Сокрушение барьеров
Единство достигается терпимостью. Библия даёт нам привилегию терпимо относиться к тому, кто отличается от нас - мнением, культурой, традициями. Один из журналистов, писавших о пробуждении на улице Азуса, заметил: "Границы между цветами кожи размыты здесь цветом Его крови".
Терпимость - это не компромисс. Вебстеровский толковый словарь определяет "компромисс" как "улаживание разногласий посредством третейского суда или достигнутого консенсуса", а "терпимость" - как "симпатию или приятие по отношению к верованиям или поведению, отличающимся от чьих-либо или противоречащим чьим-либо верованиям и поведению".
Апостол Павел учит нас терпимости к различным мнениям во имя общей святой цели благовествования. Однако он не терпит никакого компромисса там, где речь идёт об основах вероучения или библейских нормах поведения. В 1-ом Послании к Коринфянам Павел пишет:
"Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобресть чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его" (1 Коринфянам 9:20 - 23).
Павел ясно даёт нам понять: наше место - посреди всех ветров. "Кротость ваша да будет известна всем человекам" (Филип. 4:5).
Когда мы несём Евангелие по всему миру, то должны быть открыты навстречу всем ветрам и всем культурам. Но мы не должны становиться каннибалами, чтобы приобресть каннибалов Южной Америки, или охотниками за черепами, чтоб приобресть некоторые острова Юго-Восточной Азии.
И в самом Теле Христовом тоже могут быть различия: различия мнений, различия культур, различия толкований. И это будет подлинное единство - единство в многообразии, коль скоро мы научимся быть, как Павел, "всем для всех". Как часто мы цепляемся за наши личные мнения, наши собственные узкие толкования, жертвуя при этом единством в Теле. Самомнение разрушает библейское единство; самоотречение его создаёт. Божье спасение важнее вашего мнения.
Мы часто цитируем то место Писания, что велит нам "отдавать всякому должное: …кому честь, честь" (Рим. 13:7), особенно когда мы чествуем друг друга за какие-то достижения или по случаю юбилея. Но этот библейский принцип слишком важен, чтоб ограничивать его применение торжественными случаями. Стремление к единству приводит нас к тому, что мы охотно поступаемся собственной честью, славой, правотой тем, с чьими убеждениями и верованиями мы не вполне согласны, - и приветствуем их в своих рядах так же восторженно, как и тех, с кем согласны почти во всём. Не идя на компромисс, не поступаясь духом библейского учения, вы вполне можете быть терпимы к тем, кто в рамках этого учения имеет верования и убеждения, отличные от ваших.
Лоно единства
Истинное единство во Христе выше деноминоционных барьеров и личных пристрастий. Мы должны научиться дружить с нашими братьями на основе тех 90%, в которых мы согласны, вместо того, чтобы спорить на основе тех 10%, по которым расходимся.
Единство не означает полной бесконфликтности. "Мирись с соперником твоим…", - говорится в Евангелии от Матфея (5:25). Есть времена, когда Бог отказывается принимать ту или иную сторону. Быть гибким и в бескомпромиссности - значит нести Телу единство, а не разделение. Зрелость во Христе часто достигается согласием. Прежде, чем единство будет рождено в наших действиях, оно должно зародиться в лоне наших сердец.
"И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями", - говорит Павел (Еф. 4:11). В каком-то смысле здесь уже содержится зародыш конфликта. Пастырь будет рассматривать все события с пастырским сердцем и в пастырской перспективе. Учитель будет стремиться поучать и образовывать. Пророк захочет больше думать не о том, что есть, а о том, что может быть. Но библейское единство приходит тогда, когда мы соглашаемся, что наша сила - в наших различиях, и становимся собранным, целеустремлённым, но не единообразным Телом Христовым. Расовые различия могут служить наглядным образом такого единства: ведь представители различных рас отличаются не только цветом кожи, но и столь противоположны по культуре, по исходным традициям. Но кровь Иисуса соединяет всех без национальных и расовых отличий: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28).
Вожди Церкви чаще всего несут всю полноту ответственности за её разъединение, ибо именно они позволяют "обожествлять" различие мнений. Но если мы истинно Божий народ, осуществляющий Божий замысел, мы можем достичь всех людей этого мира Евангелием - но лишь тогда, когда станем поистине ОДНО во Христе. Все силы ада не смогут нас победить, когда мы вооружимся тем смирением, что нераздельно свяжет нас друг с другом и сделает просто неспособными "соблазниться о Нём". "И блажен, кто не соблазнится о Мне" (Лук. 7:23).
Если Бог не позволил расовых споров сестре Моисеевой, почему мы думаем, что Он позволит их сегодня? То, что Он считал недопустимым вчера, Он не допустит и сегодня. Но сегодня нет сообщества, более разделённого всевозможными барьерами (по крайней мере в Америке), чем церковь, собравшаяся на своё воскресное служение. И в самой глубине моего сердца я не вижу иной возможности пробуждения, как только в безраздельном единстве под водительством Духа. Однажды наступит день, когда не останется ни одного разделяющего нас барьера, и тогда воссияет пробуждение!
О Господь, сокруши все барьеры, разделяющие нас. Вот так, как Ты разорвал завесу в Храме, отделявшую Твоих детей от Тебя, сокруши стены, отделяющие Твоих детей друг от друга.
Глава 8. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ СИЛА ЕДИНСТВА
Что говорит Господь о единстве и Его силе
Отступили воды потопа. Бог благословил сыновьями сынов Ноя, и началось новое заселение земли. И, как говорит об этом Библия, "на всей земле был один язык и одно наречие" (Быт. 11:1). После потопа сыновья Хама, Сима и Иафета расселились по всему лицу земли, "и от них населилась вся земля" (Быт. 9:18-19). И вся человеческая семья жила в единстве и говорила на одном языке. И вот, "двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там… И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли" (Быт. 11:2, 4).
Мы уже упоминали Вавилонскую башню, но теперь давайте присмотримся к этой истории внимательнее. Как показывают исторические и археологические исследования, эта башня скорей всего была выстроена в форме зиккурата, как тогда обычно строились храмы. Зиккурат выглядит как пирамида со ступенями по бокам. Такие сооружения достигали более 100 метров в высоту и столько же в ширину. Это было главное сооружение в каждом городе. Но вся беда была в том, что такие сооружения воздвигались не во имя Божье, а во имя человеческое - чтоб "сделать себе имя". Как я уже говорил, Вавилонская башня была построена из кирпича. Кирпич - материал, сделанный руками человека. Но Бог строит объединённое Царство Своё из живых камней. То, что сотворено руками человека, долго не простоит - долговечно лишь то, что создано Божьей рукой. Людей объединяло самолюбивое желание оставить след в этом мире. Но Бог видел, что созданное ими не может быть долговечным. И Он лишил их средства общения, "так чтобы один не понимал речи другого" (Быт. 11:7), ибо их цель была ложной.
Желание не быть "рассеянными" в забвении само по себе похвально - не похвальна гордость, из которой проистекало их желание "сделать себе имя". И хотя задуманное ими сооружение формально указывало на Бога, истинный его замысел состоял в том, чтобы указывать на человека. Ни одна попытка поднять человека до уровня Бога не останется безнаказанной.
Взрывная сила единства
Знаете ли вы, сколько силы в единстве? Знаете ли вы, что говорит Господь о народе, который на самом деле един? В той же главе Книги Бытия приводятся слова Бога, увидевшего человечество, вооружённое "одним языком и одним наречием". "И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать" (Быт. 11:6). Возможности единства безграничны, способность единого тела воплотить свой замысел непререкаема - вот что говорит об этом Сам Господь!
Итак, единство даёт нам силу осуществить практически всё, что мы задумали. И нарушить единство может средство взаимопонимания, если превратить его в средство взаимного непонимания. Бог хочет, чтобы мы с Ним "были едино". Но те единые люди искали своего, а не Его пути. И поскольку это была отрицательная форма единства, Бог разрушил его, смешал их язык и рассеял их по всей земле, и город, который они задумали, так никогда и не был построен.
"И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого" (Бытие 11:6 - 7)
Божья реакция на отрицательное единство между людьми, по-видимому, очень похожа на реакцию врага на наше единство в Боге.
Когда враг видит Церковь, пребывающую воедино, достигающую мир состраданием и строящую город для Бога, он всеми средствами, имеющимися в его арсенале, пытается остановить рост этого единства. Избранное им оружие - наше взаимное непонимание. Всеми доступными ему средствами он пытается внести разъединение в нашу среду, создавая взаимное непонимание и тормозя рост единства. Но если у Бога была сила остановить строителей Вавилонской башни, то враг бессилен остановить нас, если только мы сами не позволим ему это сделать. И мы даём сатане эту силу тогда, когда отказываемся от единства. Когда мы воистину будем друг с другом одно - и одно с Иисусом Христом, - наша сила во всём мире будет неостановима и непоколебима. И тогда мы увидим, что сможет сделать Бог, если Его Тело будет едино!
На пути создания единства
Единство - это просто люди, которые действуют в гармонии друг с другом. В музыке гармония - не то же самое, что унисон. Мы не тянем все вместе одну ноту, но дружно поём одну песню. Единство - это когда каждый может петь свою партию и брать свою ноту, но все вместе поют одну песню, а из разных голосов складывается гармония, складывается дружная работа и радостная перспектива развития и роста для всего Тела. Снова и снова: единство - не то же самое, что унисон. Единство - это гармония: весь хор вступает и заканчивает в одно и то же время, поёт в одном ритме, считывая одновременно один и тот же такт с Божьего нотного листа.
Может быть, когда вы были ребёнком, у вас был такой игрушечный калейдоскоп - или, может, есть сейчас у ваших детей. Вы поворачиваете трубку - и один цвет наслаивается на другой. Затем вы можете сделать так, чтобы остался только один или только другой. Но когда они вместе, из двух цветов создаётся какой-то третий, не похожий ни на тот, ни на другой. Такова и природа единства. Бог берёт всех нас вместе, встряхивает, перемешивает и создаёт нечто такое, чего мы не могли бы создать без Его помощи, - Команду Его мечты. Так рождается Церковь, способная потрясти этот мир до самого основания.
Единство - это люди, действующие в гармонии для достижения общей цели: мужчины и женщины, дети и подростки, объединённые общей задачей. Это не значит, что все они делают одно и то же. У каждого - своё задание. Но все они работают вместе.
Мы строим Команду Его мечты. Кто-то тренирует спортсменов, кто-то проводит их медицинское обследование, кто-то объявляет сбор, кто-то набирает Команду. И каждый вносит важный вклад в правильную подготовку Команды. Команда выиграет мир для Христа. Эта Команда Божьей мечты уже собирается, Тело Христово соединяется воедино.
Но есть среди нас и те, которые под видом работы на общее дело пытаются обделывать собственные делишки. Кто-то хочет нарушить связи между нами, провоцируя взаимное непонимание и прибегая к ложным толкованиям. Это сеятели раздора, зачинщики разъединения. Они поют свою песню, они выбиваются из хора. "Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Мф. 13:9). "Остерегайтесь производящих разделения и соблазны" (Рим. 16:17).
Божья математика
Излюбленное математическое действие Бога - это умножение. Один Божий воин разит тысячу, два - десять тысяч, три - сто тысяч, четыре - миллион, пять - десять миллионов. А шесть? СТО МИЛЛИОНОВ.
И если когда-нибудь, где-нибудь мы - город к городу - дадим возможность Богу сказать: "У Меня есть семеро верных людей, готовых принести на крест свои планы и амбиции; семеро мужчин и женщин, которых ничто на свете не волнует, кроме того, что они должны сделать для Царства", - мы будем потрясены той силой, которой Он сумеет наделить Свою Церковь.
После этого нам предстоит по сути духовная битва. Не знаю, сколько мелких бесов гнездится в ваших краях и их окрестностях, но Бог говорит, что если Он сумеет отыскать семерых, дружно шагающих в согласии небесном и согласии земном, Он даст нам силу против миллиардной армии сатаны.
Если Бог сможет найти семерых, движущихся в абсолютном единстве, полностью оставивших свои цели ради Его целей то, пожалуй, такая семёрка генерирует такую энергию, что и не один миллиард сатанинского воинства будет повержен в бегство! Что же тогда произойдёт? Начинаете ли вы понимать силу единства? Если Бог найдёт хотя бы семерых - семерых на целый город - или семерых на целую церковь, - которые смогут организовать истинно единую команду, то количество силы, которую Он высвободит для них, чтобы они разили воинство дьявола, будет прямо пропорционально силе их единства. (Но помните: вы не можете молиться о силе - и потом идти и побивать этой силой вашего же брата. Для такой битвы Бог не даст вам силы).
Бог упрощает задачу
Давайте перечитаем те стихи, где Господь говорит о "двоих или троих", готовых согласиться во имя Его. Это одно из самых интересных мест в Библии:
"Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них". Матф. 18:18 - 20)
В буквальном переводе с языка оригинала смысл этого места Писания ещё ближе к тому, как если бы Он просто хотел сказать: "Ну хорошо, пусть согласятся между собой хотя бы трое". Но прежде чем заявить об этом, Он как бы размышляет вслух: "Знаете, довольно трудно найти три человеческих существа, которые были бы полностью согласны между собой хотя бы в чём-то одном. Хорошо, пусть будут двое… или трое". Могут ли согласиться между собой менее двух? Если останется всего один, то уж, кажется, не с кем будет соглашаться или не соглашаться. (Впрочем, мне знакомы и такие люди, каждый из которых способен спорить, кажется, даже с самим собой.) Бог до предела "снизил планку", когда сказал: "двое или трое". Это просто ещё одно проявление Его безграничной благодати, Его бесконечной милости к нам. Как ещё мог Он упростить нам задачу получить доступ к Его силе?
Божественный Партнёр
Здесь мы коснулись важного аспекта силы и цели согласия в Царстве Божьем. Мы часто искажаем саму идею согласия. Нам не следует попусту расходовать силы на заявлении типа: "Братья, а не согласились бы вы на новый кадиллак?" Давайте "будем реалистами" и согласимся с вами хотя бы на пробуждение в вашем городе - если мы оба действительно согласны с тем, о чём ежедневно молимся: чтобы на земле было, как и на небе. Но это больше чем простое согласие между двумя людьми; под этим соглашением ещё обязательно должен подписаться и Третий Партнёр, и Он говорит: "Да, это верно. Я согласен". Этот Третий всё видит, и Его согласие с нами - это важнейший элемент нашего с вами соглашения.
Итак, сначала мы должны искренне убедиться в своём согласии с Небесами, а затем найти кого-нибудь на земле, кто так же искренне разделит вашу веру. Ибо, боюсь, иногда мы соглашаемся друг с другом по множеству вопросов так, как те дети на заднем сидении, которые дрались-дрались между собой, а потом вдруг взяли и согласились: "Хотим конфету. Нам нужна конфета - о да, да, да!" Куда важней, чтоб мы были в согласии с Отцом, Который у руля.
"Согласие двоих" приходит лишь вместе с согласием с Богом.
О Господь, я согласен с Тобой. "Да будем мы едино".
Глава 9. ЕДИНСТВО - КАТАЛИЗАТОР ПРОБУЖДЕНИЯ
Восстановление недостающего компонента
Бог хочет дать нам настоящее пробуждение! Это будет не просто ещё один плакат, вывешенный у входа в церковь. И это будет не увеличение числа новообращённых ещё на несколько десятков. Он хочет дать такое пробуждение, чтобы видеть целые города, распростёртые под куполом Его славы!
Почему же мы так часто подходим, кажется, совсем близко к тому уровню пробуждения, о котором так мечтаем, но никогда не можем на него взойти? Кажется, не хватает какой-то малости… Размышляя об этом, я прихожу к заключению, что эта "малость", этот недостающий компонент - наше подлинное единство. Это и есть Божий катализатор пробуждения.
Как известно, катализатор необходим для осуществления и ускорения химической реакции: отсутствие одного этого элемента может поставить под угрозу получение нового вещества путём реакции различных химических элементов. Помню, когда моя сестра училась печь пироги, она всё время забывала добавить соду, и поначалу всё шло неплохо, дом наполнялся пирожными ароматами, вот только конечный результат оказывался плачевным: выпечка не выглядела как пирог, да и на вкус была никакая... Один лишь компонент отделяет успех от провала, победу от поражения.
С некоторых пор у нас в Америке все автомобили снабжены специальным устройством, контролирующим выброс выхлопных газов. Устройство называется "каталитический конвертер" и содержит каталитический компонент - как правило платину. Проходя через данное устройство и вступая в реакцию с данным компонентом, токсические газы теряют токсичность. Но если бы не было этого одного-единственного компонента, то всё устройство не могло бы работать.
Церковь как "устройство" тоже "работает" благодаря одному-единственному "каталитическому компоненту", и это было замечено при самом её рождении. "При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе" (Деян. 2:1). И тогда "внезапно" явился Бог (Деян. 2:2). "И исполнились все Духа Святого…" (Деян. 2:4). Так было исполнено Его обещание: "…Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый…" (Деян. 1:8).
Слово, которое здесь переведено как "сила", в греческом оригинале звучит так: ДИНАМИС. Именно от этого слова происходит слово "динамит". Так что Божий "динамит" был получен в результате "химической реакции", в которой катализатором явилось единство верующих.
Трудно нам молиться о силе и получать её, если у нас нет корзины, в которой можно было бы эту силу унести. Корзина - это единство. И количество силы, которую может дать нам Бог, зависит от размеров этой корзины.
Из исторических источников нам известно, что около 500 человек слышали Его наказ: "…Оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Лк. 24:49). Но когда эта сила свыше была им дана, их оставалось "человек около ста двадцати" (Деян. 1:16). А где же были остальные 380? Не хотел бы я быть одним из них, оставивших верхнюю горницу накануне дня Пятидесятницы. Представляете, что должны были они чувствовать до конца своих дней? Уверен, что некоторые из них впоследствии присоединились к Церкви, но в день, когда произошло самое главное, их не оказалось на месте. Каждый из них напоминал отца, пропустившего рождение собственного ребёнка.
Неужели вы думаете, что Бог стал бы медлить со Своим приходом, ожидая кого-то из них? Успех служения часто достигается не за счёт сложения, а за счёт вычитания. Мне часто кажется, что к тому моменту, когда осталось "человек около ста двадцати", ушли как раз все те, кто должен был уйти. Единство было достигнуто за счёт "вычитания" всех тех, чьи голоса звучали в иной тональности, нежели Божья гармония, и чьи шаги не поспевали за Божьими шагами.
На протяжении всей Книги Деяний мы видим Церковь, чьи шаги никто не может остановить, покуда сама она пребывает в единстве. Но как только приходит разделение, сразу ослабевает и влияние Церкви на мир. В Писании лишь единожды упоминается благословение как заповедь, т.е. приказ, - и вот каково это благословение. 132-ой Псалом гласит:
"Как хорошо и как приятно жить братьям вместе. Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские. Ибо так заповедал Господь благословение и жизнь навеки".
Если вы хотите быть там, где легионы ангелов стоят наготове, чтобы благословить то, что вы пытаетесь делать, - вы должны поспевать за шагами Божьего единства.
Главный катализатор пробуждения
Часто мы ошибочно полагаем, что единство - следствие пробуждения. Но я вновь и вновь уверяю вас, мой друг, что единство - причина пробуждения. Добиваясь единства, мы создаём те рамки, в которых Бог может созидать пробуждение. Я как-то не замечал, чтобы после некоторых громких служений, на которых каются тысячи, эти тысячи снова появлялись в церкви, теперь уже в качестве новообращённых. Так не случалось бы, будь в Теле Христовом истинное единство. Как я уже говорил, подобные массовые евангелизации, не опирающиеся на единую Церковь, лишённые якоря - сильной единой поместной церкви, - похожи на то, как если бы мы родили младенцев и бросили на улице. Некому позаботиться об этих младенцах во Христе, и я вовсе не уверен, что Бог благословляет подобные "крусейды".
Но одно я твёрдо знаю: Бог не одобряет потери духовных младенцев. Новообращённые должны получить опыт постоянного общения с Богом, должны истово молиться, ища Его водительства. Без колыбели, в которой они возрастали бы под бережным присмотром старших, они умрут. И если мы на самом деле хотим увидеть, как Бог будет двигаться в этом поколении тем чудесным, сверхъестественным образом, о каком мы мечтаем, то должны прежде всего создать эту колыбель, эту корзину, этот контейнер, в который Бог смог бы поместить Свой драгоценный урожай.
Я знаю твёрдо: Бог хочет сплести всех нас вместе, как прутья, чтобы из нашего крепкого переплетения сделать такую корзину, что могла бы выдержать вес и количество этого урожая истинного пробуждения. Но если прутья не гнутся, не переплетаются, вообще "плохо сочетаются", если Он ничего не может из нас сплести - что Ему тогда остаётся делать?
Я совершенно убеждён, что иногда просто необходимо, чтобы Бог обрубал негнущиеся прутья. Ведь Он больше заинтересован в развитии нашего характера, нежели в том, чтоб нам было легко и удобно жить. Знаете ли вы, как Бог обрубает негнущиеся прутья? Он бросит вас, такого, как вы есть, со всеми вашими острыми углами и негнущимися стеблями, в "мешок завета". Потом Он бросит туда же и меня (с полным набором того же самого). Потом вот так же, одного за другим, ещё пару тысяч верующих. А потом плотно завяжет мешок и начнёт трясти его из стороны в сторону. И будет сотрясать Церковь до тех пор, пока мы не обломаем друг о друга все свои острые шипы и негнущиеся ветви. И дальше уже будет зависеть от каждого из нас, кто "выйдет из мешка" весь изломанный или даже окончательно сломленный, а кто - отполированный до блеска и готовый, наконец, к чему-то лучшему.
Подводное плетение корзин
Несколько лет тому назад я услышал шутку по поводу введения в одном колледже новых никому не нужных предметов: "Осталось ещё только ввести подводное плетение корзин". Вряд ли сам автор этой шутки подозревал, насколько он близок к истине. Знаете ли вы, как плетутся корзины? Сначала прутья долго отмачивают в воде, чтобы они стали гибче и легко обвивались вокруг своих "братьев" - других прутьев. Потом довольно сложным образом нужно правильно сплести эти вымоченные прутья. Затем корзину ставят сушиться, она вновь отвердевает и обретает упругость.
Полагаю, что Господь хочет насквозь пропитать нас водою Своего Слова и елеем Своего Духа, чтобы мы стали достаточно гибкими и Он сумел сплести нас воедино, дабы соделать из нас надёжный сосуд пробуждения. (Заметьте, что сосуд пробуждения - это не я, а мы.)
Помните, как младенец Моисей плыл по Нилу? Родился избавитель Божьего народа, но долго бы он сумел продержаться на воде, не будучи помещён в плетёную корзину? Теперь позвольте задать вам вопрос: сколько же рождённых избавителей было навсегда потеряно за последние две тысячи лет из-за отсутствия плетёной корзины единства, в которой они могли бы укрыться от вод жестокой судьбы? Сколько мужчин, подобных Моисею, и женщин, подобных Марии или Деворе, из-за отсутствия такой корзины до времени погибли, не обнаружив свои дары и не исполнив своего предназначения? Мы просто не имеем права противиться Мастеру, который гнёт нас, сплетая с другими: ведь Он плетёт из нас ту самую корзину, что призвана стать надёжной колыбелью избавителя.
Стража у ворот
Я уже приводил аналогию Церкви со стражей у ворот. "Стражниками" можно считать пастырей, проповедников, учителей, да и всех, кто оказывает духовное влияние. Но "стражники" есть не только в духовной, но и в мирской среде. Там тоже есть влиятельные люди (банкиры, адвокаты, профессора, доктора), служащие теми каналами, через которые идеи проникают в город или исходят из него. Модель "стражи у ворот" универсальна, и если мы хотим оказывать влияние на духовную атмосферу в наших городах, мы должны осознать свою миссию "стражников".
В Библии аллегорией Церкви часто выступает Иерусалим (на это прямо указывают несколько мест Писания). Это был большой город, куда вели 12 ворот, и у каждых ворот было своё название. Какие ворота - ваши? Нашли ли вы уже своё место у ворот? Где наша стража, которая дружно встанет у ворот каждого города?
Но какой же толк вам охранять ваши ворота, если я не охраняю мои? Наш город в опасности, и причина тому - отсутствие единства. Если вы стережёте свои ворота, а я свои не стерегу, то существует по крайней мере один путь, по которому враг спокойно входит в город.
Книга Ездры увлекательно повествует о том, как Бог восстанавливал Свой Храм, а следующая за нею Книга Неемии - о том, как заново отстраивались стены и ворота города. Не внешние враги, но внутренние злоумышленники, борющиеся за власть в городе, чаще всего приводили к гибели Иерусалима - аллегории Церкви. Виновниками гибели единства становились те, кто собственные цели ставил выше целей Божьих. Но лишь когда будет восстановлена Церковь, тогда только можно будет заново отстраивать город.
Это как раз то, о чём я вам толкую. Мы видели, что бывает, когда Бог посещает Церковь, но на памяти нашего поколения Бог никогда ещё не посещал целый город. Прежде, нежели Божья слава сможет потечь по улицам наших городов, она должна потечь по рядам наших церквей.
- Проповедуй нам, Ездра! - кричит моё сердце. Научи, как нам отстроить Храм!
Я также слышу ещё одно послание. Бог хочет послать нам пробуждение подобное тому, какое Дункан Кэмпбелл видел во время прорыва на Гебридских островах. По его словам, "из сотен тех, кто за это короткое время обрёл Иисуса Христа, не менее 75% были спасены и пришли в церковь". Такое сверхъестественное количество спасённых душ возможно лишь там, где есть столь же невероятное единство. Так будет и повсюду, но лишь тогда, когда вся Церковь отчаянно воззовёт о пробуждении. Когда стража встанет у ворот, город начнёт отстраиваться!
В Книге Неемии есть волнующие аллегорические сравнения, содержащиеся в словах пророка, когда он называет поочерёдно все 12 ворот Иерусалима и людей, приступивших к их строительству. Меня особенно поражает, что ворота строили и парфюмеры, и ювелиры, и даже священники. Каждое сословие взяло те ворота, которые почему-либо близко отождествлялись с этим сословием, - но ворота были разрушены, сожжены, а вместе с ними было разрушено и сожжено доброе имя сословия. Сегодня доброе имя Церкви тоже под угрозой, но ещё не поздно отстроить ворота. Время восстановить целостность Иерусалима - Церкви.
Последняя, 13-ая глава Книги Неемии повествует о том, что, закончив восстанавливать Иерусалим, народ Божий осознал: настало время восстановить и всю жизнь в городе по закону Божию. И когда они сделали так, Неемия закрыл ворота. Но купцы, которые всё ещё надеялись, что им позволят, как прежде, осквернять торговлей святой день шаббат (субботу), ночевали под стенами города "раз и два". Но Неемия возмутился духом и "строго выговорил им, и сказал им: зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас. С того времени они не приходили в субботу" (Неем. 13:20 - 21).
Враг преспокойно шастает себе туда-сюда: в наши города, жизни и церкви. И всё потому, что кто-то не встал на стражу и своих ворот. И даже если мы оба, вы и я, демонстративно встанем у главных ворот, враг всегда найдёт какой-нибудь чёрный ход. Но пора бы нам уж закрыть и передние, и задние двери Церкви. Пора нам уже и по всему городу встать плечом к плечу с другими стражами ворот, создавая "контейнер" для славы Божьей.
Я уже говорил в одной из предыдущих глав о важности библейского указания о том, что Лот сидел у ворот Содома. Как будто Бог дал ему шанс повлиять на события! "…Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует на благо" (Рим. 8:28), - так говорит Писание. Казалось бы, в таком насквозь прогнившем городе, как Содом, праведник Лот не мог быть в чести, но Бог, быть может, решил: "Пусть хороший человек получит возможность повлиять на плохой город", - и стал постепенно возвышать Лота, доколе он не получил места у ворот.
Во времена Лота это примерно то же самое, что в наше время место судьи. Страж ворот получал власть над всем, что входит и что выходит. Это был очень влиятельный человек. Более того, он судил о намерениях людей и определял, праведны или неправедны их намерения. Если вы страж ворот - вы весьма влиятельны.
Лот должен был открывать ворота города только для того и для тех, кто был добр и праведен, и закрывать перед тем и теми, кто зол и неправеден. Нет сомнений в том, что Лот умел видеть добро и узнавать праведных: в конце концов, он без колебаний открыл перед ангелами двери собственного дома. Но вот вопрос: как часто он закрывал ворота перед злом, перед неправедными?
Истина состоит в том, что Лот неизбежно должен был потерять свой дом, свою семью из-за того, что плохо охранял свой город. Чтобы город выстоял, чтобы стены его стали несокрушёнными стенами праведности, стража у ворот должна бдительно и дружно нести свою вахту. Сатана, потирая руки от удовольствия, наблюдает за тем, как стражи Церкви (пастыри, проповедники и все, кто обладает духовным влиянием) предаются раздорам, оставив ворота без присмотра, не видя, как зло преспокойно шастает туда и обратно. Но все надежды сатаны рушатся, когда стражи верно несут свою вахту, когда их единственной и ясной целью становится спасение города. Мышление стражи ворот создаёт прочное сплетение прутьев, из которых Бог может сплести надёжную корзину для Своего урожая.
Единственная молитва, на которую может ответить Церковь
Так или иначе, но пока мы лишь говорим о катализаторе, о заповеданном нам благословении и о Божьей мечте. Можете ли вы вообразить себе ангелов, всегда готовых ринуться к нам из вечности с благословеньями в охапках, готовых осыпать нас этими благословеньями, - но только если мы подставим корзину единства? Сколько ещё им стоять на балконе небес, прижимая к груди благословенья и не видя, куда ими сыпать?
Пора, мой друг, пора!
Долго ли ещё молитва Господа о единстве будет оставаться без ответа? Долго ли Он будет дожидаться согласия бренной плоти следовать путями Его? Ответить можем только вы и я. Единственная молитва Иисуса, оставшаяся без ответа, есть также и единственная молитва, на которую может ответить Церковь.
Если не я - то кто же? Иисус терпеливо и неуклонно ждёт, Церковь ответила на Его молитву о единстве. Кто же ответит, если не вы и не я? Давайте изберём единство. Время соединить руки и сердца в едином порыве. Пришло нам время молиться и молить о единстве. Время разговоров закончилось; наступило время действий. Время отвечать на молитву Господа.
Да, Господь! Да будет воля не моя, а Твоя! Мы будем едино. Будущее ожидает нас.
Предыдущая страница Следующая страница
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира