Пятница, 26.04.2024, 02:17Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Чарльз Сперджен Беседы Ивана пахаря 12

Конченые люди


О судьбе человека можно говорить лишь после его смерти; постоянные изменения судьбы — удел нашей жизни. Тот, кто сегодня катит в карете, быть может, завтра будет мыть колеса. Пильщики меняются местами, и тот, кто стоял высоко вверху, может, в свою очередь, очутиться в глубокой яме. Меньше, чем через тысячу лет, мы будем все лысыми, и кто знает, что может с нами случиться еще раньше? Мысль о том, что мы когда-либо сами можем очутиться под окном, заставляет нас быть осторожными, выливая помои в окно. Какой мерой мы мерим — той же отмерится нам, поэтому давайте будем внимательны в нашем обращении с несчастливыми.

Ничто не возмущает меня больше, как вид того, как люди обращаются с ближними, которым не повезло в жизни. „Долой его! — кричат, — он всегда никуда не годился". Собаки не пожирают друг друга, человек же ест другого, подобно людоеду, и еще хвастается своим поступком. Тысячи людей слетаются, точно вороны, чтобы поживиться, если какой-либо купец или делец попадет в трудное положение. Где падаль, там слетаются вороны и стервятники. Вместо того, чтобы оказать хоть маленькую помощь, они относятся к опускающемуся человеку с удивительной жестокостью, крича: „Под суд его!" Весь мир ополчается на неудачника. Если Провидение поразит его то немедленно начинают хлопать все человеческие бичи. Собака тонет, и потому все ее друзья доливают из своих ведер воду. Дерево повалилось, и всякий бежит с топором. Дом горит, и все соседи греют себе руки. К этому человеку судьба была немилостива, поэтому его друзья обращаются с ним плохо; он споткнулся посреди пути, так они повезут экипаж чрез его тело; он упал, и чувство себялюбия кричит: „Пусть погибает; больше будет места для остающихся".

Насколько тяжелее будет ваше самочувствие, когда тот, кто вас опрокинул, начнет вас лягать за то, что вы не встаете. Не особенно приятно слышать, что вы были совершеннейшим дураком и что существовало по крайней мере 30 способов выйти из ваших затруднений, но только вы не были достаточно сообразительны, чтобы догадаться. Можно было не проигрывать дела; даже Иванушка-дурачок мог заметить вашу ошибку. „Он должен был покрепче запереть дверь конюшни", — скажут все, но никто не позаботится достать новую лошадь вместо украденной. „Как жалко, что он так далеко шел по льду!" Совершенно правильно, но это не спасет утонувшего. В протертом платье легко сделать дырку. Добрый совет — недостаточная пища для голодающей семьи.

„Кто способен лишь на слово, а не на дела,
Тот подобен огороду, где одна трава".
 
Дай мне кусочек веревки, чтобы починить постромки, и затем брани мою старую сбрую, когда я вернусь домой. Покорми мою лошадь овсом, а затем заставляй ее продолжать путь. Посочувствуйте мне, и я буду вам весьма обязан, но необходимо, чтобы сочувствие отразилось на вашем кармане, иначе оно ничего не значит.

Большинство людей, сходящих с холма, встречаются с Иудой прежде, чем дойти до подножья. Те, кому они помогали в лучшие дни, по общему правилу, забывают свой долг или же возвращают его с неохотою. Молодые побеги оттягивают соки у старого дерева. Жеребенок сосет мать, а потом лягает ее. Старая поговорка твердит: „Я учил тебя плавать, а сейчас ты хочешь меня утопить". Собака виляет хвостом до тех пор, пока не получит кость; после она лает и ворчит на человека, который ее накормил. Старая хлеб-соль забывается, и рука дающая презирается. Свеча дает свет другим, и гибнет при этом сама. Большинство людей легче всего забывают оказанные им благодеяния. Каждый за себя — вот золотое правило мирской мудрости, и мы все хорошо знаем, кто стоит на последнем месте. Лисица заботится лишь о своей шкуре и вовсе не думает терять свой хвост, дабы услужить друзьям. Благородный человек всегда заступается за слабого, но благородные души не часты; они так же редки, как орлы: коршуны, ястребы и кречеты попадаются вам сотнями на глаза, но более благородный экземпляр вы видите раз в жизни. Слыхали ли вы когда-либо о том, чтобы вороны служили панихиду над мертвой овцой прежде, чем съесть ее? И поэтому кажется весьма странным, когда соседи кричат: „Какая жалость! Как это могло отучиться?" — а затем спешат принять участие в дележе добычи. В большинстве случаев помощь предлагается тем, которые в ней не нуждаются; всякий путник бросает камень туда, где лежит куча камней; все повара умеют зажарить жирную свинину, но худая — пригорает.

„В минуты успеха друзьям нет числа.
Один останешься — лишь грянет беда".

Когда ветер попутный, то все помогают. Дружба цветет до тех пор, пока горшки полны. Но льстецы избегают хижину бедняка, и отцветшая роза не имеет поклонников. Все соседи называют себя родственниками богатого, но братья бедного человека не родственники ему. Если у нас имеются овцы и ягнята, всякий кричит: „Как поживаете, Петр Иванович?" Шепот богатого слышен за версту, тогда как крик вдовы не будет услышан через дорогу. Люди охотно льют воду в полную кадку и угощают тех, кто не голоден, так как они рассчитывают получить такое же или лучшее угощение. Если у тебя есть гусь, то ты достанешь второго. Если ты имеешь собственную лошадь, то можешь одолжить другую. Безопасно давать взаймы рожь, когда закрома полны пшеницы, но кто же дает или ссужает, если это не так? Кто в самом деле так делает, за исключением некоторых богобоязненных старичков, чтящих Св. Писание и любящих Бога и поэтому помнящих слова: „Давайте, и не ждите возврата"?

Я знаю многих состоятельных людей, которые как будто весьма дружественно относились к обанкротившимся людям, но лишь потому, что их можно было еще слегка пощипать. Поверенный и ростовщик укроют бедного под своими крылышками до тех пор, пока не соберут вокруг него все крохи. Когда эти лица становятся слишком вежливыми и участливыми, то бедняку пора бежать. Плохой признак, если лисица входит в курятник со словами: „Здравствуйте, мои дорогие друзья".

Все же неудачники не должны отчаиваться, ибо Бог существует и печется о тех, у кого нет друзей. Если даже не найдется никого больше, кто протянул бы руку помощи упавшему, Божья рука не преминет оказать помощь тому, кто верит в Него.

Добрый человек может быть брошен в огонь, но не сгорит. Его вера может быть залита, но не будет потоплена. Он все время набирается храбрости, и храброе сердце помогает ему одолеть такие круги и затруднения, перед которыми другие падают в изнеможении. Пока ты жив — надейся. Поэтому, мой друг, если счастье повернулось к тебе спиною, то все же не отчаивайся и не сиди сложа руки, но принимайся за дело и пытайся снова дотигнуть благополучия. Иона достиг дна морского, но вернулся благополучно на берег.

Никогда не следует забывать, что когда человек попадет в затруднительное положение, то у него является случай испытать свою веру. Ложная вера держится лишь на спокойной воде, но истинная вера, подобно спасательной шлюпке, нужна нам во время бури. Если ваша вера не поддержит вас в годину испытания, то какая ей цена?

Если мы не можем верить в Бога в те минутьі, когда обстоятельства складываются неудачно, то мы не верим в Него вообще. Мы верим вору лишь постольку, поскольку видим его; смеем ли мы судить таким же образом о Господе? Конечно, нет. Господь благ, Он явится своим слугам, и мы будем воспевать имя Его.
 


Надежда


Между яйцами попадаются испорченные; точно так же в числе упований бывают напрасные мечтания. Надежды подобны женщинам: на всех заметна ангельская печать, но они бывают двух родов. Мой сынишка Ваня нанизал на веревку несколько пустых яичных скорлуп; я сделал то же самое с надеждами, и вот, некоторые из них хорошие, некоторые худые, а некоторые безразличные.

Сангвиника надежда подбрасывает вверх, подобно кукле на пружинках; но ею двигает лишь пружина, а не рассудок. Как только подобный человек взглянет в окошко, то сразу видит наступление лучших времен, и хотя поворот к лучшему виден исключительно в его глазах, но все же лучше видеть пироги на луне, чем квакать на все земное, как двуногая лягушка. С подобным человеком хорошо путешествовать в самую темную ночь, когда дождь льет как из ведра, ибо он носит свет в своих глазах и огонь в сердце. Нужно лишь смотреть, чтобы он не заблудился, и засим можно себя смело вверить его компании. Его ошибкой является то, что он считает своих цыплят до осени, т. е. раньше, чем они вылупились, и продает сельдей прежде, чем они попали в сеть. Из всех его воробьиных яиц должны вывестись по меньшей мере дрозды, если уже не куропатки или фазаны. Увидев одну ласточку, они считают, что лето уже пришло. Они, наверно, разбогатеют в новооткрытой лавочке, ибо как только она открылась, как в течение пяти минут в ней теснились два соседа: один хотел взять в долг фунт хлеба, а другой просил разменять полтинник. Они уверены, что соседний помещик станет покупать у них, так как он прочел их фамилию на вывеске, проезжая мимо. Они не верят, что очень далеко от края чаши до губ, но всякую вероятность считают несомненностью. Да, добрые души, хотя по временам и простоваты, но в них много похвального, и я люблю вспоминать одну из любимых их поговорок: „Не говори о смерти, пока не умер, а так как и тогда это бесполезно, то оставь совершенно это намерение". Как видите, и помимо меня имеются на свете забавники.

Мой сосед, господин Безсеребрянник, ожидает кончины своей тетушки, но старая женщина более живуча, чем десять кошек, и мне кажется, что, умирая, она завещает свои деньги или на больницу для кошек, или на приют для собак, но только не племяннику. Бедняга, он уже совсем обносился, и, по его мнению, в этом виновато только возмутительно хорошее состояние здоровья пожилой женщины. Но он продолжает надеяться и при этом все больше опускается, ибо пока трава растет — лошадь голодает. Кто дожидается смерти другого, тот тянет за длинную веревку; кто охотится за наследством, тот должен носить сапоги не из кожи, а из железа. Кто ждет сапогов умершего, тот должен долго ходить босиком; кто ждет коровы своего дяди, тот не должен торопиться мазать хлеб маслом. Кто живет надеждою, тот имеет плохую пишу; если бы Безсеребрянник никогда не имел тетки, он засучил бы рукава и работал бы на себя; но его уверили, что он родился в сорочке, и он стал бездельником, столь же пригодным для работы, как корова для травли зайцев.

Если кто-либо вздумает завещать мне наследство, я буду ему крайне признателен, но лучше будет, если он мне ничего не скажет об этом, так как опасаюсь, что не смогу на радостях провести борозду так же прямо, как обычно. Удвойте наследство и увидите, я буду поражен еще больше. Вообще же лучше завещать деньги на благотворительные целя, ибо это будет лучшим их употреблением. Я желал бы, чтобы люди меньше думали о счастливой случайности и больше сажали яблоней. Надежды, вырастающие из могилы, являются серьезной ошибкой; и когда они препятствуют человеку применить всю энергию, то подобны веревке висельника, болтающейся вокруг шеи его.

Некоторые люди как будто родились 1-го апреля и всю жизнь надеются без смысла и причины. К ним должен приплыть корабль счастья, они выкопают горшок золота и получат вообще какое-то счастливое известие. Бедные глупцы! У них ветер гуляет в голове, и они грезят наяву. Они очень долго уже сидят с открытым ртом, дожидаясь, чтобы жареные голуби залетели туда, и все же они не перестают верить, что счастье должно свалиться на них, что дождь золотых яблок упадет к их ногам и в один прекрасный день навсегда избавит их от нужды и сделает богачами. Они надеются раскатывать в своем собственном экипаже и поэтому время от времени видят себя в месте, куда экипажи обычно не ездят. Вам пришлось бы долго ждать, пока золотая рыбка прыгнула вам в руки. Лишь одному человеку из миллиона удается иногда встретить свое счастье, но тысячи людей разоряются в ленивом ожидании лучших дней.

Правильно рассчитывает тот, кто полагает, что он получит половину того, что он заработал, четверть того, что ему следует, и ничего из того, что он дал в долг, но лишь величайший глупец может ожидать, что богатство свалится ему с луны. Следует надеяться, считаясь с рассудком и со словами Писания. Надежда дает человеку якорь, но якорь должен иметь, за что держаться и что удерживать.

Беспочвенная надежда это — бездонная бочка, лошадь без головы, гусь без мяса, сапог без подметки, нож без острия. Лишь Иванушка-дурачок начинает строить свой дом с крыши, не положив фундамента.

Надежда перестает быть ею и становится глупостью, когда человек надеется на невозможное, или же ожидает жатвы, не совершив посева, или ждет спасения без добрых дел. В такой надежде мало пользы, и она, как болотный огонек, может завести человека в трясину. У нас работает на поденной Степан, уверяющий, что он является собственником громадного имения, из которого он лишь случайно изгнан хитростью теперешнего временного владельца. Он говорит, что имел столько денег, что мог бы купить весь государственный банк, и что придет еще день, когда он получит свою часть; но пока что он находит наш хлеб слишком грубым для своего барского желудка; он обещал мне также подарить пару тысяч, когда он получит обратно свое имущество; а пока что я могу себе построить на эти деньги воздушный замок и въехать туда на помеле. Бедняга, подобно многим другим, он имеет ветер в голове и может распоряжаться лишь своими десятью пальцами, так как больше у него нет ничего. Поверьте, что пахать воздух очень легко, но, к сожалению, бесполезно.

Кто надеется иметь в этом мире больше, чем он в состоянии заработать, тот ожидает абрикосов от дикой яблони. Кто женится на кокетливой, нарядной, как кукла, девушке и ожидает, что она станет хорошей хозяйкой, тот с таким же успехом может купить гуся и ждать его превращения в молочную корову. Кто ведет своих сыновей в пивную и ожидает, что они вырастут трезвенниками, тот поступает так же, как будто он поставил чайник на огонь и удивляется, что он покрылся копотью. Тот не в своем уме, кто берет плохой солод и ждет хорошего пива, или же подает плохой пример и надеется иметь добродетельную семью. Можно надеяться вплоть до сердечной болезни, но если вы пошлете вашего сына прочищать дымоход, то он вернется черным, невзирая на все ваши надежды. Учи дитя лгать, а затем надейся, что оно вырастет честным человеком; лучше посади пчелу в бочку от дегтя и жди, чтобы она собирала мед. Когда люди поступают разумно со своими детьми? Лишь тогда, когда они сами рассудительны.

Что же касается будущей жизни, то, к сожалению, о ней говорят слишком беззаботно. Если человек дождется смерти, то всегда кто-нибудь скажет: „Я надеюсь, что он в Царствии Небесном". Можно желать того или другого, но надеяться на что-нибудь — это совершенно особая статья. Люди поворачиваются в сторону ада и надеются, что попадут на небо; почему, идя в пруд, они не надеются быть сухими? Надежда на вечную жизнь — дело серьезное и должна испытываться Словом Божьим. Человек может с таким же успехом надеяться собрать виноград с шиповника или смоквы, с чертополоха, как ожидать вечного блаженства после греховной жизни.

Есть лишь одна скала, на которой можно построить свою надежду на жизнь вечную, и это не ап. Петр, как утверждает папа, ни таинства, как говорят потомки римской матери, но единственно заслуги Господа Иисуса Христа. Вся надежда человека — это „человек Иисус Христос". Если мы верим в Него, мы спасемся, ибо сказано: „Верующий в Него имеет жизнь вечную". На этом ищу я опоры и не тревожусь, так как это прочный фундамент и дает верную и устойчивую надежду, которую не может поколебать ни жизнь, ни смерть. Но я не хочу стать проповедником и отнимать у него хлеб; поэтому в заключение я прошу лишь подумать еще о том, что самомнение — это лестница, на которой ломают себе шею те, кто пытается по ней взбираться; поэтому, если вам дорога ваша жизнь, не влезайте по ней.



Предыдущая страница   Следующая страница












                                                                   ***


Другие сайты автора :  И смех, и не грех

                                          Искусство мира



Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz