5. Кроткий (мирный).
Вы должны быть мягкими и кроткими и не потворствовать своим страстям. Целомудрие включает в себя сдержанность и здравомыслие, которые противопоставлены безумию и насилию. Мы нуждаемся в рассудительности, чтобы ограничивать и сдерживать не только наши чрезмерные страсти к тем вещам, которые приносят приятные ощущения, но и наши незаконные негодования на те вещи, которые неприятны нам. Такое досадное познание добра и зла человечество получило вследствие того, что вкусило запретный плод.
Молодые люди особенно склонны к тому, чтобы быть вспыльчивыми и неистовыми, чтобы негодовать на обиды и стремиться к мести, как Симеон и Левий, чьи гнев и ярость были прокляты (см. Быт. 49:5-7). Их гнев был свиреп, а ярость жестока. Обычно страсть необузданна, потому что гордость не умерщвлена. Молодые люди любят свободу и поэтому не терпят контроля. Они упрямо держатся своего мнения и не могут сносить опровержения, поэтому мгновенно могут вспылить, если им кто-то противоречит. Они считают честью то, что на самом деле является их позором: дать вожжи в руки своим похотям, не беспокоясь о том, в какие непристойности они затянут их, и не обдумывая, насколько опасны могут быть последствия.
Научитесь вовремя обуздывать свой гнев и стараться угасить искры раздражения, чтобы они не попали на сухое дерево. Но если костёр загорелся, то затушите его сразу же, вселив мир в свои собственные души и поставив стражу у двери ваших уст.
И когда вас оскорбляют — или вы так думаете, — не стремитесь украсить остроумием колкий ответ, который возбуждает ярость, но украсьте мудростью и благодатью ответ кроткий, который «отвращает гнев» (Прит. 15:1).
Вы начинаете свой путь в мире и хотели бы, чтобы этот путь был удобен. Ничто не поможет вам в этом больше, чем спокойный дух: «Кроткие наследуют землю». Это было Божье обещание, данное вначале через Давида (Пс. 36:11), а потом и через Сына Давидова (Мф. 5:5). И если у кротких нет изобилия богатств, тем не менее, они будут наслаждаться изобилием мира и покоя. Хорошо управляя своими страстями, вы сделаете себя терпеливыми и снисходительными к окружающим вас. Таким образом будет предотвращено очень много зла как по отношению к другим, так и к вам самим.
Философы этики оценивали себя в основном по тому, какое воздействие оказывали на молодых людей их наставления смягчить свой нрав, научиться управлять своими страстями и держать их под строгим контролем. В придачу ко всем тем доводам, предлагаемым разумом в пользу кротости, христианство добавляет авторитет Бога, сотворившего нас и запрещающего поспешный гнев, приравняв его к убийству. Оно предлагает пример Господа Иисуса Христа, Который искупил нас и призывает нас научиться у Него быть кроткими и смиренными духом. Христианство предлагает утешение Духа, которое направлено на то, чтобы сделать нас приятными для самих себя и других. Оно предлагает нам познание Божьей милости и благодати в Его терпении к нам и прощении нас. Будет ли это божественное небесное установление принято, чтобы искоренить корень горечи, который питает досаду и обиду? Соделает ли наставление нас мирными, скромными и послушливыми, что указывало бы на наличие в нас светлых и благословенных качеств мудрости, сходящей свыше? (Иак. 3:17).
Если вы позволите своим страстям править вами сейчас, пока вы молоды, то есть опасность, что они будут становиться всё более и более сильными и сделают вас пожизненно зависимыми. Но если вы возьмёте над ними власть сейчас, то вы в будущем будете с лёгкостью удерживать эту власть, сохраняя таким образом мир в своём сердце и своём доме. По благодати Божьей даже болезнь или старость не смогут сделать вас раздражительными, не смогут ожесточить ваш нрав или озлобить ваш дух. Поэтому облекитесь наряду с другими украшениями вашей молодости, «как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол. 3:12). Ваш возраст — это возраст любви, поэтому пусть святая любовь будет законом для вас.
6. Непорочный.
Вы должны быть непорочными и сдержанными, а не распутными и осквернёнными. Важно не только понять значение слова «непорочность», но и воплотить его в жизни. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство» (Гал. 5:19), и они также названы юношескими похотями.
От них, во имя Христа, я предостерегаю вас, молодые люди. Ради Господа и ради своей бесценной души убегайте от этих юношеских похотей, страшитесь их так, как бы вы страшились пожирающего огня или губительной болезни. Держитесь от них на расстоянии, воздерживайтесь от всякого проявления этих грехов, «гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию», даже нарядом проститутки. Не жаждите знать эти глубины дьявола, но гордитесь незнанием путей развратной женщины. Смотрите на все искушения нечистотой, как на приходящие от нечистого духа, от того рыкающего льва, который постоянно ходит вокруг, ища поглотить молодых людей.
О, если бы вы своевременно укоренили в себе сильное отвращение и омерзение к этому греху, который не только унижает вас, но более того, направлен против вас! О, если бы вы приняли твёрдое и непреклонное решение в силе благодати Иисуса Христа никогда не осквернять себя им! Помните, что должно быть постоянной заботой неженатых и незамужних: быть святыми телом и духом и этим угождать Господу (1 Кор. 7:34). Остерегайтесь начал этого греха, чтобы дьявол ни в чём не мог перехитрить вас. Чтобы даже самый маленький вор, незаметно залезший в окно, не смог открыть дверь большому вору. Как настоятельно Соломон убеждает своего молодого сына остерегаться приманки, чтобы не попасть в сети к пагубной женщине: «Держи дальше от неё путь твой» (Прит. 5:8). Тот, кто хочет уберечься от зла, должен избегать пути зла. «Не подходи близко к дверям дома ее», но перейди на другую сторону улицы, как бы ты сделал, если бы дом тот был заражён страшной болезнью. Сделай это, чтобы впоследствии ты не стонал, — «когда твоя плоть и твое тело будут истощены», и не говорил: «Зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением?» (Прит. 5:8,11,12).
Ревностно молитесь Богу, чтобы Его благодать хранила вас от этого греха, и чтобы её было достаточно для вас. Молитесь, чтобы искушение никогда не было бы неожиданным, но чтобы вы всегда бодрствовали и были на страже. Молитесь, чтобы грех не овладел вами, застав вас врасплох. Чтобы никогда искушение не было слишком сильным, но чтобы вы были вооружены против него, облекшись во всеоружие Божье, и чтобы оно никогда не пересилило и не победило вас.
Очищайте свои сердца Словом Божьим и освящайтесь Божьей любовью. Ибо, как иначе молодые люди могут очистить свой путь, если не через сохранение себя согласно Слову Божьему? Поддерживайте авторитет совести и всегда сохраняйте её чуткой и неоскорблённой. Заключите завет с вашими глазами, чтобы они не были входом для нечистых желаний. Молитесь молитвой Давида: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты» (Пс. 118:37), чтобы вы не смотрели и не желали.
Скромность — это ограда непорочности, а также и ваше украшение. Поэтому стремитесь придерживаться её. Пусть ваша одежда и ваше поведение будут скромными, таковыми пусть будут и ваши разговоры, невинными и с благоговейным страхом. Пусть будет видно, что вы знаете, как быть приятными и жизнерадостными, при этом не преступая даже самые строгие рамки скромности. И более того, чтобы вы даже не знали, как быть жизнерадостным, если что-то сказано или сделано против правил скромности.
Я бы особенно вменил в обязанность вам, молодым, опасаться, чтобы никакие нечистые и непристойные речи не исходили из ваших уст. Никогда не осмеливайтесь говорить что-либо неприличное. Никогда не наслаждайтесь тем, что вы слышите что-нибудь неприличное. «А блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5:3). Пустословие и смехотворство — это то, «что не прилично вам» (Еф. 5:4). Это очень несообразно с теми, кто исповедует такую чистую и неосквернённую религию, как христианство. Это те «худые сообщества», которые «развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). И, как некоторые считают, это то «праздное слово», за которое, как говорил наш Спаситель, нам придётся дать ответ в день суда.
Подумайте, насколько большим оскорблением для Бога является непотребный разговор. Каким упрёком является он для вас самих и какой вред наносит тем, с кем вы общаетесь. Подумайте о том, как сильно может разгореться одна искра этого адского пламени и за какой грех и нанесённый для души вред в таком случае придётся вам отвечать. Еще: Бог даёт чистые уста тем, которые призывают Его имя (Соф. 3:9).
7. Целеустремлённый.
Вы должны быть степенными и целеустремлёнными, а не ветреными и непостоянными. Обычно мы воспринимаем это как признак целомудрия — разум, который действует уравновешенно и находится в согласии с самим собой — в противоположность блуждающему и странствующему сердцу, сердцу разделённому, которое всегда обнаруживается виновным. Будьте целомудренными, пусть сердце ваше будет твердым в этом (Пс. 107:2). Не будьте как Рувим, который был неустойчив, как вода; такие люди никогда не преуспевают. Определитесь сейчас, в дни вашей юности, изберите сторону Бога и Христа, и серьёзного благочестия. Изберите для себя небо как вашу цель и святость — своим путём. Не колеблитесь больше, не будьте нерешительными, но станьте определёнными. Вы слышали призыв — избрать, кому вы будете служить.
Так не стойте больше, раздумывая, но примите, наконец, решение, которому вы будете следовать, и твёрдо держитесь его: «А мы будем служить Господу». Во что бы то ни стало занимайтесь тем, что является вашим предназначением в этом мире. Что бы это ни было, занимайтесь своим делом. Чем бы вы ни занимались, тщательно и постоянно трудитесь над этим. Не оставляйте своё занятие при всякой незначительной или мелкой причине. Не говорите, что вы устали или надеетесь исправиться, поскольку то же самое изменчивое настроение, которое доставляет вам неудобства на том месте или той работе, где вы находитесь сейчас, вскоре приведёт вас к такому же состоянию и на другом месте.
Научитесь иметь утверждённые мысли, которые бы не колебались. Пусть они не перебегают от одного к другому, как птица в блужданиях, как ласточка в полёте — так они добегут, в конце концов, до края земли с глазами глупца. Но что могут делать ваши руки и над чем может размышлять ваше сердце — если это служит вашей цели — совершайте это и всеми силами размышляйте об этом. Неотступно следуйте этому до тех пор, пока не добьётесь результата. Тогда дело ваше будет сделано продуманно и с пользой. Что бы вы ни делали, заботьтесь о своём деле.
Научитесь определять свои цели и действовать целеустремлённо, потому что «человек с двоящимися мыслями» очень далёк от целомудрия и «не твёрд во всех путях своих». Он поворачивается в ту сторону, в которую дует ветер, и «сомневающийся подобен морской волне» (Иак. 1:6,8).. Поступайте обдуманно, то есть в согласии с самими собой, понимая свой путь и не внимая словам и советам, которые совращают вас с путей ваших. Не будьте «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром», соблазняющимися всякой приманкой (Еф. 4:14), но по уму будьте совершеннолетними. Пусть ваши стопы стоят на твёрдом месте, и тогда ваши сердца будут утверждёнными, непоколебимыми и неизменными.
8. Довольный.
Вы должны быть довольными и покладистыми, а не амбициозными и заносчивыми. Некоторые считают, что это означает привести свои мысли в согласие с уровнем состояния общества и окружающей нас жизни, когда наши мысли слишком возвышенны или отвлечённы. Здравый разум приспосабливается к любому положению в жизни, к любому действию Провидения, чтобы, какие бы изменения ни происходили, сохранить самообладание и радость жизни.
Вы, молодые, должны своевременно научиться смиряться со своей судьбой и мужественно переносить то, что есть.
Поскольку это воля Божья, всё должно быть так, как и есть. И то, что угодно Ему, должно быть угодно и нам, так как Он знает лучше нас, что должно быть сделано и что нам подобает иметь. Пусть это обуздывает все беспокойные, недовольные мысли.
Должно ли всё быть в соответствии с вашим направлением мыслей? Будете ли вы, только недавно появившиеся на свет, контролировать Его, ссориться с Ним или указывать Тому, существование Которого вечно? Это безумие — направлять Божий промысл. Наша мудрость — молча соглашаться с ним. Тот, Который ещё до их начала определил времена, сроки и пределы обитания человека, распорядился, какое у нас будет служение и общественное положение в этом мире, от каких родителей нам родиться и для какой участи, и какими должны быть сложение и способности нашего ума и тела.
В этих отношениях существует между нами большое разнообразие, предопределённое Провидением, хотя все сотворены от одной крови. Некоторые рождаются для богатства и славы, а другие — для нищеты и безызвестности. Некоторые созданы и отмечены Богом, чтобы быть великими и значительными, тогда как другие кажутся обречёнными на все дни жизни своей быть незаметными и иметь низкое социальное положение.
Вы видите многих, которые стоят выше вас и являются важными личностями в этом мире и, может быть, ещё возрастут в этом. В то же самое время вы не имеете никакого веса в обществе. Тем не менее, не завидуйте им и не тревожьтесь о том месте, на которое Божье Провидение поставило вас, но успокойтесь и старайтесь извлечь из этого самое лучшее. Поступайте как те, которые довольны не только в целом — всё то хорошо, что делает Бог в мире, но и в частности — всё то хорошо, что делает Он с вами.
Овладейте своим умом сейчас, пока вы молоды, имейте благоговение перед Божьим Провидением, Его верховной властью, мудростью и благостью. Достигайте своим умом радостного отношения ко всем Его решениям: «Вот я, и пусть Господь поступает со мной и со всеми моими делами так, как Ему угодно». Это произвело бы очень сильное влияние на ведение ваших дел и на спокойствие вашего духа во все ваши дни.
Чего бы вы ни были лишены, и чем бы у вас ни было нарушено наслаждение — примите, что так должно быть. И не потому, что вы не можете ничего изменить. «Это зло, но я вынужден его терпеть»,— это плохое обоснование. Понимая, что это воля Божья, которая является Его мудростью, согласитесь: «Это зло, но оно предназначено для моего блага, и я буду это терпеть».
Пусть ваши ожидания в этом мире будут небольшими, и не обещайте сами себе великих дел в нём. Это Божье повеление: «Не высокомудрствуйте» (Рим. 12:16). Не устремляйте свой взор и своё сердце на высокие вещи, как будто они являются самыми лучшими, и, как будто, они сделают вас счастливыми. «Но последуйте смиренным». Наслаждайтесь общением со смиренными так, как если бы это была компания для принцев и равных им. Или, как гласит подтекст, «довольствуйтесь скудным» — бедной обителью, скудной пищей, убогой одеждой, плохой работой. Это ваша судьба сейчас, и, вместо того, чтобы винить её, благословляйте Бога за неё, за то, что она не наихудшая, и верьте, что она для вас самая подходящая.
Не то, что я хочу, чтобы молодые люди были скаредными или ограниченными в своих целях и стремлениях. Чем бы вы ни занимались, старайтесь в этом быть превосходными и выдающимися. Каким бы вы имуществом ни обладали, будьте усердными, чтобы по Божьему благословению оно могло увеличиться, как у Иова. Хороший человек оставляет честно заработанное наследство детям своих детей. Но я не хочу, чтобы вы были амбициозными. Не старайтесь своими мечтами добавить себе метр достоинства, но пусть оно увеличивается по сантиметрам вместе с умножением целомудрия, потому что только кроткий и справедливый имеет будущность.
Мы обычно говорим о вас, молодых, что вы стремитесь к продвижению вверх. Хотел бы я убедить вас считать это наивысшим положением: быть в высшей степени благочестивым и пригодным для славы Божьей и интересов Его Царства в этом мире. Это лучший способ иметь наилучшую репутацию среди людей, и мудрые люди считают её важным достижением — «доброе имя лучше дорогой масти» (Еккл. 7:1). Стремитесь к успехам и продвижению, но не для того, чтобы ваша жизнь проходила в пышности и лёгкости, но чтобы вы имели больше возможности делать добро, а это и есть истинное продвижение вверх.
Мы обычно говорим о вас, молодых, что сейчас ваше время вершить свою судьбу. Это языческое выражение, потому что не слепая судьба, но всевидящее Провидение управляет нами. Но это ещё не всё, потому что не в вашей власти творить свою участь: Господь судит всякого человека. Каждое создание является тем, кем Он сделал его, и не больше — поэтому вы должны искать Его благосклонности. Посчитайте свою участь самой лучшей, если «Господь является частью вашего наследия и вашей чаши». Тогда говорите: «Межи мои прошли по прекрасным местам» (см. Пс. 15:5-6). Для вас наилучшим является то, что лучше всего для вашей души, и в этом вы должны быть здравомысленны и удовлетворены.
Иаков отправился в путь и собирался найти себе жену. Всё, чего он желал, к чему стремился и, если я могу так сказать, что заложил в брачном контракте, было: хлеб, чтобы питаться; одежда, чтобы одеться; сохранность в пути своём и, в конце концов, вернуться в дом своего отца в мире. Почему же тогда те, которые являются духовным семенем Иакова, те, кто знают и надеются, что они имеют вечные богатства, которые они получат после этой жизни, должны искать большего в этом мире? Пусть молодые люди будут скромными, умеренными и целомудренными в своих желаниях и ожиданиях мирских благ. Пусть они смотрят сквозь них, выше их, за их пределы, на то, что невидимо и вечно.
Предыдущая страница Следующая страница
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира