Бог не расточает Свои богатства
Есть один очень важный закон, который управляет экономикой любой страны. Он гласит следующее: если в стране растут налоги, значит ею плохо управляют. За коррупцию в верхах, безответственное и неэффективное правительство расплачивается народ. Как личная, так и частная безответственность оплачивается из народной казны.
Давайте посмотрим, как действует этот закон там, где вы работаете. Скажем, вы взяли с работы скоросшиватель, не спросив на это разрешения у своего босса. «Они ничего не потеряют из-за того, что я взял один, — рассуждаете вы. — Компания большая, и у них есть целых двести скоросшивателей». Но если в этой компании десять воров (подобных вам) и они решают украсть что-нибудь (частным образом, как вы), тогда компания лишится уже десяти скоросшивателей. Ни один из десяти не знает, что другой сделал то же самое.
Вы уверены, что ваше воровство никто не заметил. Тогда возьмите домой сто листов копировальной бумаги. Никаких проблем. У них тысячи таких листов. Но сотня других служащих делает то же самое. И вдруг руководители компании начинают замечать, что часть прибыли тратится на восполнение исчезающих из офиса канцелярских принадлежностей, поэтому босс решает собрать всех служащих на общее собрание и сказать: «Нам пришлось потратить приличную сумму на приобретение ста скоросшивателей, ста тысяч листов бумаги и около пятнадцати тысяч скрепок, поэтому в связи с непредвиденными расходами, мы вынуждены сократить трёх сотрудников. Вас, вас и вас. Кроме этого, в этом году премий не будет. И, кстати, повышений зарплат тоже не будет. Мы вынуждены заморозить фонды, предназначенные для повышения заработной платы сроком на три года, пока наша компания не выберется из финансовых трудностей».
Итак, ваш «частный» поступок сделал троих невинных людей безработными. Компания переорганизовала свои капиталовложения и, поскольку штат её сократился, стала меньше делать закупок у других фирм, производящих канцелярские принадлежности, которые, в свою очередь, стали терпеть убытки от сокращения продаж своих товаров. Чтобы исправить своё финансовое положение, эти фирмы сокращают нескольких своих служащих.
А теперь давайте размышлять, что может произойти дальше. Представим себе, что все эти люди, оказавшиеся на улице из-за сокращения штатов, не могут найти работу, они решают ограбить дом и вламываются в ваш. Их задерживает полиция по обвинению в краже со взломом. Итак, воровство скоросшивателя и пачки канцелярской бумаги привело к ещё одному преступлению. Для борьбы с растущей преступностью правительство вынуждено увеличить число полицейских, которым нужно платить зарплату. С этой целью правительство повышает налоги. Для арестованных взломщиков, бывших служащих, не хватает мест в тюрьме. Это приводит к новому повышению налогов для постройки ещё одной тюрьмы. Как вы думаете, откуда правительство берёт деньги, чтобы покрыть все эти расходы? Из вашего кармана. Чьего же ещё? Для новой тюрьмы нужна охрана, администрация, продукты и повара для приготовления пищи заключённым, поэтому идёт новое повышение налогов на содержание тюремного персонала и заключённых.
Ну, как, картина ясна? Эта цепь безответственности и расточительства, начавшаяся с воровства одного скоросшивателя, не будет иметь конца. Точно также коррумпированность одного, или двадцати, правительственных чиновников ведёт к ещё большему порабощению людей. Третий мир буквально кишит такими «частными» грехами. Случаи плохого руководства могут быть личными, но не частными, потому что от них страдают многие.
Вы можете безответственно относиться к своему собственному телу, вступив в «тайные» интимные отношения. Нет проблем. Вы здорово проводите время, и об этом никто не знает. Так? Нет, не так, потому что в один прекрасный день у вас на носу появляется маленькая ранка. Врач успокаивает вас, говоря, что это небольшая инфекция, которая быстро пройдёт. Но когда вам делают анализ крови, обнаруживается, что у вас ВИЧ. «А, так вы женаты? — переспрашивает вас доктор. — Завтра же приведите свою жену». Итак, вы, ваша жена и ваш ребёнок, которого она носит, ВИЧ-инфицированы. Ваш личный грех это не частная проблема.
«Но, Бог, ведь это касается только меня!» — вы с возмущением апеллируете к Богу. Неправда. Из-за вашей безответственности и неумелого руководства жизнью, будущее поколение, которое придёт вам на смену, будет заражено неспособностью управлять.
Плохое руководство может быть личным, но не частным, потому что от его последствий страдают многие
Подумайте о ресурсах, которыми Бог поручил вам управлять. Зажгите свет и хорошенько взгляните на свой брак, детей, работу, дом, машину и решите, как можно организовать и руководить этими ресурсами наилучшим способом. Признайтесь Богу прямо сейчас: «Отец Небесный, я увидел реальное положение вещей, и это отрезвило меня. Пожалуйста, помоги мне стать хорошим менеджером своей жизни. Я обещаю с этого дня стараться всё делать как можно лучше». Давайте продолжим путешествие по страницам Библии и вернёмся к сынам Израилевым. История их блужданий от рабства к свободе содержит много хороших уроков для каждого из нас. Один из них заключается в том, что они так и не смогли стать умелыми управителями своей жизни, и это стоило им земли обетованной.
Принципы свободы
Принципы менеджмента
1. Всё создал Бог (управлять не означает владеть).
2. Прежде, чем отдать самое лучшее человеку, Бог всё организовал (порядок и организация — основа менеджмента).
3. Бог делегировал управление землёй человеку (человек был создан для управления землёй).
4. Бог дал чёткое задание и ясные инструкции (вы должны понимать задание и инструкции).
Принципы неправильного менеджмента
1. Использование ресурсов не по назначению ведёт к неправильному управлению этими ресурсами.
2. Присвоение ресурсов ведёт к неспособности управлять и появлению чувства вины.
3. Менеджер не может переложить свою ответственность на других.
4. Вы потеряете то, чем не умеете управлять.
5. Неумелое управление может быть «личным», но не «частным».
Бога больше интересует ваш характер, чем ваш комфорт
Принципы свободы
Глава 4
Как научиться распоряжаться свободой
1. Бог владеет — мы только управляем.
2. Человеку было дано управление, а не владение землёй.
3. Бог даст вам то, чем вы умеете управлять, а не то, что вы у Него просите.
4. Нам нужно научиться правильно управлять, чтобы получать от Бога.
5. Благосостояние зависит не от ресурсов, которые Бог доверяет вам, а от делегированного вам управления тем, что вам поручено.
6. Бог дал вам управление, а не владение, поэтому Он всегда может забрать то, чем вы не научились управлять.
7. Дьявол всегда будет удерживать у себя всё, что принадлежит вам, пока Бог не научит вас правильно этим распоряжаться.
8. Правильное управление привлекает ресурсы.
9. Люди были созданы, чтобы стать хорошими менеджерами, а мы стали экспертами неумелого руководства.
10. Когда люди неправильно управляют, Бог удерживает от них Свои ресурсы.
11. Бедность — результат неправильного руководства.
12. Бог даст нам только то, что мы не будем расточать.
13. Неправильно используя ресурсы, вы становитесь плохим менеджером.
14. Использование не по назначению ведёт к неправильному руководству.
15. Поддерживая и финансируя плохого менеджера, вы становитесь соучастником его глупых решений и неправильного управления, что является грехом в Божьих глазах.
16. Бог бережливо обращается со Своим имуществом.
17. Неправильное руководство может быть личным, но не частным, потому что от его последствий страдают все.
Глава 5
Дух рабства
Вы не сможете удержать человека внизу, не оставаясь внизу вместе с ним. – Букер Т. Вашингтон
«Подъём! Подъём! Вы, рабы, вставайте! Уже 4.30 утра, время вставать!»
«Эй, вы, там! Вам оказана большая честь установить сегодня статую нашего великого фараона. Вставайте, грязные рабы, и выходите на работу, или я помогу вам подняться с помощью кнута».
Наверное, так жили сыны Израилевы в Египте. Кнут был единственным способом, с помощью которого их гнали на тяжёлые работы. Фараон и жестокие надсмотрщики обращались с ними как с рабочим скотом. Вы представляете, что значит быть разбуженным с помощью плети? Не успели израильтяне проснуться, как их уже гнали плетями на работу в поле, где они, согнувшись, целый день делали кирпичи из глины и соломы. Как, должно быть, они ненавидели эти кирпичи, но ещё больше они ненавидели своих угнетателей, которые заставляли их работать с утра до ночи, не разгибая спины. Вот почему у бывших рабов отвращение к труду сохраняется даже после освобождения их из рабства. Работа напоминает им о годах тяжёлого подневольного труда. Люди, которых долгое время угнетали или которые подвергались влиянию духа рабства, не любят трудиться.
А что же Израиль? Не успели рабы присесть, чтобы немного передохнуть, как их плетями тут же гнали обратно на работу. Начальники работ зорко следили за тем, чтобы рабы работали, а не отдыхали. Смертельно уставшие, израильтяне трудились с раннего утра до поздней ночи под палящим солнцем. Пот градом струился по их измождённым лицам, а над головой свистела плеть, не давая им ни на минуту разогнуть ноющую спину. Постоянно слышались окрики надсмотрщика: «Работайте! Работайте, грязные рабы, или я заставлю вас пожалеть о том, что вы родились на свет!»
Два имени, один враг — угнетение и безответственность
В людях, долгое время живших в состоянии постоянного физического и духовного подавления, развивается чувство безответственности и ненависти к труду. Это явление типично для любого народа или поколения. Многие сегодня несут в своих душах груз рабского прошлого. Они не смотрят на труд как на возможность прославлять Бога и получать Его благословения. Для них труд — это тяжёлая обязанность, способ добывания денег для оплаты счетов.
Когда труд будет для вас так же необходим, как трехразовое питание, вы станете ответственным человеком
В течение более одного столетия труд для израильтян ассоциировался с физической болью. Они помнили гнёт, страдание и плеть, заставлявшую их сердца сжиматься от страха. Когда же к ним, наконец, пришло избавление, переполненные радостью, они восприняли его как освобождение от необходимости трудиться (Исход 15:1,20). В предвкушении отдыха и развлечений они, наверное, думали: «Мы свободны! Нас ожидает рыбалка, гамак, гольф и теннис — и никакой работы!» Вот как многие думают сегодня. Люди, в прошлом подвергавшиеся подавлению, всегда будут мечтать о небесах обетованных, где им не нужно будет думать о хлебе насущном. Есть чудаки, мечтающие получить миллион долларов, чтобы иметь возможность не работать. Если вы один из таких мечтателей, которому вдруг необычайно повезло, Бог, возможно, отберёт у вас этот миллион и заставит вас вернуться на работу, потому что труд не проклятие. Первое, что Бог заповедал человеку, — это трудиться (Бытие 2:15).
Перестаньте ненавидеть труд. Любите трудиться. Воспитывайте в себе любовь к делу, которое дал вам Бог. Старайтесь быть похожими на Иисуса, Который говорил: «…Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоанна 4:34).
Когда труд будет для вас так же необходим, как трехразовое питание, вы станете ответственным человеком. Если вы легко поддаётесь на уговоры оставить работу и пойти обедать, знайте, вы заражены духом безответственности. Если вы не можете дождаться перерыва на обед, вами руководит неправильный дух. Если рабочий день только начался, а вы уже мечтаете о чашке кофе, в вас поселился неправильный дух. Если вы вместо того, чтобы работать, сидите и читаете газеты, вашим разумом завладел дух рабства.
Те, кто не любит трудиться, не умеют распоряжаться своим временем. Наличие большого количества свободного времени, которое они не знают куда деть, делает их раздражительными и подавленными. Им нравится, когда им говорят, что и как они должны делать. Это потому, что в них сидит дух раба. Поскольку раб трудится не для себя, то, когда он обретает свободу, ему сложно работать продуктивно. Непродуктивный труд является настоящим бичом для стран третьего мира и развивающихся наций.
Знаете ли вы, чем измеряется благосостояние страны? Благосостояние страны измеряется национальным валовым продуктом (НВП). Истинное богатство страны не наличие денег в государственной казне, а продуктивность труда её граждан. Если подавляющее большинство населения страны долгие годы гнуло спины под ударами плети, то производительность труда в такой стране будет низкой и, следовательно, народ — нищим. НВП — это общая продуктивность всех граждан данной страны.
Рабство порождает лень
Лень — ещё один результат подавления человеческой личности. Люди, жившие под гнётом рабства долгие годы, поражены духом лени, потому что для них труд всегда ассоциировался с болью и страданиями. Бывший раб, которого принуждали выполнять определённый вид работы (как это было в случае с Израилем), уже никогда не станет делать то, что он когда-то делал под страхом наказания. Изо дня в день, с раннего утра до позднего вечера, сынов Израильских заставляли делать одно и то же. И хотя многое из того, что они делали, было важно и нужно, израильтяне ненавидели все, что им приходилось делать. Даже такие полезные и необходимые вещи как, например, приготовление еды, уборка в квартире, работа во дворе, соблюдение личной гигиены и многое другое могут вызывать отвращение, если превратить эти обязанности в ежедневную повинность. Человек будет под любым предлогом стараться увильнуть от них, даже если уже никто не будет заставлять его выполнять эти обязанности.
Такая разновидность лени является результатом принуждения. Вообще, никто не хочет быть ленивым, но может стать таковым, если долгое время позволял собой руководить, вместо того, чтобы самому быть руководителем. Он лишён энергии и энтузиазма, потому что вынужден жить в пределах ограничений, которые мешают ему быть продуктивным. Порабощение делает людей непродуктивными, и лень становится их образом жизни. Самомотивация и личная инициатива полностью отсутствуют.
В Египте сынам Израилевым не нужно было добывать себе пищу и воду, платить за жилье, искать новую одежду. Всем необходимым для жизни их обеспечивал фараон, чтобы они могли работать. Поработитель старается обеспечить своего раба всем необходимым, потому что таким способом он защищает и поддерживает в рабочем состоянии свою собственность.
Израильтяне находились в пустыне всего несколько недель и уже начали роптать и обвинять своих лидеров во главе с Моисеем в том, что у них нет еды и воды:
…о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. Исход 16:3
Рабство делает людей непродуктивными, а лень становится их образом жизни
Израильтяне воспринимали своё дальнейшее пребывание в пустыне без еды и воды как спланированную попытку уничтожить их всех. Почему они так решили? Как только рабы перестают получать привычное для них обеспечение, они всегда с готовностью обвиняют других. Они не умеют бороться с трудностями, и даже небольшой сбой в системе их обеспечения вызывает у них возмущение. Так рабство ведёт к лени.
Страх
Порабощённые люди всего боятся. Страх становится частью их жизни. Всё, что бы ни случилось с ними, они расценивают, как попытку заставить их делать то, что они не хотят делать. Они живут в вечном страхе, избегая любой ответственности.
Страх приходит от незнания, что ваши угнетатели могут сделать с вами в следующую минуту. При виде солдата фараона израильтяне начинали дрожать. Поднятая плеть приводила их в ужас. Неудивительно, что дух страха не мог оставить их только потому, что они оставили Египет. Этот дух преследовал израильтян все сорок лет их скитаний по маленькому клочку пустыни, который я легко мог обозревать из окна иллюминатора, когда летел в Каир. Страх заставлял их кружиться по пустыне рядом с землёй Ханаанской. И сегодня страх делает миллионы людей рабами и нищими.
Бывшие рабы боятся всего, даже своих соотечественников. Их пугает сама мысль, что они опять могут оказаться под чьей-то властью, особенно, если таким человеком может оказаться их бывший собрат по несчастью.
На своего начальника они смотрят, как на надсмотрщика с плетью, видя в нём жестокого угнетателя, от которого исходит угроза самому их существованию. Стоит ему появиться в комнате, как они внутренне съеживаются от ложного чувства собственной неполноценности. В чём же тут причина? Страх продолжает терзать их душу даже на свободе.
Подавление и избавление: война в разуме
Такое духовное состояние характерно для людей, только что получивших освобождение от греха. Когда они видят тех, с кем совсем недавно вместе употребляли наркотики, шатались по злачным местам, к ним в сердце закрадывается страх, что они могут оказаться слабыми, поддаться соблазну и уйти вместе со своими прежними друзьями. Некоторые из них становятся в оппозицию к новым лидерам церкви, всячески избегают работать на добровольных началах. Павел учил Тимофея: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тимофея 1:7). Бог не дал верующему дух страха, и мы должны в это поверить.
Принимая искупительный труд Бога в Иисусе Христе, мы должны признать, что до этого жили в узах рабства. Однако избавление ещё не свобода, поэтому нам придётся учиться не бояться брать на себя ответственность. Умение быть ответственными сделает нас свободными. Из следующих глав мы узнаем, что пустыня — это место для подготовки к свободе, но многим суждено остаться там навсегда, так и не став свободными.
Дух порабощения особенно опасен для церкви, потому что мешает верующим выполнять ту работу, для которой их призвал Бог. Им становится страшно от одной только мысли, что придётся осваивать новые для них территории. И если не случится сверхъестественного откровения, которое в состоянии произвести коренную перестройку в разуме новообращённого, он будет продолжать делать то, что делал под влиянием греха. Такова сила духа порабощения, ставящая порой непреодолимые барьеры перед бывшим порабощённым на пути к полноценной продуктивной жизни.
Низкая самооценка
Недооценка собственных способностей — ещё один пагубный результат жизни, проведённой в рабской зависимости. Тот, кого долгое время подавляли физически и духовно, считает, что его место внизу, и когда его приглашают подняться наверх, он найдёт тысячу причин, чтобы отказаться.
Пустыня – это то место, где бывший раб проходит подготовку к свободе, но, к сожалению, многие остаются там навсегда, так и не став по-настоящему свободными
Я наблюдал это качество у многих жителей Багам, а также и у других наций. Подавляющее действие может оказывать политический режим с его диктаторскими законами, властные родители и т.п. Люди, подвергавшиеся такому влиянию и потом получившие освобождение, не могут избавиться от духа низкой самооценки. Если вы захотите пригласить такого человека пойти куда-нибудь в приличное место, чтобы интересно провести время, то непременно услышите в ответ: «Спасибо за приглашение, но вам не стоит беспокоиться». Если вы захотите сделать ему подарок, то он откажется, мотивируя тем, что вам не стоило этого делать. А если вам всё-таки удастся уговорить его принять подарок, то он станет униженно извиняться за то, что принимает его.
Если бывшему рабу случится попасть на приём во дворец и ему подадут икру, он не станет её есть. Чтобы скрыть своё смущение, он будет расхваливать скатерть на столе и золотые вилки. Ему просто не верится, что он может кушать в такой богатой обстановке. Ему трудно поверить, что он тоже заслуживает самого лучшего.
Свободный, уверенный в себе человек пользуется дорогим сервизом из китайского фарфора каждый день, а бывший раб, у которого никогда ничего не было своего, будет беречь свой и держать его в серванте. Он не верит, что достоин иметь хорошую дорогую вещь, поэтому её ценность вырастает в его глазах до непомерных размеров. Может быть, вы, дорогой читатель, один из таких людей, тогда выньте из серванта свой сервиз, который вы бережёте для гостей, и начните пользоваться им каждый день. «Зачем?» — спросите вы меня. Затем, что вы заслуживаете есть и пить из самой дорогой посуды.
Несколько лет назад я сказал своей жене, чтобы она позволила детям пользоваться всем, что есть у нас в доме, потому что я не хочу, чтобы они смотрели на посуду или любую другую вещь и боялись к ней дотронуться, считая, что эта вещь слишком красива и ценна для них. Это — мышление раба. Царь не держит свою золотую чашу в серванте, а сам пьёт из пластиковой чашки. Он говорит: «Я царь и заслуживаю царской чаши».
Пусть такой пример покажется вам несерьёзным, но можете быть уверены, что вы ещё не свободны, если до сих пор продолжаете прятать от самих себя набор посуды, подаренный вам на свадьбу. И вы не будете свободны до тех пор, пока не позволите своим детям каждый день есть салат серебряными вилками из дорогой салатницы. Давайте, не бойтесь пользоваться своим драгоценным фарфором! Разве вы храните его для французского принца? Пользуйтесь им сами. Вы — принц!
Признайтесь, что в вашем доме есть комнаты, куда вы не разрешаете никому входить. Для кого вы их бережёте? Ходите по дорогим коврам, сидите в дорогих креслах. Не бойтесь их испачкать. Носите дорогие вещи. Бог даст вам другие. Не делайте долги, которые тяжким бременем лягут на плечи вашей семьи, но если Бог благословил вас, используйте Его благословение с мудростью и по назначению и наслаждайтесь всеми его выгодами.
Угнетатель никогда не позволит угнетаемому стать с ним вровень, потому что тогда он потеряет своё превосходство над ним и больше не сможет подавлять своего раба. Чтобы оправдать свою жестокость к рабу, угнетатель будет стараться поставить его в положение намного ниже, чем то, которое его раб заслуживает. Мысль о том, что он не заслуживает ничего хорошего, глубоко входит в сознание бывшего раба. Низкая самооценка, словно чума, разрушает разум раба, потому что угнетатель внушил ему, что он ничтожен и ничего не стоит.
Неправильное представление о самом себе
Ещё один опасный плод рабства — это неправильное представление о самом себе. Есть люди, которым всю жизнь говорили, что они ничего не стоят и из них никогда ничего не выйдет. Со временем они начали верить в эту чудовищную ложь. Стоит только принять эту ложь, и вам грозит беда. Если не произойдёт божественное вмешательство раньше, то пройдёт целое поколение, пока уйдёт дух непонимания собственной значимости.
Важно всегда помнить, что каждый человек создан по образу и подобию Бога и, следовательно, мы все одинаково ценны для Него и друг для друга.
Никто не в состоянии создать человека. Вы родились человеком, следовательно, никто не имеет права оценивать или недооценивать вас. Ваша ценность, как человека, не зависит от того, что другие думают о вас. Ваша ценность заключена в том, кем вы являетесь, как Божье творение.
Ценность золотого кольца на моём пальце не определяется вашим мнением о нём. Вы можете сказать, что это кольцо смешное или никудышнее, но это золото. Вы можете считать, что оно пластмассовое, но это золото. Вы можете сказать, что оно старомодное, странной формы, уродливое, но, всё-таки, это золото. То, что вы думаете о нём, не имеет никакого отношения к тому, чем оно является на самом деле.
Права человека, а не гражданские права, делают людей свободными
Согласно гражданскому праву, я могу на законном основании носить на пальце золотое кольцо, несмотря на то, что его ценность является предметом всеобщей дискуссии. Борец за права человека, Мартин Лютер Кинг-младший, был глашатаем свободы, провозгласившим, что каждый человек имеет законное право быть свободным, но самой свободой нужно ещё завладеть. Начиная с 1973 года, моя родина, бывшая колония британской короны, живёт как свободная страна, но только недавно мы начали постигать значение национальной свободы, которая позволяет нам свободно жить, работать, думать. Сначала мы веселились, танцевали, шествовали по улицам в праздничных парадах, как это делали Мариам и сыны Израильские, перейдя через Чёрмное море. Но когда умолкла музыка, мы увидели, что многому ещё должны научиться, чтобы стать действительно свободной нацией. Нужно образование, чтобы занимать ответственные посты. Я имел честь служить некоторое время помощником министра по образованию в правительстве Багам и участвовал в разработке многих образовательных программ.
Предыдущая страница Следующая страница
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира