Определение смирения
Смирение имеет три аспекта. Во-первых, это наше послушание
Господу. Во-вторых, это наше полное упование на Него. И, в-третьих, это наше
отношение к себе. Давайте кратко рассмотрим каждый из этих аспектов.
Во-первых, наше послушание. Сразу после того как Иаков написал о
смирении, он призвал верующих: «Итак покоритесь Богу» (Иак. 4:7). Это качество
тесно связано с послушанием и смирением. Господь всегда дает Своему народу обетования
и делится Своими замыслами. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас,
говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и
надежду» (Иер. 29:11). Эти намерения для нас представляют собой Его волю и
рисуют пророческую картину пути, который нам предстоит. Мы искренне желаем
исполнения этих намерений, ибо именно Он вкладывает в наши сердца Свои
намерения (см. Пс. 36:4). В своем сердце мы имеем представление о том, куда Он
нас ведет, а наше воображение рисует логическую схему того, куда следует идти.
Однако довольно часто Бог ведет нас в направлении, которое прямо противоречит
логике. Истинное смирение признает Божью мудрость и повеления как превосходящие
наше разумение, и мы решаем повиноваться Ему даже тогда, когда ничего не понимаем.
В Притчах (3:5) написано: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не
полагайся на разум твой».
Авраам долгие годы ждал исполнения Божьего обетования об Исааке и
после рождения Исаака имел основания мечтать о том, что он сделается отцом
многих народов. Но затем однажды вечером все изменилось, потому что Бог
повелел Аврааму отправиться в трехдневный путь, чтобы предать Исаака смерти! В
этом повелении не было никакого смысла. Вы можете себе представить, какую
борьбу пришлось выдержать Аврааму, чтобы беспрекословно повиноваться Богу? Это
было болезненно принятое решение, и в свете прежде данного Богом обетования
оно не имело никакого смысла. Но по причине своего смирения Авраам решил
послушаться, несмотря на полное непонимание повеления Господа.
В Библии есть много других примеров того, как Бог повелевает или допускает обстоятельства, которые, как кажется, противоречат тому, что Он показал ранее, но своим послушанием мы получаем исполнение прежде данных нам обещаний путями, которые находятся выше нашего понимания.
Наше полное упование на Бога
Во-вторых, смирение можно определить как полную и беспрекословную
зависимость от Бога. Давид казался высокомерным, но он знал о своей
способности, дарованной ему Богом. Говоря его словами, «Господь, Который
избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина»
(1 Цар. 17:37). Его братья доверяли только своим способностям, поэтому, когда
они сравнивали себя с Давидом, они казались себе старше и сильнее. Но сила
Давида заключалась в его вере в Господа и повиновении Ему.
Мы видим те же качества в Халеве и Иисусе Навине. Они были двумя
из двенадцати лидеров, избранных израильтянами для разведки на территории
обетованной земли. Сорок дней спустя они вернулись и доложили Моисею и народу о
результатах разведки. Десять лидеров сказали следующее: «Мы ходили в землю, в
которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но
народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и
сынов Енаковых мы видели там» (Чис. 13:28,29).
Услышав такие слова, народ поднял вопль. Халев стал успокаивать
людей и с твердой уверенностью сказал: «Пойдем и завладеем ею, потому что мы
можем одолеть ее» (ст. 31).
Другие лидеры снова возразили: «Не можем мы идти против народа
сего, ибо он сильнее нас» (ст. 32).
Далее Писание говорит нам: «И сказало все общество: побить их
[Халева и Иисуса Навина] камнями!» (Чис. 14:10).
В глазах всего народа и других лидеров Халев и Иисус Навин были
самоуверенными и надменными людьми. Лидеры же, которые утверждали, что
израильтяне не смогут захватить землю, были реалистами. Они оценили ситуацию и
поняли, что им, бывшим рабам, совершенно невозможно захватить могущественные и
хорошо укрепленные города и территории. В конце концов, они защищали своих жен
и детей (см. Чис. 14:3). Эти лидеры казались смиренными, проявляющими заботу
обо всем народе, куда входили также престарелые и слабые. Халев и Иисус
выглядели при этом тщеславными и заносчивыми, потому что не хотели думать о
благополучии беспомощных людей.
Да, но посмотрите, откуда они черпают свою уверенность: «Только
против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется
нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их» (Чис.
14:9). Иисус Навин и Халев полностью полагались на Божью силу, а не на
собственные способности. Они знали, что должны были войти в эту землю и
овладеть ею по воле Бога. Они действительно могли показаться заносчивыми
хвастунами, а другие лидеры при этом выглядели реалистами. Но именно Бог
отделяет смиренных от гордых.
Смирение, или полное упование на Божью благодать, также
характеризует жизнь Павла. Он говорит о себе так:
Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как
бы от себя, но способность наша от Бога (2 Кор. 3:5).
И еще:
Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила
Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими
немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в
немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я
немощен, тогда силен (2 Кор. 12:9,10).
Такова была прогрессия жизни Павла: чем дольше он жил, тем более зависимым от Божьей благодати он становился и тем меньше он полагался на собственные силы, таланты или способности. Чем больше он подчинялся Христу, тем смелее и сильнее он действовал в своей решимости прославлять Христа.
Какими мы видим себя
Это приводит нас к третьему аспекту смирения, а именно, к тому,
какими мы видим себя. После своего обращения Павел смирил себя, отрекшись от
всех своих достижений и положения в обществе, которые он имел до встречи с
Иисусом, назвав все это сором. По большей части всю его прежнюю жизнь до
познания Христа действительно нетрудно назвать мусором.
Но что можно сказать о наших достижениях после обращения к
Христу? Часто это совсем другая история. Говоря об этих подвигах, Павел заявил:
«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забываю заднее [то, что Бог
сделал через него после обращения] и простираюсь вперед» (Фил. 3:13, курсив
автора).
Через несколько лет после обращения Павел был посвящен в апостолы
(см. Деян. 13:1-4). Он получил множество духовных откровений и мудрости,
которые позволили ему вновь достичь больших успехов. Он основал церкви по всей
Азии и Восточной Европе. Мы видим доказательства смирения в его послании вновь
образованной церкви в Коринфе, которое он написал в 56 году. Ему оставалось
жить десять лет, и он был испытанным ветераном в деле служения Иисусу. Но вот
что он говорит:
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом,
потому что гнал церковь Божию (1 Кор. 15:9).
Вы слышите в этих словах смирение? Хочу подчеркнуть, это не ложное
смирение. Притворное смирение знает, как использовать правильно подобранные
слова, чтобы показаться кротким, однако в нем нет скромности ума и сердца.
Такая позиция обманчива и лицемерна. Но при написании Библии по вдохновению
Святого Духа вы лгать не сможете! Павел не смог бы сделать такого заявления,
если бы не видел себя таковым в действительности. Поэтому если Павел говорил,
что он есть наименьший из апостолов, значит, в своем истинном смирении он
действительно так думал.
Однако посмотрите на следующее предложение: «Но я более всех их
потрудился» (1 Кор. 15:10). Более кого? Более всех остальных апостолов!
Подождите! Неужели Павел хвалится собой? Создается такое впечатление, что
теперь говорит совсем другой человек. Как он может называть себя наименьшим из
апостолов и тут же хвалиться тем, что «он более всех их потрудился»? Сначала его
слова кажутся высокомерными и как будто аннулируют его предыдущее заявление,
однако это не так. Затем следуют слова Павла о его полной зависимости:
Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10).
Он заявляет, что все, сделанное им, было сделано только по
благодати Божьей. Он был способен отделить себя от всех своих достижений. Он
полностью осознавал тот факт, что его успехи стали возможными только благодаря
Божьей силе, которая проистекала через него.
Трудно все же принять определение Павлом самого себя как
«наименьшего из апостолов». В его дни, а также в последующей церковной истории
он считался одним из величайших апостолов. Но посмотрите, что говорит Павел
верующим в Эфесе семь лет спустя, в 63 году, примерно за три-четыре года до своего
ухода. За эти семь лет со времени написания Послания к Коринфянам он сделал
еще больше, чем за всю свою предыдущую жизнь. Здесь он так пишет о себе:
Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать
язычникам неисследимое богатство Христово (Еф. 3:8, курсив автора).
За семь лет до этого он называл себя «наименьшим из апостолов», а
теперь он уничижает себя еще больше, называясь наименьшим из всех святых! Что
это? Если кто-то и мог хвалиться, то уж, конечно, Павел. И помните, при написании
Библии лгать невозможно, невозможно избрать политически правильный религиозный
стиль. Он действительно видел себя в таком свете!
Этот рост продолжался, ибо мы находим подтверждение этому накануне
его смерти в Послании к Тимофею:
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел
в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1:15).
Теперь он не называет себя наименьшим из апостолов и даже из
святых. Он видит себя первым из грешников. Обратите внимание, он не говорит,
что он был первым из грешников, но использует в этом предложении
настоящее время. Однако
именно
ему было дано откровение о том, что обращенный человек становится абсолютно
новым творением во Христе и для него все древнее прошло, а теперь — все новое
(см. 2 Кор. 5:17). Просто он никогда не забывал о том, как много сделал для
него Спаситель.
Чем дольше Павел служил, тем менее достойным по мере роста своего смирения он себя видел. Может быть, это было действие благодати Божьей, которая умножалась пропорционально его возрасту? Ибо Иаков говорит, что Бог «смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). А может, поэтому Бог так откровенно показывал Свои пути Павлу, что даже апостол Петр недоумевал по этому поводу? Бог через пророка Исайю говорит, что Он не посещает смиренных лишь изредка, а постоянно пребывает с ними. Когда мы постоянно живем с Ним, мы становимся очень близкими друг к другу.
Близнецы силы
Теперь перейдем к теме близнецов силы Царствия. Это Страх
Господень и Смирение. Помните, в предыдущих главах мы выяснили, что
страх Господень — это начало пути близкого познания Бога, однако то же самое
можно сказать и о смирении. Псалмопевец заявляет:
[Бог] научает кротких путям Своим (Пс. 24:9, курсив
автора).
Бог показывает Свои пути кротким, то есть смиренным. Немного ниже мы
читаем:
Кто есть человек, боящийся Господа7. Ему укажет
Он путь, который избрать (Пс. 24:12, курсив автора).
По сути, люди, которые боятся Господа, действительно смиренны, а
истинно смиренные люди действительно боятся Бога. Вспомните, что Моисей знал пути
Господни, а израильтяне знали Бога только по Его ответам на молитвы, то есть
по Его делам. Моисей боялся Господа и был очень кротким.
Видите связь между этими понятиями? Израилю недоставало страха
Господня (см. Втор. 5:29), а также смирения (мы это видели в случае с Иисусом
Навином и Халевом).
Псалмопевец соединяет страх Божий со смирением почти неразрывными
узами. Мы постоянно видим это в Писании. Вот один из таких примеров:
Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение (Прит.
15:33, курсив автора).
В царстве тьмы тоже есть свои близнецы силы. Они являются полной
противоположностью Страху Господню и Смирению. Это Ропот и
Гордыня. Мы видим, как в Притчах эти пары противопоставляются друг
другу.
За смирением следует страх Господень, богатство и
слава и жизнь. Терны и сети на пути коварного [и своевольного]; кто
бережет душу свою, удались от них (Прит. 22:4,5, курсив автора).
Вы видите, что страх Господень и смирение опять связаны между
собой и противопоставлены гордыне и недовольству. Иисус смирил Себя больше чем
кто-либо из людей или ангелов. Поэтому Он был превознесен выше всякого имени
(см. Фил. 2:8,9). Помимо других добродетелей, Он обладал радостью в страхе
Господнем, поэтому присутствие в Нем и на Нем Духа Святого было без меры (см.
Ис. 11:2,3; Иоан. 3:34).
В противоположность этому Люцифер, который был помазанным
херувимом, но потом стал всем известным сатаной, превознес себя сам через
гордость и стал мятежником более чем кто-либо другой до или после него. Поэтому
он был низвергнут «в ад, в глубины преисподней» (см. Иез. 28:14-17; Ис.
14:12-15).
Следующая страница
Страницы :
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира