Пятница, 24.11.2017, 03:02Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
free counters
Мэтью Генри Молодые христиане 2

2. Благоразумный (мудрый).

Вы должны быть осторожными и предусмотрительными, а не своевольными и безрассудными. Благоразумие — это важная часть целомудрия. Вы должны не только рационально думать, но, помыслив таким образом, должны мудро поступать, потому что это будет в ваших же интересах. Поступайте продуманно, смотрите перед собой, смотрите по сторонам, смотрите под ноги и выбирайте свой путь не как глупцы, но как мудрые.

Когда Давид вышел из отчего дома, цель его была: «Буду размышлять о пути непорочном», молитва же: «Когда Ты придешь ко мне?» (Пс. 100:2). И, соответственно, мы видим, что цель его была достигнута и молитва отвечена: «Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь был с ним» (1 Цар. 18:14). Господь будет Сам вести тех, которые управляют собой, но Он справедливо оставит тех, которые любят блуждать, блуждать бесконечно.

Отложите в сторону детские глупости вместе с другими детскими вещами, не думайте и не говорите, как дети, всю свою жизнь. Поддерживайте принципы мудрости, применяйте к себе правила мудрости и будьте водимы этими правилами. Мудрость благоразумного человека — это понимать собственный путь и собственное дело, а не судить других людей. Такая мудрость будет полезной во всех случаях, чтобы указать, какие меры и шаги предпринять.

Молодёжь склонна к самоуверенности и раскованности и поэтому решительна и категорична в ущерб самой себе. Но вы не будьте такими, а позвольте разуму и совести, согласно обязанности занимаемого ими места, обуздывать неистовство аппетита и страсти. Позвольте им исправлять ошибки, брать верх над необдуманными повелениями юмора и прихотей и уменьшить властную и чрезмерную силу этих тиранов.

Как часто Соломон выделяет это для молодого человека, которого он взял на обучение: «Сын мой, будь мудр; мудрость — это главное, поэтому приобретай мудрость, приобретай разум» (Прит. 4:7).

Вы, которые бросаетесь в мир, должны взять своим проводником мудрость, иначе вам грозит опасность разбиться о ту или иную скалу. Она должна быть вашим столпом облачным и огненным, за которым вы должны следовать, проходя через эту пустыню.

    Будьте требовательны к своим суждениям, не утверждайте вещи легкомысленно, полно и безоговорочно. Следите, чтобы ваши решения, являющиеся результатом ваших размышлений, не оказались неправильными. Всегда оставляйте возможность для пересмотра своих мыслей. Не говорите: «Я сделаю то и другое; я решил, что сделаю это, что бы ни было сказано вопреки. Я буду идти по пути сердца моего и делать то, что правильно в моих глазах, чего бы мне это ни стоило». Никогда не делайте ничего, что не направлено мудростью.

Поэтому в любом решающем или трудном случае будьте готовы выслушать совет ваших друзей и полагаться больше на суждение тех, кто имеет больший жизненный опыт, чем на своё собственное мнение. Советуйтесь с теми, кто мудр и добр. Спрашивайте, что бы они сделали, если бы были на вашем месте, и вы увидите, что «при многих советниках благоденствие» (Прит. 11:14). Вы увидите, что часто то действие оказывается наилучшим, которое менее всего происходило от вас самих. А если это действие не окажется таковым, то для вас удовлетворение будет в том, что вы не сделали его без совета и тщательного обдумывания и что вы сделали всё наилучшим образом исходя из того, как представлялось дело вам тогда.

Какая лучшая похвала может быть дана молодому человеку, чем сказать, что он мудр? Или какая худшая оценка, чем сказать, что он упрям? Вы можете увидеть образец первого типа в Соломоне, который называет себя отроком: «Не знаю ни моего выхода, ни входа» (3 Цар. 3:7). И всё же его отец называет его мудрым человеком, который знает, что должен делать. Образец второго типа можно разглядеть в характере непослушного сына, которого должны были побить камнями, против которого выдвигается следующее обвинение: «...непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей» (Втор. 21:18,20). Это глупцы, на которых мало надежды. Они «презирают мудрость и наставление» (Прит. 1:7). Невозможно помочь тому, кто не слушает совета. Будьте мудрыми не только в глазах людей, но на самом деле. Изучайте Писание, потому что через него вы получите больше разума, чем имеют старцы, чем имеют все ваши учителя (Пс. 118:99-100). Делайте ваши выводы на основании удач и неудач других, чтобы вы могли брать пример с тех, кто преуспевает, и учиться предостережению у тех, кто поступает худо. Смотрите на тех и других и извлекайте для себя урок. Но особенно будьте искренни перед Богом в молитве о мудрости, как был Соломон. Его молитва была приятна и принята на небе. «Если же у кого из вас», — в том числе и у молодого человека, — «недостает мудрости», — и он осознаёт, что у него её недостаёт, — «да просит у Бога» (Иак. 1:5). После таких указаний ему даётся ободрение так делать, «ибо Господь дает мудрость» (Прит. 2:6). У Него есть от чего давать. Он даёт с наслаждением и щедростью. Он особенно держит на примете в раздаче этого дара молодых людей, ибо написано: «Дать... юноше знание и рассудительность» (Прит. 1:4).

Поскольку некоторые готовы выслушать совет, но не желают быть укоряемы, нам сказано, что Он даёт без упрёка. Однако этого ободрения как будто недостаточно для нищих у ворот мудрости. Для каждого, кто истинно ищет, есть ещё и ясно выраженное обещание, что он будет искать не напрасно. Это обещание не типа «может быть», но твёрдой уверенности: «И дастся ему» (Иак. 1:5). Для всех истинно верующих Христос есть и сделается «премудростью от Бога» (1 Кор. 1:30).

 

3. Смиренный (скромный).

Вы должны быть смиренными и скромными, а не гордыми и самодовольными. Молодым рекомендуется облечься в смиренномудрие (1 Пет. 5:5), что значит быть целомудренными.

Наблюдение, сделанное мною по короткому знакомству с этим миром, состоит в том, что я видел молодых людей, погубленных гордостью, больше, чем, наверное, любой другой похотью. Поэтому позвольте мне настоять на том предостережении со всей серьёзностью, так как оно высказано более чем с обычной важностью (Рим. 12:3). «По данной мне благодати, всякому из вас говорю...» Что же это за слово, что имеет божественное происхождение и вызывает всеобщее беспокойство? Вот оно: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно».

Будьте сдержанны и скромны во мнениях о себе: о своих внешних и внутренних дарованиях, о своих знаниях и достижениях, обо всех своих поступках и обо всех тех вещах, которые вы называете заслугами и достижениями. Не хвастайтесь ложным даром, которого вы не имеете, и не кичитесь тем даром, который вы имеете. Закрывайте глаза на то, что в вас достойно похвалы, так как большинство людей закрывает глаза на собственные недостатки. Преуменьшайте это в себе, и больше смотрите на то в других людях, что ещё больше достойно похвалы. Пусть красивый не гордится своей красотой, ни остроумный — своим разумом, потому что нет большего унижения для славы, чем когда говорят: «Такой-то миловидный, а такой-то разумный, и они знают об этом». Сияет ли ваше лицо в каком-либо отношении? Будьте, как Моисей, который не знал, что лицо его сияет; и сделайте то же, что сделал Моисей: как только он осознал это, он закрыл лицо покрывалом. Находите больше удовольствия в том, чтобы сказать или сделать достойное похвалы, чем в том, чтобы получать за это похвалу. Ибо «что ты имеешь, чего бы не получил» и из того, что получил, чем ты не злоупотребил? Почему же ты тогда хвалишься? (1 Кор. 4:7).

Постоянно помните о ваших многообразных недостатках. Сколько в вас есть такого, и сколько вами каждый день сказано и сделано того, за что вам должно быть стыдно и за что можно быть униженным. В скольких вещах вы не достигаете уровня других людей, а в намного большем количестве вещей вы не достигаете уровня нормы. Когда вы увидите, сколько ещё не знаете, тогда у вас не найдётся причины гордиться тем, что вы знаете. Не будет причины гордиться и тем хорошим, что вы делаете, если вы увидите, как часто поступаете плохо.

Уделяйте много внимания кротким размышлениям, которые в состоянии уменьшить ваше высокое самомнение. Имейте смиренное чувство вашей постоянной и необходимой зависимости от Христа и Его благодати, без которой вы ничто и скоро можете стать хуже, чем ничто.

Не думайте о себе, что вы слишком мудрые, или слишком хорошие, или слишком взрослые, чтобы быть укоряемыми в том, что плохо, или слишком хорошие, или слишком взрослые, чтобы быть укоряемыми в том, что плохое или научаемыми поступать лучше. Когда вы будете в два или три раза старше, вы всё равно не будете слишком старым, чтобы учиться и возрастать в знании. «Кто думает, что он знает что-нибудь», что он знает всё и не имеет нужды в наставлении, «тот ничего ещё не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8:2). И поэтому тот, кто кажется мудрым — кажется таковым себе или другим — «тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3:18). Пусть он осознаёт свою собственную глупость, чтобы это могло стимулировать его в использовании средств мудрости, и чтобы он был способен принять дар мудрости.

Не будьте уверены в собственном мнении, не будьте самоуверенными и не смотрите с презрением на тех, кто думает не так, как думаете вы. Елиуй является хорошим примером скромности и смирения для людей вашего возраста. Он был скорым на слышание и жаждущим учиться, потому что это — возраст учения: «Я молод летами, а вы старцы... я ожидал слов ваших, — вслушивался в суждения ваши... я пристально смотрел на вас», готовый придать тому, что вы сказали, должное значение, ожидая услышать то, чего раньше не знал. Но Елиуй был медлен на слова: «Я робел, и боялся объявлять вам мое мнение», поэтому «я говорил сам себе: пусть говорят дни» (Иов. 32:6,7,11,12). «Не спешите говорить: «Я считаю так и так». Лучше всего тебе помолчать», — сказал однажды авторитетный богослов новичку, который утверждающе говорил с очень большой уверенностью.

Остерегайтесь думать о себе выше своих дел. Вы, подмастерья, не думайте о себе выше своей работы: смирение сделает ваше ярмо лёгким для вас, а гордым и жестоковыйным ярмо натрёт шею. Вы, которые возвышаетесь, не считайте унижением ограничивать себя своим делом и делать его должным образом — следить за ним своими глазами и прикладывать к нему собственные руки. Не стыдитесь ничего, кроме греха.

Но будет ещё хуже, если вы будете ставить себя выше своей церкви, выше её вероисповедания и ограничений. Как будто это унизительно для вас — бояться греха и быть осторожным в словах и делах. Помните, не может быть большего бесчестия для вас, чем безнравственная жизнь. Некоторые люди считают себя выше духовной практики своей церкви: им унизительно молиться, слушать слово и присоединяться к другим в актах поклонения. На самом же деле самая большая честь, которую вы можете себе оказать, — это воздать честь Богу.

    Эта же ветвь целомудрия пусть также проявится через вашу внешность и ваше поведение. Пусть выражение вашего лица свидетельствует, что вы не самоуверенны и самодовольны, но что вы проявляете скромность в себе и должное уважение ко всем окружающим, а особенно к тем, кто над вами. Не будьте дерзкими в своём поведении, ни вызывающими в одежде.

Если и есть что-либо такое в одеянии или поведении, чем молодые люди могут невинно гордиться, — и окружающие их люди справедливо будут довольны этим, — так это степенность. Когда это является показателем смирения и скромности, которые правят сердцем, вы убедитесь, что «лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Прит. 16:19). Смирение и скромность — наилучшие украшения в глазах Божьих, а также и у всех мудрых людей они имеют большую ценность. «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Прит. 29:23) — смиренные будут поддержаны, подбодрены и подкреплены в этой чести.


4. Воздержанный.

Вы должны сдерживать себя и отказывать себе во многом, не потворствуя своим желаниям. В греческом языке для обозначения воздержания используется то же слово, которое переведено в стихе 2 как «целомудренный». Воздержание, в первую очередь, означает умеренное употребление нищи и питья, в чём нужно иметь скромность и, употребляя которые, надо сохранять свой разум от затемнения и свою мудрость от испорченности. Мы должны хранить сердца от обременения их объедением и пьянством. Мы обычно противопоставляем трезвого человека пьяному или пристрастившемуся к выпивке (алкоголику).

И поэтому позвольте мне предупредить молодых людей, чтобы они опасались греха пьянства. Держитесь на расстоянии от него. Избегайте всякого проявления его и приближения к нему. Оно погубило тысячи и десятки тысяч молодых людей. Оно разрушило их здоровье, принесло им болезни и сразило их в расцвете сил. Как много жалких жертв падает перед этой низменной похотью! Пьянство разорило их имущество и ремесло в самом их начале. Когда время, которое они должны были провести в мастерской или в амбаре, проводится в таверне или пивной, и когда деньги, на которые они должны были купить товар или которыми они должны были выплатить свои долги, выброшены для удовлетворения чрезмерной любви к вину и крепким напиткам, — то не удивительно, что вскоре они разоряются и бегут со своей родины.

Остерегайтесь начала этого греха, потому что путь его — по наклонной вниз. И многие, под видом невинного развлечения, проводя вечер за приятной беседой, увлекаются выпивкой и ведут себя безобразно. Вы должны дрожать при мысли о том, насколько губительны последствия: насколько это делает вас непригодным для служения Богу и для своих дел. Как много есть людей, которые были таким образом одурманены и погрязли в эту дремоту, которая одевает человека в лохмотья. И это ещё не самое страшное: ибо алкоголь затмевает осознание греховности и гасит искры ревностного служения, что побуждает Духа Благодати покинуть вас. Это будет вечная гибель грешника, если он не покается и не оставит этот грех вовремя. Ведь невозможно отменить или опровергнуть, что «пьяницы Царствия Божия не наследуют».

«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше» очаровательно и соблазнительно. Не будьте побеждены его обманчивой прелестью, потому что «впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Прит. 23:31-32). Если бы вы видели дьявола, влагающего вам в руки чашу пьянства, то, я осмелюсь сказать, вы не взяли бы её из его руки. Вы можете быть уверенны, что искушение это исходит от него, и поэтому вы должны опасаться его точно так же, как если бы вы видели всё это своими глазами. Если бы вы видели, как кладут яд в стакан, то вы бы не пили из него. Но если это неугодно Богу и губительно для вашей души, то это ещё хуже яда. Есть в чаше с вином что-то хуже смерти, и это — ад. Так разве вы не откажетесь в таком случае от неё? Мало ли есть разных лучших способов провести свой вечер после тягот дня, чем выпивать, и выпивать без меры?

Мне жаль, что мы не можем убедить вас полностью — как бы того нам хотелось — в непристойности этого: увы, пьянство стало просто модным. Но послушаетесь ли вы или закроете ухо своё, мы всё равно будем настаивать на том, что это грех и что это вред для души, как в этой жизни, так и в вечности. И мы, учитывая всё это, будем умолять вас страхом удерживать себя от этого греха. Ведь это настоящее бесчестье для разумного существа, которое таким образом лишается своего венца и приравнивается к животным. Мы умоляем вас, принимая всё это во внимание, не позорить себя перед Богом и своей собственной совестью. Это такой грех, который особым образом позорен и пагубен для тех, кто исповедует веру. Возможно, вы были хорошо образованы, воспитаны в трезвых семьях, видели примеры трезвости и испытали честь и удовольствие трезвых разговоров, да и сами причислили себя к трезвым людям. Если же вы считаете, что вам будет весело, когда вы избавитесь от всех ограничений трезвого образа жизни и позволите себе вольности пьяницы, — какой это будет для вас позор, какой упадок, какое отпадение от первой любви! И чем всё это закончится? Возможно, вы предали свою верность Господу Иисусу за столом — как же осмеливаетесь вы пить чашу Господню и чашу бесовскую?

Пусть христиане, которые стали для нашего Бога царями и священниками, применят к себе тот урок, который дала Соломону его мать: «Не царям, Лемуил, не царям» — значит и не христианам — «пить вино... чтобы, напившись, они не забыли закона» — не забыли Евангелие (Прит. 31:4-5).

Но это ещё не всё, о чем я хотел бы предупредить вас в этой главе. Молодые люди не должны быть щепетильными и изысканными в своём питании, ни жаждать, чтобы все ощущения были доведены до вершины наслаждения: «Не прельщайся лакомыми яствами его; это — обманчивая пища» (Прит. 23:3). Это правда, что употребление их законно, но также правда и то, что любовь к яствам опасна: потворствовать аппетитам тела зачастую пагубно для души и её истинных интересов.

Своевременно научитесь наслаждаться тем, что разумно и духовно, и тогда ваши уста не будут склонны к тем удовольствиям, которые грубы и присущи только животным. Бойтесь того, чтобы через потворство телу и его похоти вы не скатились постепенно до мрачной репутации тех, которые «более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:4).

Тело создано для того, чтобы быть слугою душе, и обращаться с ним нужно соответствующим образом. Мы должны давать ему так же, как мы должны давать, например, и нашим слугам — давать то, что справедливо и беспристрастно. Пусть у тела будет то, что ему надлежит. Но не позвольте ему доминировать, потому что нет ничего более недопустимого, чем раб, «когда он делается царем» (Прит. 30:22). И не изнеживайте его, потому что «если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном» (Прит. 29:21).

Поэтому будьте мертвыми для чувственных наслаждений, умертвите любовь к легкой жизни и удовольствиям, своевременно научитесь переносить трудности. Приучите себя отказывать себе. Поступая так, вы облегчите себе жизнь и будете лучше переносить как обычные бедствия человеческой жизни, так и страдания ради праведности. Те, которые проявят себя добрыми воинами Иисуса Христа, должны переносить трудности и лишения, должны приучить себя к суровости жизни (2 Тим. 2:3).



Предыдущая страница         Следующая страница












                                                                   ***


Другие сайты автора :  И смех, и не грех

                                          Искусство мира



Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz