто больше старался показаться праведным пред людьми, чем быть святым пред Богом. Те, чьё рвение направлено на что-то одно, является неразумным в своём исповедании, ибо он только почти христианин.
Женщина, которая хотела разрубить младенца, не была истинной матерью, и тот, кто стремится разделить Божьи повеления, не является истинным верующим.
Ииуй был ревностным, выступая против дома Ахава, но не ревновал против тельцов Иеровоама. Многие ревностны против греха на словах, но не ревнуют против него в своей жизни.
Итак, мы знаем, что когда тело потеет, — это признак здоровья; но когда потеет только отдельная его часть, — это уже указывает на болезнь. Поэтому доктора рассматривают жар, вызывающий потовыделение, как симптоматический. Итак, там, где рвение касается каждого повеления Божьего, - это признак здорового состояния души; но там, где это касается только какой-либо части, когда человек горит в одном и холоден в другом, то это симптом какого-либо внутреннего духовного заболевания.
3. Существует неуместное рвение, концентрирующееся на неподходящих и несоразмерных объектах. Многие проявляют большую ревность в мелочах, которые не стоят этого, и мелочны в делах, где ревность требуется больше всего; подобно и фарисеи были внимательны к тому, чтобы отдавать десятину с мяты, аниса и тмина, но не радели о "важнейшем в законе: суде, милости и вере". Многие относятся более ревностно к форме, чем к содержанию религии; более ревностны к тому, чтобы склоняться при упоминании имени Иисуса, чем к тому, чтобы их жизнь соответствовала жизни Иисуса; более ревностны к святым ризам, чем к святой жизни; более ревностны к изобретениям людей, чем к установлениям Христа. Это суеверное рвение обычно обнаруживается в людях необращённых, в которых никогда не было благодати. Против таких людей язычники поднимутся на суде. Когда Павел был таким «неумеренным ревнителем отеческих преданий», как он сам об этом говорит? Только тогда, когда он был в том ужасном и необращённом состоянии! Как вы можете увидеть в следующих стихах: «Когда же Бог... благоволил ...я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью», Павел получил иное рвение, зажжённое другими принципами.
4. Существует эгоистичное рвение, мотивом которого являются личные амбиции человека. Ииуй был очень ревностным, но ревновал он не столько о Боге, сколько о царстве; не столько о послушании повелениям, сколько о намерении вступить на трон. Поэтому Бог грозит наказать его именно за то, что они пролили кровь, чтобы удовлетворить свою похоть, а не для того, чтобы слушаться Бога: «Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева». Так Симеон и Левий делали вид, что имеют ревность к обрезанию. Они, казалось, очень ревновали о чести Божьих установлений, хотя на самом деле их рвение было алчным, они желали отомстить дому Сихемову.
5. Существует внешнее рвение. Такое рвение было у книжников и фарисеев. Они не ели немытыми руками, но жили в грехах. Они часто мыли чашки, но свои сердца — редко; украшая внешнее, не обращали внимания на внутреннее. Ииуй был могущественным реформатором, но он не реформировал ничего внутри, ибо имел подлое сердце: «Но Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца». Хотя его внешность была красивой, его внутренность — гнилой. Наш Господь Христос сказал о фарисеях: «...любят ...молиться, чтобы показаться пред людьми», и поститься так, «чтобы показаться людям постящимися».
6. Существует осуждающее рвение, когда осуждение выливается на других. Оно подобно свече в фонаре, от которой весь жар подымается вверх; или распутной женщине, о которой упоминает Соломон, говоря, что её «ноги не живут в доме её».
Многие горячатся по поводу грехов других, а сами не видят тех же грехов в себе.
Легко видеть недостатки в других и тяжело заметить их в себе. Ииуй был ревностным против Ваала и его священников, потому что это был грех Ахава. Но он не проявлял ревности против тельцов Вефиля, потому что это был его собственный грех. Такое рвение является чертой лицемера. Его собственный сад зарос сорняками, пока он был занят тем, что заглядывал за соседский забор.
7. Существует греховное рвение. Все предыдущие виды рвения можно назвать греховными из-за некоторых недостатков, но это рвение я называю греховным в более узком значении, потому что оно направлено против жизни и главного в религии. Такое рвение устремляется не против неосвящённости, но против самой силы благочестия, оно направлено не на ошибку, но на истину и является наиболее жгучим, когда направлено против духовного и против самых важных истин времени. Где ещё может находиться источник страдания людей за истину, если не в духе рвения против истины? Такое рвение можно назвать бесовским, ибо, так же, как существует вера в бесов, так существует и рвение бесов. «Гнев дьявола оттого велик, что он знает, что его время кратко».
8. Существует рвение без Писания, то есть то, которое не соединено со Словом и основывается на каком-либо ином фундаменте. Таким было рвение Саула, когда Бог повелел ему уничтожить Амалика и не щадить ни людей, ни животных. Не послушав Божьего повеления, Саул оставил лучших овец и быков под предлогом ревностного желания сделать жертвоприношение. В другой раз, когда у него не было Божьего повеления так поступить, он убил гаваонитян «по ревности своей о потомках Израиля и Иуды».
Часто человеческое рвение больше проявляется тогда и там, где оно меньше всего одобряется Богом. Истинный дух рвения связан Писанием, ибо он для Бога и Его славы. Бог не имеет славы от того рвения, которое не имеет «поручительства» Писания.
Итак, если рвение человека в Божьем деле является слепым рвением, частичным, неуместным, эгоистичным, внешним, осуждающим, греховным или рвением, основанным не на Писании, тогда очевидно, что человек, несмотря на всю свою ревность в вопросах религии, только лишь почти христианин.
ЧАСТЬ XII. Человек может достигнуть многого в молитве. Он может молиться часто и много, но, всё же, быть только почти христианином.
Так поступали фарисеи, которых наш Господь Христос отвергал за лицемерие.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но разве молитва не доказательство искреннего сердца? Разве святые Божьи не названы «родом ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова»?
ОТВЕТ. Человек является христианином не только потому, что он много молится. Я согласен с тем, что те молитвы, которые происходят от работы Духа Божьего в нас, от искреннего сердца, вознесённого к Богу, от осознания нашей собственной пустоты и Божьей бесконечной полноты, которые соответствуют Божьей воле — великому правилу молитвы, в которых просят за духовное больше, чем за временное, которые сопровождаются верой и зависимостью от Бога, — такие молитвы говорят о том, что молящийся — истинный христианин. Но человек может много молиться и, всё же, не знать, что такое молитва. Например:
1. Природа может привести человека к молитве, ибо она — часть естественного поклонения. Природа может подвигнуть дитя Божье к молитве. Так поступал и Христос: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Такой была молитва Христа, которая вытекала из безгрешной борьбы природы, стремящейся сохранить себя.
2. Человек может молиться, прикрывая какой-либо грех. Так поступали религиозные фарисеи: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение».
Предыдущая страница Следующая страница
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира