Два аспекта Божьего присутствия
Здесь нам следует дать определение тому, что значит Божье
присутствие в Писании. Во-первых, это Его вездесущность.
Именно об этом говорит Давид: «Куда пойду от Духа Твоего, и от
лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138:7). Вездесущность Бога означает, что Он
присутствует одновременно везде. Далее Давид говорит: «Взойду ли на небо — Ты
там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Скажу ли: „может быть, тьма скроет
меня, и свет вокруг меня сделается ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и
ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138:8,11,12). Невольно
вспоминается обещание Бога никогда не оставлять нас (см. Евр. 13:5). И хотя мы
не чувствуем Его присутствия, это не опровергает того факта, что Он всегда
находится рядом. Мы просто этого не чувствуем.
Второй аспект присутствия Божьего относится к Его очевидному
присутствию. Слово очевидный означает превращение невидимого,
неслышимого и неизвестного в видимое, слышимое и известное. Моисей страстно
желал увидеть явное присутствие Господа. Именно так Господь являет Себя не
только нашему духу. В таких ситуациях Его присутствие начинают осознавать
также наш разум и чувства. Именно тогда наш разум получает Его знание. Об этом
аспекте присутствия говорил Иисус в следующем стихе:
Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и
явлюсь ему Сам (Иоан. 14:21).
Псалмопевец говорит об этом, заявляя следующее: «Блажен народ,
знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи» (Пс. 88:16). Петр
призывал жаждущих Бога в день Пятидесятницы: «Итак покайтесь и обратитесь,
чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа» (Деян.
3:19,20, курсив автора).
Бог может явить Свое присутствие разнообразными путями. В Писании одни Его видели, другие слышали голос, не видя Его Самого, третьи ощущали Его близость и посредством Его откровения мгновенно получали знание, которым не обладали раньше. Ясно одно — когда Он приходит, вы это знаете точно, вы почувствуете это всем своим нутром и будете знать, что Он здесь.
Искать Самого Господа или Его проявления?
Я видел людей, отчаянно желавших Его присутствия и на этой почве
заблудившихся. Они в большей степени ищут проявлений Божьих, а не личности
Господа. Бог прошел мимо Илии, и Его присутствие проявилось величайшими
знамениями. Сначала подул большой и сильный ветер, но не в ветре заключен
Господь. Затем началось землетрясение, но в Писании ясно сказано, что не в
землетрясении Господь. После землетрясения был огонь, но и не в огне Господь.
После огня повеял тихий ветер, и только тогда Илия понял, что он оказался в
присутствии Бога.
Я видел, как люди ищут проявлений Божьих, думая, что через
проявления они найдут Самого Бога. Но они не ищут Господа своим сердцем, чтобы
в результате такого состояния испытать Его явное присутствие. Часто после Богом
вдохновленной и обличительной проповеди я призываю людей выйти вперед, чтобы
встретиться с Богом. Бывают моменты, когда люди начинают молиться таким
образом, что их молитвы привлекают к себе внимание других людей или отвлекают
их, нарушая атмосферу собрания. Одни смеются, другие начинают трястись или
жестикулируют и производят какие-то действия. Причина такого поведения
заключается в том, что когда-то они искали Бога и Его присутствие побудило их
смеяться, трястись или плакать, так что теперь они неосознанно делают то же
самое в надежде, что Бог явит Свое присутствие в подобных же проявлениях, но
этого не происходит. Часто я унимаю таких людей и прошу их этого не делать, а
просто успокоиться и обратить свое сердце к поиску Самого Иисуса. Если при
этом будут какие-либо проявления, отлично! Но нам не следует искать Его при
помощи каких-либо проявлений. Нам нужно искать Самого Господа!
Вспоминаю одну встречу, произошедшую в Азии, когда многие
откликнулись на призыв к покаянию. В передней части церкви оказалось
недостаточно места, чтобы вместить всех желающих. На призыв ответили многие из
присутствовавших, поэтому я попросил их молиться и искать Его там, где они
находятся. После молитвы я призвал их обратиться к Господу прямо на месте.
Божье присутствие охватило все собрание самым удивительным образом. Было
радостно наблюдать, как над собранием воцарился Господь, явив Себя
присутствующим. Я много раз испытывал подобное, но для меня это так и не стало
привычным или обычным явлением. В таких случаях ты ощущаешь Его в большей
степени, чем людей, стоящих рядом с тобой. Когда на собрании воцарилось Его
присутствие, кое-кто стал громко смеяться, и я сразу почувствовал грусть. И
тут же получил объяснение своему состоянию — Господь ушел еще быстрее, чем
пришел к нам, а люди продолжали смеяться и возвышать голос так, словно Он
оставался среди нас.
Я остановил их и стал порицать, осознавая, что они просто
повторяли то, что произошло несколько месяцев назад в Его присутствии, когда в
их страну приезжал один известный евангелист. Служение евангелиста
сопровождалось очень сильным проявлением, которое многие называют «святым
смехом». Я действительно верю, что бывают времена, когда при посещении Богом у
людей возникает радостный смех. Собственно, я испытал это на своем опыте, а
также видел эти проявления на наших собраниях. Однажды в Индонезии Дух Святой
охватил все собрание радостью, и в течение двух часов мы вместе с переводчиком
наблюдали такой сильный смех в зале, что люди буквально катались по полу. Все
началось с того, что пятеро женщин плакали, но потом этот плач превратился в
заразительный смех, который распространился по всей аудитории. До этого они не
испытывали ничего подобного. Они действительно искали Бога!
Но на этот раз все проходило иначе. Внимание людей было приковано
к внешним проявлениям Божьего присутствия, а не к Самому Господу. Они пришли к
тому выводу, что если люди не смеются, значит, нет проявлений Божьего присутствия.
Я часто бывал в Божьем присутствии и мощно и явственно ощущал Его, но внешних
признаков Его присутствия при этом не было. Бывало, что в Его присутствии у
меня начинался неудержимый плач, но я понимал, что это результат моих поисков
Бога и вхождения в Его присутствие.
Чтобы вам было ясно, приведу один пример. Представьте себе, что
после того, как вы надели брюки, вы засовываете руки в карманы и обнаруживаете
в них стодолларовую банкноту. Я надел брюки, не надеясь, что обнаружу в них
деньги, и нашел их случайно. Я собирался лишь одеться, а одевшись, обнаружил
этот сюрприз. Мы не ищем проявлений, но ищем личность Господа, а все, что
приходит с Его присутствием, это сюрпризы и неожиданные подарки.
После того как я сделал выговор собравшимся, я объяснил им, что понимаю их желание войти в Его присутствие, но предупредил, чтобы они не подменяли своим прошлым опытом Самого Бога. После этого предупреждения присутствие Божье снова вернулось в зал, вызвав в нас священное благоговение. На этот раз многие плакали, а не смеялись, и, главное, все, кто искал Господа, ощутили на себе Его прикосновение и независимо от того, плакали они или нет, вошли в Его чудесное присутствие.
Проявления не насыщают
Помните, что сыны Израилевы никогда не могли насытиться манной.
Бог давал им в пустыне манну для того, чтобы показать, что они отчаянно
нуждались в другом — в Его присутствии. Моисей сказал:
И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне,
вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в
сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил
тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы
показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим
из уст Господа, живет человек (Втор. 8:2,3, курсив автора).
Давайте внимательно исследуем слово исходить. Моисей не
сказал, что слова исходили из Его уст. Он имел в виду, что это процесс
продолжающийся и он не завершился в прошлом. Сказанное Слово можно услышать,
если ты находишься в Его присутствии! Илия очутился в присутствии Бога не
случайно, просто проходя мимо. Он ждал Бога, Который явился, прежде чем
ответить ему. В Азии люди сначала ориентировались на внешние проявления, которые
наблюдали во время Божьего явления в прошлом. Но в результате Бог покинул
собрание. Он ушел творить нечто новое, в то время как эти люди остались без
Него, пытаясь найти Его там, где Он был когда-то.
Манна никогда не могла удовлетворить сынов Израилевых. Точно так же никакие внешние проявления никогда не смогут удовлетворить наши самые сильные стремления, потому что внешние проявления не могут быть конечной целью. Если искать их и дальше, мы пойдем по пути все более сильных разочарований, если только не пожелаем уйти от того, что не может принести удовлетворения, и не начнем снова искать близости с Ним.
Довольствоваться взаимоотношениями на уровне интеллекта
Другим печальным исходом поисков Бога может стать ситуация, когда
верующие превозносят внешние проявления Его присутствия, вместо того чтобы
превозносить Самого Господа. Такое отношение многих людей уводит их из
реального Божьего присутствия. Разочарованные дисгармонией и необычным
поведением тех, кто ищет Бога, сами они становятся осторожными и довольствуются
отношениями с Господом на уровне разума. Это трагическая ситуация, потому что
мы были созданы для большего. А. У. Тозер писал, что в последние дни доктрину
оправдания верой:
...многие интерпретировали таким образом, что она фактически
препятствовала людям познавать Бога. Весь процесс религиозного обращения
превратился в формальное и бездуховное действо... Человек «спасается», но не
испытывает жажды по Богу. В сущности, его специально побуждают чувствовать
удовлетворение и учат довольствоваться малым (The Pursuit of God, рр. 12,
13).
Отношения с Богом на уровне разума можно назвать формальными и
бездуховными. Мы были созданы для того, чтобы пребывать с Ним в реальности, а
вовсе не в теории. Пока мы не испытаем полноты этого общения с Ним, мы никогда
не получим удовлетворения. Иисус умер для того, чтобы удалить завесу, которая
отделяла нас от присутствия Бога. Именно поэтому псалмопевец восклицает:
Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя,
желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И
птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих,
у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны [счастливы,
удачливы и достойны зависти] живущие в доме Твоем: они непрестанно будут
восхвалять Тебя (Пс. 83:1-4).
Следующая страница
Страницы :
***
Другие сайты автора : И смех, и не грех
Искусство мира