Секрет времени
Недавно друг сказал мне: «Тайная комната была местом величайшего разочарования и самых сильных атак в моей жизни». Я знаю, что он не одинок. Так как тайная комната хранит ключи к истинному царству победы, враг обрушит свои самые мощные атаки именно на эту область христианской жизни.
Наш враг сделает все, лишь бы мы сократили количество времени, которое мы выделяем тайной комнате с Богом. Он будет отталкивать, отвлекать, изматывать, подстрекать, угнетать, обольщать, утомлять, обманывать, угрожать — делать все, что бы ни потребовалось. Можете быть уверены, когда вы посвятите себя познанию Бога, вам покажется, будто весь ад восстал против вас.
Чтобы раскрыть полный потенциал тайной комнаты, вам потребуется один главный, всеобъемлющий элемент: время. Много времени. Чем больше времени вы отводите Господу, тем более значимыми становятся ваши с Ним отношения. Здесь действует принцип Второго послания к Коринфянам (9:6): «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». Чем больше времени вы сеете в тайную комнату, тем большей наградой вы будете наслаждаться.
На пути к полноте радости тайной комнаты существует порог, который надо пересечь. Пока вы не дойдете до этого момента, то обнаружите, что постоянно тащите себя в тайную комнату, как будто это бремя, а не радость. Но стоит только пересечь его, как тайная комната становится местом наслаждения, которое вы с радостью предпочтете всем другим делам.
Как найти этот порог? Посвятив достаточно времени тайной комнате. Я никогда не считал проведенное там время потраченным зря; а если и так, то я с радостью потрачу его на моего Господа! Даже когда мы чувствуем, что духовно буксуем, каждый вложенный час наполняет чашу. Однажды чаша будет наполнена, и Господь проведет нас через порог в другое измерение наслаждения и близости. Но нам никогда туда не попасть, если мы не вкладываем время.
Другая моя знакомая сказала мне, что испытывает чувство вины за то, что не проводит достаточно времени с Богом. Это весьма широко распространенное чувство, но оно совершенно неправильно. Чувство вины никогда никому не служило мотивом, чтобы проводить больше времени с Богом. На самом деле, оно только разочарует вас и заставит чувствовать себя неудачником. Вина имеет достаточно потенциала, чтобы задуть и тот малый тлеющий огонек, который, может быть, у вас есть.
Вина всегда основана на сатанинской лжи. Сатана хочет, чтобы вы поверили, что должны Богу, потому что вы не выполнили своей дневной нормы проводимого с Ним времени. Он препятствует истине Божьего слова, которая констатирует, что наше принятие Богом не зависит ни от чего, кроме веры в Христа. Бога вовсе не впечатляют наши поступки, но Он глубоко затронут поступками Христа. И когда вы, как ребенок, верите в Христа, запись о Его поступках приписывается вам. Вера в Христа открывает засовы в сердце Отца для вас. Когда вы верите в Его возлюбленного Сына, сердце Отца наполняется признательностью, удовольствием и принятием — совершенно независимо от вашего усердия или отсутствия такового.
Бог — ваш самый лучший болельщик. Небесный Отец постоянно уговаривает вас достигать высот духовной победы. Когда вы игнорируете тайную комнату, Он не разочаровывается в вас, Он разочаровывается за вас. Видя доступные вам духовные богатства, Его сердце обливается кровью, когда вы проходите мимо них. Он хочет, чтобы вы обладали самым лучшим исходящим с неба, а Ему приходится с тоскою наблюдать, как вы сами себя обсчитываете духовно.
Недавно кто-то мне сказал: «Самая ужасная ложь, которую сатана мне подсовывал, это: „Сегодня тебе неплохо бы устроить передышку!"». Некоторые из обманов дьявола настолько глупы, что граничат с нелепостью. Можно подумать, что время, проведенное вне тайной комнаты, — это передышка! Это не передышка, а потеря. Вы пропустили шанс испить из духовного Источника; вы упустили возможность омыться, очиститься и получить обновление в Его присутствии; вы не напитали себя сиянием Божьего слова; вы не успокоили ваше суматошное сердце и не услышали Его драгоценный голос; вы пропустили близкое общение в тайном саду. И как говорят: «Вас ограбили».
Вместо чувства вины, у вас должно быть ощущение, что вас обокрали! Когда обстоятельства или эмоции, превозмогая, приносят урон вашей тайной комнате, это не время для чувства вины, а время для негодования! Пусть влюбленность расцветет в вашем сердце. «О, Господь, я так сильно люблю Тебя; меня огорчает то, что я позволил жизненным заботам вытеснить Тебя. Это должно прекратиться, все должно измениться. Я не могу жить без Тебя. Я возвращаюсь! Мне нужно больше времени с Тобой. Ты — вся моя жизнь, мое дыхание. Как я люблю Тебя, Господи!». А потом соберитесь духовно и расставьте приоритеты по порядку.
Практическое замечание: многие из тех, кто обрел великую радость в личном общении с Богом, обнаружили, что для встречи с Ним необходимо выделять определенную часть дня. Оказалось, что для обретения большей радости и наслаждения, очень важно придерживаться постоянного отрезка времени, потому что это дисциплинирует. Когда мы относимся к тайной комнате, как к спонтанному элементу, впоследствии мы заметим, что не уделяем ей достаточно времени. Используйте все, что вам может помочь, потому что необходимо высвободить как можно больше времени и посвятить его долгим, исполненным любовью размышлениям о красоте и великолепии Иисуса Христа, нашего Господа.
А вот еще один практический совет: увеличивайте количество проведенного с Ним времени медленно и постепенно. Если сейчас вы выделяете десять минут в день, увеличьте их до пятнадцати или двадцати. Постепенное возрастание укрепляет вашу духовную жизнеспособность и стойкость. Однажды у меня была встреча с братом, который хотел посвятить время молитве и изучению вопросов относительно непростой ситуации, с которой он столкнулся в своей жизни. Однако я был поражен, когда после нескольких минут изучения, он сдавался и был вынужден заняться чем-то другим. Его духовная стойкость и жизнеспособность были совершенно не развиты. Даже просто полчаса молитвы и чтения — этого уже было слишком много. У него был так называемый случай «недостатка упорядоченного внимания». Но, несмотря ни на что, это было для него временем возрастания в Боге и развития способности проводить больше времени в тайной комнате.
Здесь нужна тренировка, как в спорте. Ни один атлет после долгих месяцев, проведенных сидя, не сможет с первого раза пробежать марафон. Он знает, что нужно развивать свою выносливость, поэтому каждый день он прибавляет чуть больше до тех пор, пока не достигает желаемого уровня стойкости. Точно так же, вы можете развить свою выносливость до такого состояния, где большое количество проведенного с Богом времени становится наслаждением для вашего сердца.
Когда я размышляю о марафоне, мне приходит на ум Псалом 118:32: «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое». Марафонец должен развивать крепость сердца. По мере того как он заставляет себя бежать более длинные дистанции или увеличивает темп бега, растет способность сердца перекачивать по организму содержащую жизнь кровь. Я попросил Господа расширить мое сердце, чтобы я мог выдержать более сложный темп следования за Ним.
Мы еще не закончили размышлять на эту тему, поэтому переходите к следующей главе, где я хочу поговорить о том, как мы можем спланировать время, чтобы проводить его наедине с Богом.
XVII
Секрет уединения
Ничто не сравнится и не сможет заменить ежедневную, стабильную тайную жизнь с Богом. Молитвенные уединения могут иметь большое значение в нашем духовном возрастании, увеличивая и дополняя наши ежедневные занятия.
Перечислю всего лишь несколько примеров, как мне послужило молитвенное уединение:
• Оно увеличивает интенсивность и настойчивость моего поиска Бога.
• Оно приносит свежесть и обновление моему утомленному духу.
• Оно оттачивает мою чувствительность, чтобы получать откровение от Бога.
• Уединение было для меня временем, когда я получал божественное водительство относительно нестандартных ситуаций.
• Именно в это время Бог открывал сокрытые вещи.
• Оно принесло ясность в Божьи пути и работу,
• Когда я чувствовал, будто «застрял духовно, уединение помогало мне пересечь новый порог в Боге.
Я являюсь ярым сторонником молитвенного уединения, и в этой короткой главе приложу все усилия, чтобы убедить вас в стратегическом значении, которое занимает уединение в нашем возрастании в благодати. Моя цель не только убедить вас, но и мотивировать включить в ваше расписание уединение.
У моего друга, Келли Дженнесса, есть практика планировать ежегодное молитвенное уединение. Он обычно бронирует комнату в христианском центре или гостинице и старается спланировать время так, чтобы он мог провести три полных дня наедине с Богом. Он либо выбирает праздничные выходные, либо отпрашивается в пятницу с работы, чтобы удлинить выходные. Такие уединения стали настолько полезными в его взаимоотношениях с Богом, что он стал полностью от них зависеть. Я наблюдал за многими другими верующими, которые видели его посвящение. Они восхищались плодами в его жизни, но не считали его уединение настолько значимым, чтобы начать такую практику в своей жизни. Меня это огорчало и немало сбивало с толку.
Чтобы уединение было эффективным, оно должно включать четыре элемента: одиночество, отсутствие развлечений, пост и Евангелие.
• Одиночество: совместное уединение полезно в своем роде, но я сейчас говорю о совершенно другом. Останьтесь наедине. Чем тише, тем лучше. Удалитесь от ежедневных жизненных потребностей. Закройтесь в своей комнате или отправьтесь на прогулку в одиночестве. Самое большее — всего лишь один телефонный звонок в день. Встретьтесь лицом к лицу с одиночеством. Вы поймете, что социальное общение заблокировало вашу чувствительность к Богу. Жесткое отделение от всех раздражителей жизненно необходимо, чтобы довести до максимума время вашего уединения.
• Отсутствие развлечений: это значит никакого телевизора, видео, радио, никаких газет, компьютерных игр, журналов и т. д. Отчасти напряженность вашего уединения увеличится, когда вы откажетесь приглушать скуку кем-либо или чем-либо, помимо Бога. В конце концов вы преодолеете порог скуки, но все это послужит к тому, чтобы явить вам истинное состояние вашего сердца.
• Пост: от поста вы извлечете двойную выгоду — он позволит вам не отвлекаться на приготовление и поглощение пищи и придаст энергии духовным поискам через благодать, высвобожденную самоотречением. Чем более строгий пост, тем примечательнее его выгода. Пост на одной воде более напряженный, чем пост на одном соке. На время своих личных уединений я обычно беру пост на одной воде, исключение составляет Вечеря Господня, которую я принимаю один раз в день. (Подсказка: еще до начала такого поста приготовьте себя с мудростью, отказавшись от кофеина; но с собой возьмите Tylenol*, просто на всякий случай).
• Евангелие: пусть ваше уединение будет наполнено размышлением над стихами из Писания, но постарайтесь включить и сделать особое ударение на чтение Евангелия. Читайте слова Иисуса. Пусть Сам Иисус займет центральное место в вашем сердце в течение этих драгоценных моментов. Не забудьте взять с собой блокнот и ручку, потому что Господь собирается вложить в ваше сердце столько, сколько вы уже давно не принимали.
(Tylenol* — лекарство от головной боли, содержащее кофеин).
Возможно, вы будете потрясены тем, как Бог почтит ваше посвящение выкроить трехдневное уединение в вашем забитом расписании, особенно если вы учли вышеперечисленные элементы. Однако пасторам и лидерам, которые имеют привилегию работать на Бога полное время, я рекомендую сделать нечто большее. Пожалуйста, начните с трехдневных уединений, но не останавливайтесь на достигнутом. Я настоятельно рекомендую уединение на семь, а затем на десять или двенадцать дней. А для некоторых даже больше. Вот почем. Возможно, получится так, что первые один или два дня вашего уединения вы будете спать дольше обычного. Это нормально, вам необходим сон для обновления, чтобы слегка проветриться. К концу третьего дня обычно возникает чувство: «Только теперь я начинаю достигать какого-то определенного духовного состояния». И это правда. Я обнаружил, что настоящее состояние иногда даже не приходит вплоть до пятого или шестого дня. Так что тем, у кого есть возможность посвящать большее количество времени ежегодному уединению, я настоятельно рекомендую поэкспериментировать и попробовать провести один на один с Богом семь или более дней.
Меня огорчает осознание того, что многие из вас, прочитав это, не возымеют достаточной веры в сердце, чтобы воплотить все в жизнь. Но я пишу для тех, кто имеет уши, чтобы слышать. Если вы можете принять это, я искренне открываю перед вами один из величайших секретов тайной комнаты. Ваша тайная жизнь может заново разгореться и выйти на новый уровень общения с Богом с помощью стратегического влияния уединения в посте и молитве через запланированные промежутки времени.
Уединение и пост помогли моему духовному выживанию. Именно поэтому я стал их ярым сторонником. Я наткнулся на этот источник благодати совершенно неожиданно и теперь хочу всем моим братьям и сестрам сказать о его огромном потенциале.
Вы никогда такого не делали? Ничего страшного. Просто нырните с головой. У вас есть удивительный учитель — Дух Святой, Который с вами. Он поведет вас в том, что истинно. Вам не нужно, чтобы кто-то из людей учил вас; Дух Сам научит вас и увлечет в такое путешествие, которое будет подходить только вам. Возьмите календарь на год и внесите прямо сейчас в расписание время вашего уединения с Богом в предстоящем году.
XVIII
Секрет ведения дневника
Я аккуратно веду записи в своем духовном дневнике, и все это по одной все объясняющей причине: те, кто хранит полученное от Бога, получают больше. Иисус сказал это следующим образом: «Ибо, кто имеет, тому дано будет...» (Map. 4:25).
Я не доверяю своему разуму, а моя память похожа на решето. Если я не запишу что-либо, то на 99% можно быть уверенным, что я все забуду. Когда Бог открывает мне нечто драгоценное из Своего Слова, я не могу положиться на свою память. Я просто все записываю. Он был так благ ко мне, что просветил меня Своей истиной, а теперь я должен быть аккуратным распорядителем доверенного мне, сохранить сокровище, размышлять над ним и понять, как эта истина может повлиять на образ моей жизни. Единственная причина, почему я веду дневник, крайне проста: я жажду большего! А я знаю: большее не будет мне доверено, если я надлежащим образом не буду обращаться с тем, что Он уже мне дал. Единственный способ возвращаться к тому, что Он дал мне в прошлом, это записывать все в дневник, чтобы я в будущем смог вернуться к записям.
Итак, когда я говорю о дневнике, то не имею в виду личный дневник. Я рассуждаю здесь не о записях типа: «Сегодня ко мне зашла Сюзан. Мы вместе позавтракали, а потом пошли прогуляться». Нет, я говорю о чем-то намного более важном и значимом. Пусть ваш дневник станет местом, где вы в хронологическом порядке фиксируете истины, которые повлияли на ваш дух, когда вы были в тайной комнате. Запишите, когда Бог кормит вас Своей манной. Спустя какое-то время вы сможете просмотреть эти записи вновь. Продолжайте возвращаться к ним до тех пор, пока они не станут образом вашего христианского поведения.
Давайте посмотрим, в каком контексте были сказаны слова Иисуса, приведенные выше.
«И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Map, 4:24,25).
Однажды я читал эти слова во время просмотра футбольного матча по телевизору: «Ибо, кто имеет, тому дано будет». И я применил их к футболу: «Кто принимает то, что было брошено ему, тому снова подадут мяч». Те, кто лучше всех принимают, имеют больше возможностей. Если принимающий пропускает мячи, защитник не будет больше ему подавать. Точно также, если мы бросаем то, что дает нам Бог, Он перестает нам давать.
Фразу, «какой мерою мерите», можно сопоставить с тем, в какой мере наши действия и жизнь соответствуют слову, которое мы слышим. Если мы с великим рвением принимаем Божье Слово в свои сердца, желая быть не только слушателями, но и его исполнителями, тогда Он будет открывать перед нами большие глубины с той же степенью усердия.
Но в этом отрывке также содержится совершенно ясное предупреждение. Если мы пренебрегаем глубинами, которые Бог открывает перед нами, Он заберет из нашей жизни даже то, что мы думали, что имеем. (Тому, кто постоянно упускает мяч, не просто перестают пасовать, его удаляют из игры). Таким образом, дневник становится все более и более важным для меня. Я лично убежден, что не смогу удержать то, что дает мне Бог, если не запишу. Поэтому, если я с верностью не буду записывать, а потом внедрять в свою жизнь данное мне Богом, Он заберет у меня даже то, что я уже приобрел. Значит, ведение дневника — жизненно необходимый элемент для того, чтобы предстать верным в очах Бога.
Я веду дневник, потому что прекрасно осознаю свою ответственность пред Богом. «...И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:48). Так пусть же Бог найдет меня верным во всем, что дал мне!
Более того, я знаю, что сказано в Евангелии от Матфея (13:12) «Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится...». Духовное преумножение не гарантировано всем верующим; оно дается только тем, кто проявляет верность в полученном. Жизнь с избытком во Христе невозможно получить пассивным путем, она приобретается с усилием.
Я хотел бы рассказать немного о моем дневнике. Он хранится в моем компьютере. Он служит мне гораздо лучше, чем бумажный дневник. После того как я набираю текст своих записей, то обычно присваиваю ему определенную категории в соответствии с темой. Таким образом записи в моем дневнике становятся мобильной библиотекой внутри моего «лэптопа», — сведения на многие темы приведены в порядок, и я могу обратиться к ним, когда буду изучать ту или иную тему. Как вы уже наверное догадались, я многому научился из дневника, пока писал эту книгу (впрочем, как и другие книги).
Обет псалмопевца из Псалма 118:16 я сделал моим собственным
стремлением: «...не забываю слова Твоего». Когда Он кормит меня глубинами Своего слова,
я использую все возможные меры и средства, чтобы сохранить эту истину в сердце и
душе. Вот мой секрет: я все записываю, а потом время от времени возвращаюсь к своим
записям.
XIX
Секрет размышления
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис. Н. 1:8).
Что значит «поучаться» или «размышлять о Слове Божьем»? Это значит максимально замедлить темп чтения и пристально рассматривать каждое слово и фразу в поисках более глубокого и полного понимания. Именно через молитвенное размышление мы раскрываем скрытые сокровища Божьего слова, которое подобно горной цепи до предела набитой огромным количеством драгоценных вкраплений и золотых жил. А секретная комната — это время нашего копания. Когда мы погружаемся глубже и глубже, обдумывая каждое слово, рассматривая фразы с разных точек зрения, то раскрываем различные залежи богатств понимания. Я всегда допускаю, что каждый стих имеет больше значения чем то, что я обнаружил. Размышление — это искусство максимального извлечения из каждого маленького слова.
Написанное Слово Бога явлено Живым Словом через силу Святого Духа: «...из уст Его — знание и разум» (Прит. 2:6). Источник просветления — это Его уста. Он должен проговорить к нам. Поэтому, когда мы размышляем над Его Словом, то приходим в Духе и взываем всем сердцем: «Господь, поговори со мной!». Мы понимаем, что без Его помощи мы никогда не сможем открыть богатства Его величественного слова.
Каждое слово Писания может придать силы неподдельному любопытству. В Псалме 76:7 заметна целеустремленность такого исследования: «…беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает». По мере размышления над Словом наш дух «тщательно ищет» новых откровений.
В Писании сокрыта намного большая глубина, чем мы замечаем на первый взгляд. Некоторые истины невозможно найти, пока не сядешь и не проведешь время, уставившись в текст, внимательно исследуя его содержимое и вложенный в него скрытый смысл. Иногда явные противоречия содержат самые великие истины. Некоторые из них имеют больше одного применения. На самом деле они содержат залежи истины, которые раскрываются подобно луковице, когда ее чистишь.
Один из самых лучших способов размышлять над Божьим Словом, — это задавать вопросы по тексту. Вот некоторые из наиболее часто задаваемых вопросов: кто является автором отрывка, и к кому он обращается? О чем говорится в стихе и почему? Что это означает? Содержит ли стих какой-то духовный принцип или закон? Как данную истину можно применить к моей жизни?
Со временем вы разработаете свой собственный перечень вопросов к тексту. Одним из самых важных вопросов по стиху, который мне приходилось задавать, был: «Почему Дух Святой передал послание именно такими словами?». Я задаюсь вопросом, почему были использованы определенные фразы, а другие слова включены не были. Когда мне кажется, что предложение или фраза не добавляют никакого явного смысла в отрывок, я начинаю рассматривать ее и размышлять, для чего Дух Святой включил ее. Мое любопытство еще более возрастает, когда стих выглядит намеренно искаженным или загадочным. А если стих кажется совершенно очевидным, я начинаю подозревать, что в нем сокрыты глубины истины, которые я могу очень легко пропустить.
Вот еще перечень некоторых вопросов, которые вы можете использовать во время размышления.
• Контекст:
Почти всегда для лучшего понимания фразы или стиха полезно внимательно прочитать предшествующие и последующие стихи. Какие события разворачиваются в предыдущих стихах, и каким фоном они служат для данного отрывка? Вносят ли последующие стихи больше ясности и понимания?
• Значения слов:
Некоторые слова на языках оригиналов Библии, иврите и греческом, имеют более одного значения. Какими оттенками значений обладают важные слова данного стиха? Дают ли другие переводы Библии альтернативные варианты? Могут ли сопутствующие материалы такие, как Библейский словарь открыть более глубокое понимание?
• Ссылки:
Симфония чрезвычайно полезна во время размышлений для рассмотрения других стихов, содержащих такие же слова, фразы или идеи, взятые из текста. Некоторые Библии уже включают в себя ссылки на параллельные места, которые отображены в вертикальных колонках или внизу. Где еще это слово появляется в Библии, и может ли другой стих пролить чуть больше света на наш текст?
• Повторения:
Какие слова требуют дополнительного размышления по причине того, что они часто встречаются? Если я поищу повторяющиеся слова или мысли, смогу ли я найти истину, на которую Писание, возможно, обращает мое внимание?
• Символика:
Какие метафоры были использованы? Что представляет собой данный образ? Заключены ли в имеющихся в тексте символах более глубокие духовные реалии?
Тот, кто размышляет над Божьим Словом, будет медленно видоизменять свой внутренний источник, из которого проистекает его душа. Иисус сказал: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук, 6:45). По причине греховной природы каждый из нас имеет в себе «злое сокровище». Но, размышляя над словом, мы вкладываем в себя «доброе сокровище». Единственный способ усвоить доброе сокровище — это усердно собирать его путем размышлений в тайной комнате. Доброе замещает злое. Добрые вложения, которые мы впитали, будут проявляться в новой речи и новом поведении. Иными словами, мы будем более походить на Христа.
Если вы только однажды соприкоснетесь с наслаждением, которое приносят размышления над Словом Божьим, вы не сможете остановиться. Тайная комната станет вашим любимым местом и даже более любимым, чем собрание святых, потому что именно здесь Иисус питает вас лично. В церкви вы получаете откровения, которые были уже переработаны другим человеком. Но самые сладкие кусочки, однако, — это те, которые Иисус дает напрямую в ваше собственное сердце. Когда Дух Святой подводит слово под ваши жизненные обстоятельства, укрепляющая сила Его персонифицированного слова способна провести вас сквозь великие испытания. Это настоящий источник жизни!
В Притчах (16:26) показано, как Бог притягивает нас к Своему слову: «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его». Господь начинает с того, что кормит вас Своим Словом. Его Слово насыщает ваш аппетит, как ничто другое. Но оно также разжигает в вас неудержимую жажду получить еще. Если вы однажды испытали, как сладок Господь, то погибли для жизни. Вы будете жаждать еще! И вы будете делать все возможное, чтобы получать слова из Его уст. Ваш голод дает о себе знать, и вы понимаете, что только одно может его удовлетворить. В место размышлений вас влечет ваш собственный голод. Пребывать с Иисусом в тайной комнате, созерцать Его в Слове становится вашим самым любимым занятием в жизни.
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира