Письма
Первое письмо.
Как обрести
привычное чувство Присутствия Бога.
Так как вы очень хотите, чтобы я поделился с вами методом, при помощи
которого я достиг этого привычного чувства Присутствия Божьего, которое наш
Господь по Своей милости одарил меня, я должен прежде сказать, что сделать это
для меня трудно и я соглашаюсь с вашими настоятельными просьбами и делаю это по
прошествии некоторого времени и с условием, что вы никому не будете показывать
мое письмо. Если бы я узнал, что вы покажете его кому-то, то при всем моем
желании вашего прогресса, я бы не написал его. Вот, что я могу сказать вам:
найдя во многих книгах различные методы прогресса в Боге и различные практики
духовной жизни и исследуя этот предмет, я не думал, что так трудно описать это
кратко, ибо все они помогали стать вполне Божиим. Я решил отдать все для Всего
и, так предоставив себя полностью Богу, чтобы освободиться от своих грехов, я
отказался из-за любви к Нему от всего, что не есть Он; и я начал жить, как
будто нет никого, кроме Его и меня в мире. Иногда я рассматривал себя перед Ним
как бедного преступника в ногах своего судьи, в другие времена я созерцал Его в
моем сердце как моего Отца, как моего Бога. Я поклонялся Ему настолько часто,
насколько мог и хранил свой разум в Его святом Присутствии и возвращал его
сразу, как обнаруживал, что он блуждает от Него. Я не находил и малейшей боли в
этом упражнении и я продолжил это, несмотря на все трудности, которые
происходили без беспокойства и бедствия, когда мой разум вынужден был блуждать.
Я сделал это своим делом и на протяжении всего дня и в молитве. Ибо всегда,
каждый час, каждую минуту, даже во время напряженной работы я отгонял от своего
разума все, что могло прервать мою мысль о Боге.
Такой была моя обычная практика с тех пор, как я пришел к вере и хотя я
делал это очень несовершенно, все же я очень преуспел от этого упражнения. Я
хорошо знал, что нужно соединиться с милосердием и благостью Божиими, потому
что мы не можем ничего без Него и я еще меньше, чем другие. Но когда мы верны в
содержании себя в Его святом Присутствии и исповедуем Его всегда прежде своих
интересов, то это не только воспрепятствует нашему оскорблению Его и выполнению
чего-нибудь, что может вызывать Его недовольство, по крайней мере добровольно,
но это также порождает в нас святую свободу и, если можно так сказать,
дружественные отношения с Богом, в которых мы просим и получаем и стоим в
благодати, которая нам нужна. Частое повторение этих действий сделает их
обычными и присутствие Божие станет для нас естественным. Воздайте Ему
благодарение вместе со мной за Его великую благость ко мне, прекратить
восхищаться которой я не смогу никогда, за многие блага к столь нищему
грешнику, как я. Пусть все восхвалит Его. Аминь.
Второе письмо
Различие между мной и другими. Вера единственное
последовательное и постоянное средство. Обесценивание этого может
рассматриваться как заблуждение. Я не нашел моего образа жизни в книгах, хотя у
меня нет никакой трудности относительно этого, все же, для большей
безопасности, я буду рад узнать ваши мысли об этом.
Беседуя несколько дней назад с одним человеком о благочестии, он сказал
мне, что духовная жизнь есть жизнь по благодати, которая начинается с рабского
страха и растет от надежды вечной жизни и завершается чистой любовью. Каждое из
этих состояний имеет свои различные стадии, посредством которых каждый
достигает последней, благословенного совершенства.
Я не следовал этим методам. Напротив я не по инстинктам знаю, что они
препятствовали мне. По этой причине я с приходом к вере принял решение предать
себя Богу как лучшее средство избежать моих грехов и из-за любви к Нему, чтобы
отказаться от всего, кроме Него.
В течение первых лет я обычно проводил время, назначенное для
посвящения, в мыслях о смерти, суде, аде, небесах и моих грехах. Так я жил
несколько лет, заботливо помышляя остальную часть дня в своем деле в
присутствии Бога, о Ком я думал, что Он всегда со мной и внутри меня.
Потом я пришел незаметно к этому и в молитвах, и это дало мне великое
восхищение и утешение. Эта практика произвела во мне высокое почитание Бога и
только вера одна могла удовлетворить меня в этом вопросе. [Я думаю он имел в
виду, что все другие упражнения, которые он мог использовать для Бога были
неудовлетворительны, потому что он считал их недостойным Бога и поэтому он не
был удовлетворен, но был удовлетворен верой, которая принимает Бога как
бесконечного и непостижимого по природе поскольку Его не охватить человеческими
мыслями.]
Таково было мое начало и все же я должен сообщить вам, что в течение первых
десяти лет я страдал много: осознание того, что я не был посвящен Богу, как
хотел того, и грехи, всегда всплывающие в разуме и великие незаслуженные
снисхождения, которые Бог подавал мне, были причиной и источником моих
страданий. В это время я часто падал и вставал снова. Мне казалось, что
творение, рассудок и Сам Бог были против меня. И только одна вера за меня.
Я был встревожен порой мыслями, что для того, чтобы верить, я получил
великое снисхождение, подействовавшее на мою самонадеянность, сразу претендовавшую
на то, что другие достигают с трудностью. Иногда это было преднамеренное
заблуждение и казалось, что для меня от него нет никакого спасения.
Когда я только думал о том, как бы закончить свои дни от этих бед
(которые нисколько не ослабляли доверие, которое я имел к Богу и которые
служили только укреплению моей веры), я внезапно изменился и моя душа, которая
в то время терпела неприятности, почувствовала глубокий внутренний мир, как
будто она была в центре покоя. С тех пор я хожу перед Богом просто, верою, со
смирением и любовью и я стараюсь не делать ничего и не думать ни о чем, что
могло бы вызывать Его недовольство. Я надеюсь, что когда я сделал то, что мог,
Он сделает мне то, что Ему угодно.
Что касается происходящего во мне в настоящее время, то я не могу
выразить это. Я не имею никакой боли или трудности в моем состояния, потому что
я не живу по своей воле, но по Божией, которою я пытаюсь выполнять во всем и
которой я так предан, что я не взял бы и соломинки с земли вопреки Его указания
или от любого другого повода, отличного от любви к Нему.
Я оставил все формы посвящения и молитвы, кроме тех, к которым мое
состояние обязывает меня. И я делаю это моим повседневным делом, чтобы
сохранять себя в Его святом присутствии, в котором я держу себя простым
бодрствованием и главным образом, любовью к Богу, которой я могу призывать
реальное присутствие Божие. Или, чтобы выразиться лучше, я достигаю это
обычной, тихой и тайной беседой души с Богом, Который часто дает мне радость и
восторг внутри, а иногда также и внешне, и настолько сильно, что я вынужден
использовать все средства, чтобы уменьшить их и не показать их другим.
Короче говоря, я уверен вне всякого сомнения, что моя душа была с Богом
все эти тридцать лет. Я оставляю без внимания многое, чтобы не утомить вас, но
все же я думаю стоит рассказать о способе моего рассматривания себя перед
Богом, Кого я вижу своим Царем. Я считаю себя беднейшим из людей, полного ран и
тления, совершившим всякие преступления против своего Царя. Тронутый
осмысленным сожалением, я исповедал Ему все мое зло и просил Его прощения,
отверг себя в Его руках, чтобы Он сделал то, что Ему угодно для меня. Этот
Царь, полный милосердия и благости, весьма далек от наказания меня и обнимает
меня любовью, приглашает меня к Своей трапезе, служит мне собственными руками,
дает мне ключ к Своим сокровищам, беседует и стремится ко мне постоянно
тысячами и тысячами способов и обращается со мной во всем как с любимым. Так я
вижу себя время от времени в Его святом присутствии.
Мой обычный метод - это простое внимание и общее страстное отношение к
Богу, к Которому я прилепляюсь с большей сладостью и желанием, чем младенец к
груди матери. И если я наберусь смелости использовать это выражение, я могу
назвать это состояние "грудью Божией", где я нахожу невыразимую
сладость, которую я испытываю на опыте. Если иногда мои мысли отходят от этого
состоянии от необходимости или немощи, я сразу призываем вернуться внутренними
движениями, такими очаровательными и восхитительными, что я стыжусь называть их.
Я желаю, чтобы вы обратили внимание более на мою великую нищету, о которой вы
вполне информированы, чем на благоволение, которое Бог дает мне, такому
недостойному и неблагодарному, как я. Что касается моих часов молитвы, они есть
только продолжение того же самого упражнения. Иногда я вижу себя, как камень
перед скульптором, из которого он должен сделать статую: представляя себя таким
образом перед Богом, я желаю, чтобы Он открывал Свой совершенный образ в моей
душе и я был подобен Ему. В другое время, когда я усердствую в молитве, я
чувствую, что мой дух и душа возносятся сами без какой-либо трудности или
усилия и это продолжается пока они пребывают и твердо укреплены в Боге, как в
центре и месте покоя.
Я знаю, что некоторые осуждают это состояние как бездеятельность,
заблуждение и самолюбие. Я признаю, что это святая бездеятельность и может быть
даже счастливое самолюбие, ибо душа в этом состоянии действительно способна к
нему. В действительности, пока она находится в этом покое, она не может быть
потревожена теми действиями, к которым она была прежде приучена и которые были
ее поддержкой, но теперь скорее препятствует ей, чем помогают.
Но я не могу никак согласиться, что это можно назвать заблуждением,
потому что душа, которая таким образом наслаждается Богом, желает только Его.
Если это - заблуждение во мне, то только Бог может исправить это. Пусть Он
сделает то, что Ему угодно и я желаю только Его, и полностью посвящен Ему. Вы,
однако, обяжете меня выслушать ваше мнение, которому я всегда уделяю большое внимание,
поскольку я уважаю вас. Ваш в Господе.
Третье письмо.
Другу солдату, кого он
поощряет доверять Богу.
У нас есть Бог, бесконечно благой и Который знает все наши желания. Я
всегда думал, что Он унизит тебя до крайности. Он придет в назначенное Им время
и когда ты меньше всего ожидаешь Его. Надейся на Него сильнее, чем раньше,
благодари Его вместе со мной за благоволение, которое Он оказывает тебе
особенно для силы духа и терпения, которое Он дает тебе в страданиях, это
очевидный знак заботы, которую Он оказывает тебе, утешайся Им и благодари за
все.
Я восхищаюсь также силой духа и храбростью М. Бог оказал ему
благоволение и благорасположение, но в нем есть еще нечто от мира и много
младенчества. Я надеюсь, что испытание, которое Бог послал ему, окажется
хорошим средством для него и заставит его придти в себя. Этот несчастный случай
способствует возложению его доверия полностью на Того, Кто сопровождает его
всюду. Пусть помышляет о Нем чаще и, особенно в больших опасностях. Даже
небольшой подъем удовлетворяет сердце; небольшое воспоминание Бога есть дело
внутреннего поклонения, даже во время марша и с мечом в руке. Молитва, хотя и
короткая, все же принимается Богом и никак не ослабляют храбрость солдата в
случаях опасности, но лучшим образом служат его укреплению.
Пусть думает о Боге больше и пусть приучит себя постепенно к этому
маленькому, но святому упражнению; мало кто понимает это и нет ничего более
легкого, чем повторять часто это небольшое внутреннее обожание. Посоветуй ему
помышлять о Боге больше, на сколько он может это так, как я показал.
Следующая страница
Страницы :
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира