Различные степени Его присутствия
В этом месте я хочу немного отвлечься и обсудить различные степени
Божьего присутствия. Обратите внимание на славу, о которой говорится в
предыдущем стихе и которая означает Его присутствие. Когда скиния была
построена, Божье присутствие в ней было таким славным, что Моисей, который как
друг говорил с Богом лицом к лицу, не мог войти в нее. Вы можете себе
представить высочайшую степень Его красоты, чудесного и в то же время страшного
Его присутствия?
Много лет спустя присутствием Господа в скинии, можно сказать,
пренебрегали. Это было во времена Илия, первосвященника и судьи, а также
дальнего потомка Аарона. Более того, в скинию не только запросто заходили, но
рядом с местом, куда Моисей не мог позволить себе войти, совершались вопиющие
грехи. Мы читаем: «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты»
(1 Цар. 3:1). Но почему слово Господне было редко в те дни? И опять-таки,
видения, или откровения Божьи, включая Его Слово, можно найти только в Его
присутствии. Там, где нет Его присутствия, не будет и откровений, а там, где
есть лишь малая толика Его присутствия, и откровения Его будут редки. Но там,
где Его присутствие проявляется мощно и сильно, там и откровения будут мощными
и сильными! Чуть дальше в этой же главе автор Первой книги Царств рассказывает,
что «светильник Божий [Его присутствие] еще не погас [полное отсутствие
Бога]». И все же эта трагедия произошла позже, в конце служения Илия, когда ковчег Божий был
захвачен филистимлянами. В последние часы своей жизни Илий услышал слово ихавод,
что означает «отошла слава от Израиля».
Во времена, когда жил Илий, присутствие Божье было едва заметным из-за царившего среди израильтян греха. Но в истории Израиля бывали ситуации, когда Его присутствие не являло воочию Его славу такой, какой видели ее люди в только что построенной скинии, где Его присутствие было реальным и очевидным, а откровения могущественными и щедрыми. А когда степень присутствия Божьего невысока, Он приближается к людям едва заметным образом, предпочитая не демонстрировать Свою славу. Это можно увидеть на примере с Иаковом. Он боролся с Богом и видел Его лицом к лицу, но, как видно, без явления Его славы. Тем не менее Иаков полностью преобразился и в результате этой встречи с Богом возрос в Его откровении (см. Быт. 32:24-30). Иисус Навин видел Бога, но не понял, что разговаривает с вождем воинства Господня. С другой стороны, Моисей воззвал к Богу, выразив желание видеть Его лицом к лицу, на что Бог ответил: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Мы видим желание Моисея лицезреть Бога во всей Его славе, чего он сделать, однако, не мог. А Иисус Навин и другие видели лицо Господа и остались живы. Почему? Потому что они не видели Господа во всей Его славе.
Сияние Его лица
Во-первых, давайте кратко обсудим, что такое слава Господня.
Некоторые думают, что это некий туман, облако или какое-либо другое подобное
этому явление. В результате можно слышать такие заявления: «О, на наше прошлое
собрание опустилась слава Господня». Однако такое отношение к Божьим понятиям
«омрачает Провидение словами без смысла» (Иов. 38:2).
Прежде всего слава Божья — это не облако. Вы можете спросить:
«Тогда почему почти каждый раз, когда в Писании упоминается слава Божья,
говорится также и об облаке?» Причина этого следующая: Бог прячется в облаке.
Он слишком ослепителен, чтобы Его можно было видеть, поэтому облако скрывает
Его лицо, иначе всякая плоть вокруг Него была бы мгновенно уничтожена и
погибла. Помните, Бог сказал Моисею, что никто не может видеть Его лица и
остаться в живых. В связи с этим возникает вопрос: как же тогда Исайя, Иезекииль
и апостол Иоанн видели славу Господа и остались живы, а потом и рассказали нам
об этом? Ответ прост: они были в духе и вне тела. Смертная плоть не может
находиться в присутствии святого Господа во всей Его славе. Он есть огонь поядающий,
в Ком нет никакого мрака (см. Евр. 12:29; 1 Иоан. 1:5). Павел так пишет об
Иисусе:
[Он есть] блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь
господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном
свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим. 6:15,16).
Иисус пребывает в нестерпимо ослепительном свете, которого никто
из людей не видел и видеть не может. Псалмопевец заявляет, что Господь носит
одежду из света (см. Пс. 103:2). Павел тоже писал об этом с уверенностью,
потому что он испытал по дороге в Дамаск некоторую меру этого неприступного
света Божьего присутствия в славе. Он так рассказывал об этом царю Агриппе:
Среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий
солнечное сияние (Деян. 26:13).
Павел не видел лица Иисуса, он видел только свет, который исходил
от Него. Этот свет превосходил нестерпимо яркое ближневосточное солнце! Павел
находился в присутствии Божьей славы. Это было не утреннее и не вечернее
солнце,
но
ослепительно яркое, полуденное солнце. Я жил в «солнечном» штате, во Флориде,
двенадцать лет и никогда не носил солнцезащитные очки. Однако несколько
лет назад я поехал с Лизой на Ближний Восток, и там мне пришлось надеть
солнечные очки! Солнце в том сухом и пустынном климате было намного ярче, а
близость к экватору намного усиливала его нестерпимое сияние. Солнечный свет
был терпимым ранним утром и ближе к вечеру, но с одиннадцати до двух часов солнце
было невыносимо ярким. И все же Павел утверждает, что свет Иисуса сиял ярче,
чем полуденное солнце Ближнего Востока! Задумайтесь на минутку и вспомните,
когда вы в последний раз пытались взглянуть прямо на солнце? Это очень трудно,
если оно не скрыто за облаками или тучами. Слава Господня превосходит по
яркости ослепительное полуденное солнце во много раз.
Тогда становится понятным, почему Иоиль и Исайя вместе
утверждали, что в последние дни, когда откроется слава Господня, солнце
померкнет. «Вот, приходит день Господа... Звезды небесные и светила не дают от
себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим»
(Ис. 13:9,10).
Позвольте пояснить вам еще кое-что. Что мы видим в ясном ночном
небе? Звезды! Они разбросаны по всему небу. Но что происходит, когда утром
восходит солнце? Куда деваются звезды? Неужели они убегают и прячутся за
горизонтом до заката солнца, а затем быстро возвращаются на свои места? Мы
знаем, что это не так. Но что же все-таки происходит? Просто звезды обладают
славой одного уровня, а слава солнца превосходит их славу во много раз,
поэтому, когда солнце появляется, их слава меркнет по сравнению со славой
солнца. Они остаются на месте, но видеть их уже невозможно. Точно таким же
образом, когда Иисус вернется в Своей славе, она будет неизмеримо ярче солнца,
и Он его затмит. Солнце останется на месте, но видеть его мы уже не сможем.
Вот так! Вы понимаете теперь, почему Павел говорит, что Иисуса в Его славе
«никто из человеков не видел и видеть не может»?
Слава Господа превосходит любой другой свет. Он есть совершенный
свет и поядающий огонь. Вот почему в Его Второе пришествие «войдут люди в
расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его,
когда Он восстанет сокрушить землю» (Ис. 2:19, курсив автора). Иоанн пишет
об этом так:
И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца (Отк. 6:15,16, курсив автора).
ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛАВА БОЖЬЯ?
Давайте ответим на следующий вопрос: что означает слава Божья? Для
ответа мы вернемся к общению Моисея с Богом. Моисей не только просил
присутствия Бога, но он также просил увидеть Его славу.
Моисей сказал: покажи мне славу Твою (Исх. 33:18, курсив
автора).
Еврейское слово «слава» — kabowd. В своем Библейском словаре Стронг объясняет, что это слово
означает «вес чего-либо, но только в переносном и положительном смысле». В
определении этого слова есть также «великолепие и величие, изобилие и честь».
Моисей просил Бога показать ему всю Его славу. Внимательно вчитайтесь в ответ
Бога:
Я проведу пред тобою всю славу Мою [в английской Библии — Я
проведу пред тобою всю благость Мою] и провозглашу имя Иеговы
пред тобою (Исх. 33:19, курсив автора).
Моисей просил показать ему славу, а Бог обещал показать благость.
Еврейское слово «благость» — это tuwb. Оно означает «благо в
самом широком смысле слова». Другими словами, ничто не сокрыто, все доброе и
благое на виду.
Затем Бог сказал: «И провозглашу имя Иеговы пред тобою». Прежде
чем земной царь вступает в зал, глашатай объявляет его имя. Торжественное
появление царя в тронном зале во всем его величии и с оглашением его
царственного имени сопровождается звуком трубы. Таким образом явлено величие
царя, и всем присутствующим становится понятно, кто есть царь. Его величественное
присутствие наполняет людей чувством благоговения. Но если этот же монарх
пойдет по улицам своего города в обычной одежде, без сопровождающих его
придворных? По правде говоря, все, что было так явно и видимо при дворе, будет
утрачено на улице, и ни один прохожий не узнает царственной особы. От его
присутствия уже не будет перехватывать дыхание, его слава не произведет того
впечатления, которое она возымела на людей в тронном зале. По сути, именно Бог
решил объявить Свое имя перед Моисеем, сказав: «И провозглашу имя Иеговы пред
тобою и пройду перед тобой во всем Моем величии».
В Новом Завете говорится о том, что слава Господа явлена нам в
личности Иисуса Христа (см. 2 Кор. 4:6). Многие, находившиеся в присутствии
Господа, свидетельствовали о том, что они видели Его лицо и Его Самого. Да,
несомненно, но скажу вам при этом, что никто не видел Его в полноте Его славы.
Кто-то может задаться вопросом относительно того, что ученики
видели лицо Иисуса после Его Воскресения. Да, правильно, но и тогда это не
было полным явлением Его славы. Как я уже говорил, были люди, описанные в
Ветхом Завете, которые находились в присутствии Господа, но не в явлении Его
славы. Господь явился Аврааму у дубравы Мамре, но не в славе (см. Быт. 18:1,2).
Господь боролся с Иаковом, а Иисус Навин (см. Иис. Н. 5:13-15) даже не узнал
Его. Были и другие подобные этим случаи.
Когда Иисус Навин встретился с Господом перед нападением на
Иерихон, Господь явился ему как Воин. Не узнав Его, Иисус Навин спросил:
«Наш ли ты, или из неприятелей наших?» Тогда Господь открылся ему как
вождь воинства Господня и приказал Иисусу Навину снять обувь, потому что
земля, на которой тот стоял, была святая!'Иаков боролся с Господом всю ночь и к
рассвету вскричал: «Скажи мне имя Твое» (Быт. 32:29). Давайте вернемся к нашему
примеру с царем, который ходит по городу в обычной одежде, и многие его не
узнают. Именно в таком виде увидели Господа Иаков и Иисус Навин, но они все же
получили от Него великие откровения.
Следующая страница
Страницы :
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира