7. Если невозрождённое сознание является источником, побуждающим исполнять обязанности, почему этот источник вначале бежит быстро, затем ослабевает и, в конце концов, высыхает? Но, если обновлённое сознание и освящённое сердце являются этим источником, тогда он никогда не иссохнет. Он всегда будет бежать — от начала и до конца, и в конце будет бежать быстрее, чем в начале: «Знаю твои дела и то, что последние дела твои больше первых». Праведный будет держаться своего пути, и тот, кто имеет чистые руки, будет становиться всё сильнее и сильнее.
ВОПРОС. Но вы скажете: «Почему же тот человек, который исполняет обязанности, руководствуясь невозрождённым сознанием, ослабевает и теряет силы больше, чем тот, кто исполняет их, руководствуясь обновлённым сознанием?»
ОТВЕТ. Причина состоит в том, что в первом случае действие произрастает из ошибочного, разлагающегося корня. Этим корнем является человеческое естество. Человеческое естество — это увядающий корень, поэтому все его плоды увядают. Но обязанности, исполненные как результат обновлённого сознания, являются плодами, растущими на прочном и вечном корне, Иисусе Христе. Дары имеют свои корни в человеческом естестве, но благодать укоренена во Христе. И поэтому самая слабая благодать переживет самые великие дары — в этом корне есть жизнь, а в первом её нет. Дары и благодать отличаются друг от друга, как отличается кожа на туфлях и человеческая кожа на ступне. Возьмите пару туфель, которые имеют самую толстую подошву: если вы походите в них долго, кожа сносится, и в скором времени нога будет касаться земли. Однако человек может проходить босиком всю свою жизнь, и кожа его стоп не сносится. Почему же кожа на ступне не снашивается, как подошва туфель, ведь кожа туфель толще, чем кожа человека? Причина состоит в том, что в одном случае присутствует жизнь, а в другом — нет. Жизнь присутствует в коже ступни, и поэтому она выдерживает всё и становится толще и толще, грубее и грубее; но в подошве туфель нет жизни, поэтому она снашивается и становится тоньше и тоньше. Так происходит с дарами и с благодатью.
Итак, если я «увядаю», истощаюсь и устаю от исповедания и, наконец, отпадаю; если начинаю по Духу и заканчиваю по плоти, тогда всё, что я делал, основывалось на невозрождённом сознании. Если я расту и укрепляюсь, если упорно достигаю конца и мои последние дела больше первых, тогда я действую, исходя из обновлённого сознания.
Таким образом, в семи пунктах я ответил на вопрос: «Если сознание может пройти так далеко, может побудить человека исполнять обязанности, тогда в чём заключается разница между невозрождённым сознанием лицемеров и грешников и обновлённым сознанием верующих?»
Первый ответ на наш основной вопрос: «Почему многие проходят так далеко и всё же являются почти христианами?» — потому что отвечают на зов собственного сознания.
Второе, потому что это исходит от силы Слова, под влиянием которой они находятся. Хотя Слово не действует одинаково результативно на всех, всё же, оно обладает великой силой над сердцами грешников: преобразовывает их, но не обновляет.
1. Слово имеет различающую, открывающую силу. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов», и различает помышления и намерения сердечные. Это зеркало, в котором каждый может видеть, каков он. Как солнечный свет обнаруживает самые маленькие пылинки, так свет Слова, сияющий в сознании, обнаруживает самые маленькие грехи.
2. Слово имеет силу закона. Оно даёт закон душе и сдерживает сознание. Поэтому его часто так и называют в Писании: «Закон». «Ибо закон Твой - утешение моё» ; «Обращайтесь к закону и откровению». Здесь говорится о всём Слове Божьем. Оно называется законом из-за его сдерживающей силы по отношению к сознанию.
3. Слово имеет власть судить. «Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Приговор, который Бог вынесет грешникам в конце, — это не что иное, как тот приговор, который Слово выносит им здесь. Суд Божий — это не просто определённый день, в который Бог вынесет какой-либо новый приговор, но это день, в который Бог торжественно, во всеуслышание утвердит свой приговор, вынесенный душам служением Слова уже здесь. Это ясно видно в Матфея 18:18: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Человек, приводя своё сердце к Слову и испытывая его им, может узнать, какой приговор Бог вынесет его душе в последний день; ибо каков приговор Слова сейчас, таков будет и Божий приговор для него в последний день.
Слово имеет также рождающую (имеется в виду способность Слова рождать христиан (прим. перев.)) и спасающую силу. Последняя оказывает своё действие только на некоторых. Первая, более обширная сила, имеет большую обусловленность исповеданием благочестия, даже среди тех, кто не имеет благодати.
Если на человека действует вся тройственная сила закона: различающая сила, которая судит, если сердце человека подвергнуто исследованию и открыто, сознание сдерживаемо и трепещет, а греховное положение осуждено и приговорено, тогда такой человек может принять решение в пользу новой жизни и обратиться к великому исповеданию религии.
Третье. Человек может пройти далеко в исповедании из-за любви к славе, желая получить признание в мире. Как сказано о фарисеях, они «любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми», многие придерживаются принципа Макиавелли: следует только внешне показывать добродетель, ибо использование её на практике хлопотно, но заслуги в ней помогают. Джером в своём послании к Юлиану называет таких людей «низменными рабами обычной славы». Многие люди исповедуют Христа ради личной выгоды, их сознание не возрождено; они религиозны ради собственных похотей, а не ради Христа, таким образом заставляя Божье течение поворачивать дьявольскую мельницу.
Четвёртое. Это происходит из-за желания спастись. Во всех людях присутствует желание спастись. Инстинкт самосохранения присущ любому живому существу. «Кто покажет нам благо?» Это язык природы, ищущей счастья для себя.
Многие люди, чтобы спастись, выполняют много обязанностей. Так же поступал юноша: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Он прошёл далеко и сделал много, исполняя заповеди, - и всё из-за желания спастись. Итак, если соединить всё сказанное вместе, получим ответ на ВОПРОС.
Зов сознания, сила Слова, личная выгода и желание спастись могут способствовать тому, что человек пройдёт достаточно далеко, но будет почти христианином.
Вопрос 4
Как может быть так, что люди являются только почти христианами, если они прошли так много? В чём причина?
ОТВЕТ. Я могу по-разному ответить на этот вопрос, но приведу только две причины, которые считаю наиболее существенными.
Первая — из-за недостатка правильного и крепкого убеждения. Если человек не обличён в грехе, и его сердце по-настоящему не сокрушено, то каким бы ни было его исповедание, всё же, он наверняка потерпит неудачу. Не всякое обличение является основательным; существует так называемое естественное или рациональное, которое не исходит от могущественной работы Духа Божьего.
Рациональное обличение является результатом работы невозрождённого сознания. В этом случае обвинение выносится на основе «природного света» (Откровение, данное человеку от
сотворения; это совокупность знаний и совести — не сверхъестественное
откровение Священного Писания и Духа Святого (прим. ред.)) с помощью тех общих принципов мышления, которые присущи всем людям. О таком обличении мы читаем в Римлянам 2:14-15. Там говорится о язычниках, которые, хотя и не имели закона, имели сознание, которое свидетельствовало, обвиняло или оправдывало. Они не имели света Писания, но были обличаемы «природным светом». Итак, с помощью света Евангелия обличение может быть усилено, но сердце не будет обновлено.
Существует также и обличение Духа, и это уже работа Божьего Духа над сердцем грешника; Слова, с помощью которого вина и мерзость греха полностью обнаруживаются, а горе и нищета невозрождённого состояния чётко укладывается в сознании — к страху и ужасу грешника, когда он пребывает в том состоянии. Такое обличение является основательной и крепкой работой. Многие обличены — но это не всегда обличение Духа.
ВОПРОС. Теперь вы скажете: «Предположим, я переживаю обличения, но как мне узнать, это обличения невозрождённого сознания или результат работы Духа Божьего?»
ОТВЕТ. Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось бы слишком далеко уйти в сторону, поэтому в пяти основных пунктах я изложу самую значительную разницу между первым и вторым видами обличений.
1. Невозрождённое сознание достигает, главным образом, открытых и постыдных грехов, грехов, явно направленных против «света природы», ибо обличение невозрождённого сознания не может достичь дальше, чем «природный свет». Но обличение Духа достигает самых сокровенных, внутренних и неразличимых грехов, таких как лицемерие, формализм, равнодушие, безразличие, жестокосердие и так далее.
Обратите внимание, обеспокоены ли вы внутренними тайными грехами так же, как и внешними, и касается ли ваша обеспокоенность как открытых грехов, так и внутренних тайных похотей. И, если так, тогда это, конечно же, признак работы Духа, потому что такое беспокойство несёт в себе непосредственную связь со святостью Бога, Кого единственного оскорбляют эти грехи, так как никто другой не может видеть их.
2. Обличения невозрождённого сознания связаны только с внешней стороной, с жизнью человека, но не с его внутренним состоянием и положением; с грехами, действующими в нас, а не с первородными. Но обличение Духа достигает всех грехов - грехов сердца, так же как и грехов жизни; грехов нашей природы, так же как и грехов практики; грехов, которые рождаются в нас, так же как грехов, которые совершаются нами. Там, где Дух Божий начинает работать усиленно в душе, Он держит зеркало закона перед глазами грешника, открывает его глаза, чтобы он посмотрел в зеркало и увидел всё уродство и мерзость в своём сердце и природе.
Апостол Павел сказал; «Но я не иначе узнал грех, как посредством закона». Как может быть так, что апостол не познал грех через закон, когда «свет природы» открывает грех? О язычниках сказано, что, не имея закона, они были законом для себя. Поэтому этот грех, о котором говорит апостол, не должен пониматься как грех действительный, но как грех первородный. «Я бы не знал о загрязнении человеческой природы, о фонтане греха, который внутри неё, если бы не закон». И действительно, к такому открытию невозрождённое сознание не может прийти.
Истинно, философ мог сказать, что «похоть — первый и главный из всех грехов». Но я не думаю, что он имел в виду первородный грех. В первую очередь он говорил о неумеренности аппетита и желаний; ибо самые мудрые философы не имели представления о первородном грехе. Послушайте Сенеку: «Грех не рождается с вами, но приносится в жизнь сразу после рождения».
Квинтилиан сказал: «Гораздо прекраснее то, что люди грешат, чем если бы все люди жили честно; ибо грех так сильно противоречит природе человека». Насколько слепы они были в этом вопросе! Таким был и Павел, пока Дух Божий не открыл это ему через Слово. И действительно, такое откровение может сделать только Дух. Именно Он заставляет грешника увидеть всё уродство и мерзость, которые находятся внутри него. Именно Он снимает лохмотья с грешника и открывает ему всю его наготу и жалкое состояние. Именно Он показывает нам слепоту нашего разума, упрямство нашей воли, беспорядочность желаний, увядание сознания, греховную болезнь нашего сердца и грех нашей природы — и во всём этом безрассудство нашего состояния.
3. Обличения невозрождённого сознания больше показывают душе зло, которое приходит через грех, чем зло, которое находится в самом грехе. Поэтому, когда душа находится под воздействием такого обличения, она больше обеспокоена ужасом ада, гневом и погибелью, которые ожидают её, чем подлой и отвратительной природой греха. Но обличение Духа ведёт душу к более глубокому осознанию того зла, что находится в грехе, чем зла, которое приходит через грех. Оскорбление, нанесённое Богу тем, что человек поступает против Его воли; раны, которые в сердце Христа; печаль, которую испытывает Дух Святой, — это ранит душу больше, чем тысяча адов.
4. Обличение невозрождённого сознания не длительно; оно быстро проходит. Это подобно небольшому порезу на коже, который немного кровоточит и нарывает, но вскоре рана заживает, и через несколько дней не видно ничего, кроме небольшого шрама. Но обличения Духа длительны; они не проходят. Они пребывают в душе до тех пор, пока не достигнут конечной цели, то есть изменения грешника.
Обличения Духа подобны глубокой ране в теле, которая доходит до кости. Кажется даже, что она угрожает жизни пациента. Излечивается рана только с помощью большого мастерства. В конечном итоге остаётся шрам, так что пациент, когда выздоровеет, может сказать: «Вот знак от моей раны, который никогда не исчезнет». Так же и душа, находясь под воздействием обличения Духа, страдает от глубокой раны и может быть исцелена только благодаря великому мастерству Небесного Доктора. После исцеления в душе останутся знаки, которые никогда не исчезнут. Человек может сказать: «Вот, отметины и знаки от обличений всё ещё живут в моей душе».
5. Обличения невозрождённого сознания делают душу боязливой по отношению к Богу. Вина производит страх, а страх ведёт к отпадению от Бога. Так было с Адамом: когда он увидел свою наготу, он убежал и спрятался от Господа. Но обличения Духа не отдаляют душу от Бога, но приближают к Нему. Ефрем был обличаем Духом, и он взывал к Богу: «Обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой». Иерем.31:18 Итак, вы видите, что существует великая разница между обличением и обращением; между тем, что не является возрождением, и тем, что духовно; между тем, что обычно, и тем, что спасает. Это значит, что хотя человек никогда не имел много от первого (то есть обличения), всё же, когда он не имеет последнего (то есть обращения), он только почти христианин. Поэтому у нас есть веская причина больше интересоваться обличениями Духа.
Обличение Духа является существенной частью здорового обращеиия. Обращение начинается здесь. Истинное обращение начинается с обличения, и истинные обличения заканчиваются обращением. Пока грешник не будет обличён во грехе, он никогда не сможет отвратиться от греха. Суть Пришествия Христа как Спасителя заключалась в том, что Он должен был умереть за грешников, а цель сошествия Духа Святого заключалась в том, чтобы убедить нас как грешников, что мы можем соприкоснуться с Христом как Спасителем. Пока грех не будет основательно открыт нам, интерес к Крови Христа не может возникнуть в нас. Более того, до тех пор, пока грех не будет выявлен, мы не будем искать Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные».
Слабые обличения невозрождённого сознания, когда это только неглубокий порез кожи, во многом являются причиной лицемерия. Слабые обличения могут привести душу к тому, что она только «обнимет» Христа и тут же отпустит, не перейдёт к близким взаимоотношениям с Христом. Это личина лицемера. Я не знаю никакого другого источника возникновения лицемерия, как только слабые обличения; они заполнили церковь лицемерием. Более того, это не только источник лицемерия, но также и источник отступничества. Почему было сказано, что семя засохнет? Это было сказано потому, что оно не углубилось в землю. Там, где обличения основательны, там есть «глубина земли» в сердце, и там семя Слова растёт. Где обличения слабы, там семя высыхает из-за недостатка глубины. Итак, на этом одном примере вы можете ясно увидеть, почему так много людей являются только почти христианами, хотя они прошли так много. Вся причина в недостатке основательного обличения.
Вторая причина в том, что это тесно связано с вышесказанным об обличении; недостаток тщательной работы благодати в сердце в самом начале. Там, где этого нет, всё дальнейшее исповедание человека ни к чему не приведёт. Школьник никогда не научится читать хорошо, что будет отражаться и на его грамматике, пока не пройдёт букварь. Ткань, которая плохо выделана на ткацком станке, никогда не будет носиться долго и хорошо. Она долго не послужит. Христианин, который плохо «выделан на ткацком станке», который не прошёл через тщательную работу благодати в своём сердце, никогда не будет хорошим христианином. Попав под поток воды, он «сожмётся», не сможет прилежно служить Богу. Не подрезание заставит плохое дерево приносить хорошие плоды: дерево должно быть приведено в порядок до того, как появятся плоды, чтобы они — эти плоды — были хорошими.
Тот, кто берётся за исповедание религии с несокрушённым сердцем, никогда не сможет служить Христу всем сердцем. Если в человеческом сердце нет истинного изменения, а человек всё же идёт дальше и делает много на путях Божьих, будьте уверены, что он умрёт либо лицемером, либо отступником.
Тому примером сама природа: если человек не рождён здоровым, но кривым и уродливым, он будет кривым, пока живёт. Вы можете поддерживать его или подогнать его одежду, чтобы скрыть недостаток, но скрюченность и уродство останутся, несмотря ни на что. Вы можете прятать уродство, но вы не можете устранить его, вылечить. Так же и в этом случае. Если человек приходит к исповеданию религии, но он не рождён свыше, не рождён от Бога и Духа; если нет тщательной работы благодати в его сердце, исповедание религии не поможет ему. Он может продолжать исполнять обязанности, но в итоге окажется только лицемером, из-за недостатка тщательной работы в начале. Вид благочестия может прикрыть его скрюченность, но никогда не излечит болезнь. Человек никогда не сможет стать истинным христианином, не будет принятым Богом без тщательной работы благодати, — как бы ревностно он ни исповедовал религию.
Бог принимает такое сердце, которому знакомо чувство ответственности в отношении обязанностей, исполняемых им. Дух и желания внутри человека должны быть пропорциональны его внешнему исповеданию. Молитва без веры, послушание данному закону без страха и святого благоговения перед Законодателем противны Богу. Внутреннее поклонение должно соответствовать внешнему. Итак, там, где нет благодати, действующей в сердце, там не может быть никакой пропорции, ответственности по отношению к исполняемым обязанностям.
Бог принимает то, что выполняется искренне. Бог не считает наши обязанности и не оценивает нас согласно частоте исполнения нами обязанностей. Его критерий — искренность нашего сердца при их выполнении. Именно она посвящает и исполнителя, и саму обязанность. С искренностью Бог принимает и самое незначительное, что мы делаем; без искренности Он отвергает и самое большое, что мы можем сделать. «Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути». Апостол использует отличный эпитет во Втором послании к Коринфянам 1:12: «богоугодная искренность». Такая искренность является результатом Его особой работы над душой. Эта работа располагает сердце к честности и справедливости перед Ним во всех путях. Это венец всякой благодати и одобрение всех наших обязанностей. Из-за недостатка искренности в сердце пред Богом, тысячи погибают и отправляются в ад, выполняя при этом множество обязанностей.
Итак, там, где нет изменения состояния, то есть работы благодати в сердце, там не может быть искренности пред Богом. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено», то есть далеко от искренности. Испорченные вещи сильно отличаются от того, какими они были, будучи новыми.
«Бог сотворил человека правым» (Екклесиаста 7:29). Но человек потерял это качество, стал более не похожим на себя. Никакое другое создание, которое ниже его, не изменилось до такой степени. Поэтому невозможно найти искренность в какой-либо душе, пока благодать не произведёт работу Духом Божьим. До тех пор человек является только почти христианином, хотя он уже исполнил всё.
Предыдущая страница Следующая страница
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира